Примерное время чтения: 6 минут
207

36 % розничной торговли Венгрии приходится на кооперативный и 2 % - на частный сектор. Внутренний рынок Венгрии

* "Средний" венгр тратит 29% своих доходов на продовольственные, 15% - на пищевкусовые, 30% - на промышленные товары и 25% - на оплати услуг.

* 85% поступающих на внутренний рынок товаров приходится на отечественные изделия, 15% - на импортные.

Мы предлагаем вашему вниманию беседу корреспондента журнала "Венгерские новости" с заведующим главным отделом экономики Министерства внутренней торговли ВНР Беньямином БУДАИ.

- Расскажите, пожалуйста, вкратце об организации системы венгерской торговли, о соотношении в ней государственного, кооперативного и частного секторов.

- Система внутренней торговли в Венгрии включает более 600 социалистических хозяйственных организаций, 37 тыс. магазинов и 18 тыс. заведений общественного питания.

Оптовая торговля находится главным образом в руках государственных организаций. Решающая доля - 62% - приходится на государственный сектор и в розничной торговле. Доля кооперативного сектора приближается к 36%, а через сеть частной торговли реализуется около 2% всего внутреннего товарооборота.

- Какова динамика торгового оборота за истекший период, какие тенденции ожидаются на последующие годы?

- Товарооборот розничной торговли вот уже несколько лет развивается планомерно. В VI пятилетке (1981 - 1985 гг.) он возрос примерно на 8%.

В структуре потребления населения существенных изменений не наблюдалось: в среднем каждый гражданин тратил 28 - 29% своих доходов на продовольственные товары, 15% на пищевкусовые товары, 30% - на промышленные товары и 25 - 26% - на оплату услуг. В то же время можно отметить одну тенденцию: несколько сократились расходы на продовольствие и возросли расходы на покупку промышленных товаров. В целом можно сказать, что покупатели взвешивают свои потребности по принципу важности, выдвигая на первое место приобретение ценных современных товаров длительного пользования. Например, существенно возросла продажа товаров и материалов, необходимых для индивидуального строительства.

Предполагается, что в дальнейшем потребление будет возрастать в соответствии с возможностями народного хозяйства. В 1990 г. розничная торговля будет продавать товаров примерно на 9% больше. Изменится и структура потребления. В частности, более быстрыми темпами будет расти торговля промтоварами, тогда как объем услуг, общественного питания и продажи предметов одежды, по существу, останется неизменным.

- Как влияет инфляция на рост торгового оборота?

- Цены на потребительские товары растут на планомерной основе, в соответствии с планами развития народного хозяйства. Например, в 1986 г. они выросли на 5- 5,5%.

Цены на основные товары широкого потребления поддерживаются значительными дотациями со стороны государства, и их рост сдерживается административными мерами. Одна из наших перспективных целей состоит в сужении круга дотаций, однако, исходя из требований и целей нашей социальной политики, необходимо при повышении цен искать методы компенсации для отдельных слоев населения.

Есть товары, потребление которых мы намерены сократить, повышая на них цены. Здесь я имею в виду, в частности, спиртные напитки, а также отдельные предметы роскоши, например французские духи.

- Каково соотношение отечественных и импортных товаров в ассортименте венгерской торговли? В каких областях наиболее значительна доля импортных изделий?

- Поступающие в оборот товары на 84 - 85% представляют собой отечественные изделия, на импорт приходится 15-16%.

Известно, что наша страна в силу своих природных условий не может производить многие изделия, важные с точки зрения общественного снабжения, например какао, чай и т. д. Существует также импорт, предназначенный для расширения ассортимента.

За границей мы покупаем все промышленные товары, которые не выпускаются в стране, например легковые автомобили, мотоциклы, фотоаппараты, часы и т. д., а также многие товары - например, телевизоры и другие изделия техники связи, - которые служат предупреждению дефицита и способствуют распространению передовой техники.

Около 20% продаваемых в Венгрии промтоваров ввозится из-за границы. В отношении предметов одежды этот показатель еще выше- 30%, однако здесь речь идет в первую очередь о ввозе не готовой продукции, а изделий, производимых в рамках различных международных соглашений по сотрудничеству.

Большая часть импортных товаров поступает к нам от социалистических партнеров; товарообмен с ними на 75% основан на межгосударственных соглашениях.

Заслуживают внимания формы непосредственного сотрудничества венгерских хозяйственных организаций с отдельными советскими республиками. Венгерские покупатели приветствуют мероприятия, проводимые в рамках национальных недель отдельных республик. Можно сказать, что в ассортименте таких важных товаров, как часы, отдельные музыкальные инструменты, холодильники, стиральные машины, портативные телевизоры, рыбные консервы и т. д., советские товары играют определяющую роль. В организации импорта на валюту мы стремимся к максимальной экономии и эффективности, покупаем главным образом такие товары, которые не можем приобрести из других источников.

- Какова роль частного сектора в снабжении населения?

- Частный сектор, как об этом свидетельствует его доля в обороте, играет в торговле вспомогательную роль. Однако в отдельных областях - например, в торговле овощами и фруктами, цветами и т. д. - он вот уже несколько лет занимает очень важное место, а в последние годы оживилась его деятельность и в других сферах, особенно в сфере общественного питания и торговли готовой одеждой. Частную торговлю мы продолжаем поддерживать в тех отраслях, где создание крупных торговых единиц нерентабельно и недостатки снабжения можно устранить с помощью маленьких магазинов. Это касается в первую очередь мелких населенных пунктов и районов больших городов с недостаточно развитой торговой сетью.

- Можно ли считать снабжение в Венгрии стабильным?

- По нашему мнению, надежное обеспечение внутреннего рынка является решающим элементом здоровой политической атмосферы. В торговле постоянно имеется соответствующий ассортимент основных товаров, определяющих качество снабжения.

Проблемы в снабжении населения продовольствием возникают лишь тогда, когда, например, в результате неблагоприятных погодных условий уменьшается предложение отдельных садово-огородных культур или - как это было в случае с пастеризованным молоком - мощности перерабатывающей промышленности не поспевают за быстро растущим спросом населения на отдельные продукты. То же самое можно сказать и об отдельных товарах длительного пользования.

Однако предложение материалов, необходимых для индивидуального строительства и ремонта квартир, топлива можно считать удовлетворительным; из года в год расширяется и выбор товаров для культурного досуга.

- Есть ли в Венгрии дефицитные товары?

- Бывает, конечно, что из десятков тысяч товаров тот или иной иногда или в некоторых местах исчезает. Однако о хроническом дефиците говорить не приходится, ибо, как только возникает нехватка какого-либо товара первой необходимости, Министерство внутренней торговли принимает меры для расширения отечественных мощностей по его производству или источников импорта.

* Подробнее о решении проблемы дефицита в ВНР см. с 8.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно