Многих читателей "АиФ" интересует, почему в магазинах порой снижается количество дешевых изделий и увеличивается - дорогих. Как государство регулирует цены на товары, ведь в вопросах ценообразования наша политика существенно отличается от западной?
За разъяснением механики цен наш корреспондент обратился к заместителю председателя Госкомцен Ю. ЖУКОВУ.
КОРР. Все мы знаем, что в нашей стране проводится политика стабильности государственных розничных цен. Но в последние годы в торговле появляются товары с ценами, которых раньше не было. Это и дорогие меха, ковры, хрусталь, да и просто модная одежда, обувь.
Нет ли противоречия в том, что в условиях стабильности государственных цен все же наблюдается их рост?
ЖУКОВ. Прежде всего следует отметить, что политика стабильности розничных цен проводится в отношении основных товаров и поэтому динамика их на разные группы товаров неодинакова. Например, на ряд предметов роскоши (ювелирные изделия, меха, автомашины, ковры, хрусталь и некоторые другие) розничные цены в конце 70-х - начале 80-х годов были повышены.
Иное дело - основные продовольственные и непродовольственные товары. По ним обеспечивается стабильность государственных розничных цен, и они остаются в течение многих лет неизменными, а на некоторые товары цены даже снижаются.
Однако стабильность цен не означает их "замороженности", автоматического применения к новым товарам, отличающимся высоким качеством. Если на смену одним товарам приходят другие, более совершенные, то они и стоят дороже. Их стоимость устанавливают, исходя из действующих цен на аналогичные товары, с учетом повышения качества и улучшения потребительских свойств. И такие изменения цен нельзя рассматривать как повышение.
Спрос на товары высокого качества большой. При расширении выпуска современных и качественных изделий повышается и средняя цена товарной группы. Этот процесс оправдан, если изменение ассортимента, структуры производства соответствует спросу покупателей.
Например, с 1980 по 1983 г. средние розничные цены на цветные телевизоры практически оставались неизменными, а на черно-белые даже снизились с 250 до 232 руб., однако средняя цена на телевизоры повысилась с 370 до 420 руб. За счет чего же произошел такой рост? За счет того, что покупатели более охотно приобретали цветные телевизоры, а не черно-белые и их производство увеличивалось высокими темпами.
Растет жизненный и культурный уровень населения, и, как следствие, растут запросы. Сегодня покупатель к выбору многих изделий подходит с иными мерками, чем 10 или даже 5 лет назад. Если это платье, то оно должно быть добротным, модным, хорошо сшитым. Если это холодильник, то нужен большей емкости, с автоматическим оттаиванием морозильной камеры. Все это требует дополнительных производственных затрат, а следовательно, не может не учитываться в цене товара.
КОРР. Не означает ли это, что покупателям будут предлагаться все более и более дорогие товары?
ЖУКОВ. Расширение выпуска модных изделий, разумеется, не должно приводить к необоснованному сокращению производства недорогих, но добротных товаров. Важно выпускать разнообразный по качеству и цене ассортимент, удовлетворяющий запросы всех групп покупателей с разными доходами. Естественно, что при этом и дешевые изделия должны быть современными по оформлению, отделке, отвечать требованиям моды.
Но здесь не все обстоит так, как хотелось бы. Нередки еще случаи, когда предприятия прекращают выпуск недорогих товаров, добиваются искусственного завышения цен на выпускаемые изделия, стараясь без необходимости использовать более дорогостоящее сырье. В выпуске товаров широкого ассортимента очень существенна роль цен. Они должны создавать такие экономические условия работы предприятий, при которых было бы выгодно выпускать товары разного качества с разными ценами, и в этом направлении ведется работа по совершенствованию цен.
Между тем решить эту задачу только за счет цен, без изменения планирования производства, безусловно, невозможно Необходимо улучшить изучение спроса покупателей, выявлять не общую потребность в товарах, а дифференцированную по уровню розничных цен, разработать ассортиментный минимум товаров, чтобы магазины заказывали однотипные товары разной стоимости, и с учетом цен строить заявки и заказы торговли на плановый период.
В недавно принятом постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР по легкой промышленности предусмотрено, что в плане производства продукции в натуральном выражении будут выделяться объемы выпуска товаров по ценовым группам, т. е. разные товары по разным ценам.
КОРР. Буржуазные экономисты считают, что у нас в системе ценообразования совсем не работает закон стоимости и отсюда происходит "неувязка" с ценами. Что вы на это можете ответить?
ЖУКОВ. В основе цены у нас в стране лежат общественно необходимые затраты и в целом обеспечивается соответствие цен этим затратам. Такая система создает возможность работы предприятий в условиях действующего хозяйственного механизма, обеспечивает каждому нормально работающему предприятию возмещение издержек производства и получение прибыли.
Цены, опирающиеся на общественно необходимые затраты, обеспечивают подчинение хозяйственных интересов предприятий экономическим интересам страны. Однако цены на отдельные группы товаров сознательно отклоняются от стоимости, Это отклонение, а точнее сказать, плановое регулирование цен производится в интересах подъема жизненного уровня трудящихся и осуществляется в рамках единой политики государства в области ценообразования.
Политика розничных цен на товары народного потребления носит ярко выраженный социальный характер, что находит свое выражение в стабильно низких ценах на основные продукты питания, предметы санитарии и гигиены, льготных ценах на товары для детей.
Например, затраты на мальчиковые полуботинки ниже, чем на взрослые, всего на 15%, а розничная цена на них ниже на 45%. Искусственный мех для изготовления детских пальто почти вдвое дороже действующей на него розничной цены. А возьмите такие продукты питания, как мясо, молоко, хлеб, - стоимость их значительно ниже закупочных цен.
Для сохранения в течение длительного времени стабильных цен на основные потребительские товары и услуги государство ежегодно выделяет значительные средства. Так, в 1986 г. на возмещение разности между затратами государства на закупку, переработку и реализацию мясомолочной продукции и действующими розничными ценами из госбюджета будет выделено около 50 млрд. руб. Дотация по тканям и мехам, используемым для пошива детской одежды, составит свыше 1 млрд. руб. в год.
В то же время государство поддерживает относительно высокий уровень розничных цен на неосновные товары, такие, как ювелирные изделия из драгоценных металлов, легковые автомобили и бензин, хрусталь, оригинальные новинки сложной бытовой техники, особо модные изделия, а также на товары, которые являются социально вредными, - это винно- водочные и табачные изделия.
КОРР. На XXVII съезде КПСС говорилось о том, что следует придавать ценам большую гибкость, увязывать их не только с затратами, но и с потребительскими свойствами товаров, эффективностью производства изделий, степенью сбалансированности производимого продукта с общественными потребностями и спросом населения. Что в этом направлении уже сделано?
ЖУКОВ. Совершенствование ценообразования направлено на создание таких экономических условий работы предприятий, при которых они были бы заинтересованы в выпуске широкого ассортимента товаров, в быстрейшем прекращении выпуска тех изделий, которые перестали пользоваться спросом покупателей, и замене их новыми, высококачественными товарами. Производство новых изделий, отвечающих потребностям покупателей и пользующихся повышенным спросом, должно быть более выгодно для предприятий, чем выпуск устаревших моделей.
Исключительно важное значение в связи с этим имеет дальнейшее совершенствование практики применения временных цен на товары улучшенного качества, договорных цен на особо модные изделия, а также скидок с оптовых цен на товары, пользующиеся ограниченным спросом.
Уровень затрат на освоение производства нового изделия и сырье не является основанием для установления временной надбавки к цепе, если эти затраты не обеспечили соответствующего качества изделия. С другой стороны, может быть установлена значительная временная надбавка при относительно небольших затратах, но высоком качестве продукции. Это ориентирует предприятие на достижение высокого качества нового изделия при наименьших затратах.
Вместе с тем серьезным недостатком практики применения временных цен является то, что отдельные предприятия выпускают товары с отклонением от образца-эталона или с низким качеством исполнения. Проведенные проверки выявили многочисленные факты таких нарушений. Так, только нашим комитетом отменено свыше 800 цен. При этом у предприятий изъяты все дополнительные средства, полученные от выпуска этих изделий с начала года.
Беседу вела Л. ИЛЬИНА