137

ДЛЯ БЛАГА СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. В целях удовлетворения покупательского спроса

НЕМАЛО буржуазных политологов и экономистов пытаются представить дело так, что в социалистическом обществе на человека смотрят только как на производителя материальных благ. А все, что касается потребления, особенно семейного и личного, роли человека как потребителя, уходит якобы на второй план. Что авторам таких выдумок и "теорий" до открытого В. И. Лениным закона возвышения потребностей, до создания в развитом социалистическом обществе объективно необходимых условий для наиболее полного проявления его действия! Что им до того, что главной целью социалистического общества является наиболее полное, всестороннее удовлетворение материальных и духовных потребностей всех членов общества!

ПРОИЗВОДСТВО ДЛЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ

В. И. Ленин писал о том, что социалистическое общество-это общество с планомерно организованным производством для потребления. В этом суть. Именно этого не хотят понять критики социализма.

Социальная программа нашей партии, направленная на благо советских людей, включает улучшение их жилищных условий, совершенствование системы здравоохранения, обеспечение а старости, создание больших возможностей для воспитания детей, улучшения школьного и всех других форм образования, занятий физической культурой и спортом, охраны труда. Известно, что на решение этих и других задач, непосредственно связанных с ростом народного благосостояния, наше государство расходует 4/5 национального дохода.

Действительно, величина национального дохода, использованного в 1981 - 1982 гг. непосредственно на цели народного благосостояния, выросла на 128 млрд. руб. по сравнению с первыми Двумя годами десятой пятилетки. Высокими темпами продолжают расти общественные фонды потребления. По сравнению с 1940 г., в расчете на душу населения они возросли в 1982 г. с 24 до 475 руб., т. е. почти в 20 раз.

Посмотрим же, как улучшается личное потребление советских людей, как удовлетворяется покупательский спрос.

Объем розничного товарооборота вырос в 1982 г., по сравнению с 1965 г., более чем в 2,6 раза. Объем продажи товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода рос более интенсивно. Продажа мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов только через государственную и кооперативную торговлю увеличилась с 1965 по 1982 г. соответственно с 5,3 по 10,6 млн. т и с 15,4 до 32,2 млн. т. Более чем в 3 раза за этот период выросла продажа мебели, в 2 - телевизоров (в том числе цветных, которые в 1965 г. вообще не продавались), холодильников - в 3 раза, электропылесосов - в 4,6, магнитофонов - почти в 8 и, наконец, легковых автомобилей - более чем в 2 раза. Налицо крупные сдвиги в товарообороте, структуре личного потребления советских людей. Так, в среднем на каждую семью приходилось в 1982 г. более 5 различных часов, по телевизору (в некоторых семьях - их имеется 2 и даже 3), по холодильнику.

В среднем на человека, как показывают обследования специалистов Всесоюзного НИИ конъюнктуры и спроса, приходится уже более 20 предметов личного гардероба, в том числе 7 - 8 пар различной обуви. Домашний быт советских людей, их досуг становятся более комфортабельными, технически и информационно обогащенными.

ПОТРЕБНОСТИ И СПРОС

Однако в промышленности, производящей товары народного потребления, и в торговле ими существует ряд серьезных проблем. Нельзя не признать, что, например, темпы роста производства и продажи населению хлопчатобумажных тканей и изделий из них за названный период были недостаточными по сравнению со спросом населения, тенденциями в моде.

В последние годы партия все более настойчиво и остро ставит вопрос о преодолении имеющих еще место трудностей в снабжении населения товарами первой необходимости и массового спроса, недостатков в развитии торговли, всей сферы услуг. Это относится, конечно же, в перл/ю очередь к обеспечению населения высококачественными продуктами питания.

В связи с задачами, стоящими перед производством товаров для народа и торговлей, существенно повышается значение работы по изучению, формированию и прогнозированию спроса населения как на товары, так и на услуги. Ведь сегодня, а тем более завтра невозможно представить себе серьезную перестройку ассортимента товаров народного потребления и повышение их качества без четкой ориентации производства и торговли на действительные, разумные потребности людей, на сложившийся и формирующийся спрос населения.

Изучение спроса населения - влияние на него денежных доходов, цен и других факторов, потребительских характеристик и оценок товаров - необходимо перевести на рельсы активных, наступательных действий. В основе этих действий должно лежать формирование разумных потребностей людей. Отсюда определяются и направления совершенствования ассортимента и качества услуг. Из этого вытекает один весьма существенный вывод: потребитель должен все более активно, непосредственно и в лице своего полномочного представителя-торговли, составляющей свои заказы производству, - участвовать в управлении выпуском и реализацией товаров народного потребления, в выработке планово-хозяйственных решений о расширении и обновлении ассортимента. Не все здесь пока обстоит благополучно. На прошедшую в 1983 г. оптовую ярмарку по товарам культурно- бытового назначения было представлено 25 тыс. образцов изделий, и только 2,2 тыс. - новых, т. е. лишь 9 проц. общего их числа.

В ИНТЕРЕСАХ ПОКУПАТЕЛЯ

В решениях XXVI съезда КПСС, майского (1982 г.), ноябрьского (1982 г.), июньского (1983 г.) Пленумов ЦК КПСС партия в качестве ключевых, важнейших социально- экономических задач выдвигает требования расширения производства, улучшения ассортимента и качества товаров народного потребления, преодоления отставания в торговле, сфере услуг. Глубока взаимосвязь дальнейшего развития сельского хозяйства, всего агропромышленного комплекса с решением задачи борьбы с потерями продукции. Производство сельскохозяйственной продукции, сырьевое обеспечение пищевой и легкой промышленности на 70 - 75 проц. формируют фонд личного потребления. От этого зависит обеспечение торговли изделиями необходимого ассортимента и качества, рационализация потребления.

Принимаемые партией меры по развитию торговли дают свои результаты. Сегодня советская торговля представлена более чем миллионом предприятий - от гигантских торговых центров до маленьких булочных и киосков. Увеличивается число современных универсамов и универмагов, особенно в районах новой застройки, расширяется внедрение самообслуживания, продажа товаров по заказам населения, в том числе и с доставкой их по месту работы и на дом. В 1982 г. население приобрело в государственных и кооперативных магазинах, а также на колхозных рынках товаров на 304,2 млрд. руб. Быстрее осваивается прогрессивная индустриальная технология товароснабжения на основе контейнеризации, модернизируется оборудование в общественном питании и т. д. В ближайшие годы еще более расширится ассортимент товаров народного потребления, появится больше новинок бытовой техники, модных изделий, добротной и удобной одежды и обуви для различных групп населения.

А. ОРЛОВ, доктор экономических наук, профессор, директор ВНИИ конъюнктуры и спроса

Смотрите также:

Также вам может быть интересно