ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ никогда не достигают предела, человек не может остановиться и сказать себе: "Довольно, все мои желания удовлетворены сполна". Именно постоянное воспроизводство такой неудовлетворенности, вытекающей из сформулированного В. И. Лениным закона возвышения потребностей, служит важным стимулятором человеческой деятельности и развития производства. Удовлетворяя потребности, которые возникли на той или иной стадии прогресса общества, люди изменяются сами, совершенствуют свои способности. Их потребности не только расширяются, умножаются количественно, но преобразуются качественно. Следовательно суть проблемы состоит в том, чтобы каждый человек умел разумно пользоваться постоянно растущими материальными и духовными возможностями, предоставляемыми ему обществом. И видел их органическую взаимосвязь с результатами своего труда.
Что же характеризует сегодня внутрисемейную экономику?
Возьмем для примера обыкновенную среднюю семью. Если в 1968 г. доход свыше 100 руб. в месяц на члена семьи имели 4 проц. населения, то к концу 1085 г. их будет 60 проц. Доходы непрерывно увеличиваются главным образом в результате роста профессионального мастерства работающих членов семьи, их производственной инициативы. Увеличению доходов в значительной мере способствуют общегосударственные мероприятия по повышению заработной платы, пенсий, пособий, стипендий.
Как же распределяются эти доходы?
В первую очередь семьи стремятся повысить качество питания. Затем - приобрести более разнообразную, модную одежду, далее - дорогостоящие предметы культурно бытового и хозяйственного назначения, отдельные виды услуг и т. д.
Однако возросшая свобода в распоряжении денежными средствами ставит потребителя зачастую в затруднительное положение - что купить, на что потратить деньги? И здесь, в принципе, есть два пути.
Первый путь - так называемое вещное направление в потреблении. Негативной его стороной является не только то, что вещи начинают определять об раз жизни людей. Под обаяние внешней мишуры "красивой жизни" чаще попадают люди слабые, несамостоятельные, которым такая жизнь порой и не по карману. Отсюда экономия на самом необходимом: питании, отдыхе, удовлетворении духовных потребностей, но зато приобретение модной мебели, ковров, хрусталя, фарфора, нечитаемых книг, дорогостоящей радиоаппаратуры и т. п. Погоня за все новыми и новыми товарами усиливает бездуховность, ограниченность интересов человека. По существу, это тупиковое направление.
Второе направление - это использование материальных факторов как основы культурного и духовного развития человека. В этом случае вещи подчинены человеку, а не он им. Цель меняется коренным образом: жить не "как все", а как нужно мне конкретно; не удивить, а сделать свою жизнь духовно богаче. Речь идет о такой структуре потребления, когда материальные и духовные его стороны находятся в рациональном сочетании и эта рациональная пропорция своя у каждой семьи.
Подлинная стратегия социализма в области народного благосостояния базируется на марксистско-ленинском положении о создании и последовательном укреплении таких материальных и духовных условий жизни, которые бы обеспечивали гармоничное развитие членов общества. Эта стратегия и предполагает прежде всего стремление к полному удовлетворению рациональных потребностей людей.
Двадцать с лишним лет назад в СССР была принципиально решена задача, связанная с определением научно обоснованных потребностей населения и использованием полученных данных в практике планирования. В этой работе участвовали десятки научно-исследовательских институтов нашей страны. В результате их деятельности были созданы так называемые рациональные нормативы потребления продуктов питания, предметов гардероба, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения.
В настоящее время по обеспеченности стиральными машинами, холодильниками, велосипедами мы приближаемся к достижению рациональных норм. Почти все семьи, проживающие в зоне уверенного приема, располагают как минимум одним телевизором.
Увеличилась транспортная мобильность населения. Растет число владельцев автомобилей, мотоциклов, мопедов, велосипедов. Постоянно возрастает уровень развития общественного транспорта.
Дальнейшее развитие личного подсобного хозяйства повышает спрос на товары, связанные с обработкой земли, с доставкой и переработкой сельскохозяйственной продукции. Так, начато производство мотороллера "Муравей" с прицепом, мини-тракторов и другой малогабаритное техники.
Мы против аскетизма и уравниловки в вопросах потребления предоставляемых обществом благ, но столь же решительно отвергаем разжигание потребительских страстей, присущее капитализму.
Социальный прогресс при социализме означает не просто количественный рост общественных и личных потребностей, но предполагает также качественное преобразование, расширение и дифференциацию системы потребностей.
Е. МАЛЬГИНОВА; О. САЕНКО, кандидат экономических наук.
СООТНОШЕНИЕ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ТОВАРООБОРОТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ И КООПЕРАТИВНОЙ ТОРГОВЛИ. ВКЛЮЧАЯ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ (В ПРОЦ.)
"img src="ris2.gif""
Языком цифр
* В 1983 г. предусматривается обеспечить прирост национального дохода, используемого не потребление и накопление, на 3,3 проц., или на 15 млрд. руб. против 9 млрд. руб. в 1982 г.
* Почти весь прирост национального дохода в 1913 г. направляется на потребление.
* Намечено опережение прироста продукции группы "Б" промышленности на 3,5 проц. по сравнению с группой "А" (3,1 проц.). Соответственно возрастает реализация населению продукции группы "Б".