В ПОИСКАХ примеров жизнеспособной социалистической модели мы все чаще обращаемся к ее шведскому варианту. В условиях завершающегося этапа общего кризиса казарменного государственно-монополистического социализма конституционная монархия Швеция реабилитирует саму идею общества социальной справедливости, солидарности и взаимопомощи, сочетающего ответственность перед обществом и свободу, социальное равенство (превосходящее достигнутое нами) и материальное изобилие.
КАК ОНИ ДОШЛИ ДО ЖИЗНИ ТАКОЙ
- думал я, когда досчитал до цифры 71, завершив переучет различных сортов чая в продовольственной части огромного магазина "Обс" кооперативного объединения "Консум". Административный директор этого торгового центра К. Линде, водивший меня в нескончаемом лабиринте переполненных секций, сыпал цифрами: 40 тыс. наименований товаров, средний покупатель оставляет в одной из 53 касс 350 крон (1 крона - примерно 0,16 долларов США), отобрав полтора-два десятка товаров. Выбор - задача со многими неизвестными: я насчитал более 80 сортов хлебобулочных изделий, которые, по словам К. Линде, доставляются 3- 4 раза в день (в том числе - из-за границы). Вспомнив булгаковского буфетчика, я спросил во фруктовом отделе о товаре "второй свежести" - но и посреди февраля свежие виноград, ананасы, манго, бананы, яблоки, другие экзотические фрукты предлагаются только высшего сорта. Главный поставщик - Кооперативный союз, который обеспечивает 20% торговли товарами повседневного спроса в стране.
СТРОЙ ЦИВИЛИЗОВАННЫХ КООПЕРАТОРОВ
Кооперативный сектор важный компонент экономики в промышленности, сельском хозяйстве, жилищном строительстве и эксплуатации жилого фонда. Так, около 75% сельскохозяйственной продукции проходит через закупочные, перерабатывающие, торговые кооперативы, в которых состоит более миллиона членов (население Швеции - 8,5 млн. человек, в сельском хозяйстве занято 4% рабочей силы, обеспечивающей 80% потребностей страны в продовольствии). Потребительская кооперация в Швеции - 2 млн. членов; жилищная кооперация обеспечивает 30% вводимого ежегодно жилья, а в кооперативном обществе "Фольксам" застрахована половина шведов. В целом, с кооперативным движением связаны две из каждых трех семей в Швеции. Но если в некоторых областях они преобладают - кооперативы обеспечивают 99% молока, 80% всего мяса (по стоимости), то во всей экономике их доля значительно скромнее: 5% всей рабочей силы (7,5% в промышленности, 14% в розничной торговле), 5% промышленного производства, а 90% всей шведской промышленности - частный сектор.
КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО, СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ?
Частнособственническая основа шведского процветания мирно уживается с наиболее развитой из всех стран общественной формой перераспределения.
На зарплату и прочие выплаты приходится около 70% валового внутреннего продукта, капиталу остается около 30% (в том числе на амортизацию средств производства). Средняя зарплата промышленного рабочего - более 130 тыс. крон в год, но социальная справедливость не ограничивается достойной оплатой труда.
За счет прямых и косвенных налогов с предпринимателей и работающих по найму государство и местное управление аккумулируют огромные средства, из которых финансируются общественные фонды потребления.
Министерство здравоохранения и социального обеспечения получает более четверти государственного бюджета, министерство образования - почти седьмую часть, а обороны - лишь двенадцатую.
Бесплатное образование; дешевая, субсидируемая государством медицинская помощь, равно доступная для всех слоев населения; 5- недельный оплачиваемый отпуск; более 45 м"sup"2"/sup" жилой площади и почти две комнаты на одного человека; более 400 автомобилей, 590 телефонов и 390 телевизоров на 1000 жителей - лишь некоторые показатели общего материального благополучия шведов, занимающих верхние места в списке самых богатых наций. И важнейшая отличительная черта шведского общества - очевидно, самая высокая среди развитых стран степень социального равенства.
УДИВИТЕЛЬНОЕ - РЯДОМ
Государственная политика регулирования рынка труда сориентирована на сочетание быстрого экономического роста, полной занятости, низкого уровня инфляции, справедливого распределения доходов. О качестве шведских товаров говорит пример: продолжают эксплуатироваться 88% шведских автомобилей, выпущенных в 1976 г., и только 54% японских того же года выпуска.
Впечатляющая конкурентоспособность шведской высокотехничной продукции (несмотря на большую стоимость рабочей силы) объясняется высокой квалификацией и добросовестностью работника, а также одним из первых мест в мире, занимаемым Швецией по доле расходов на научно- исследовательские и опытно-конструкторские работы в валовом национальном продукте.
И в то же время в Швеции существует практически полная занятость - в стране менее 2% безработных, и таковым считается тот, кто не смог трудоустроиться в течение 5 дней. Государственная политика стимулирования полной занятости не имеет прецедента ни на Западе, ни на Востоке. Если обычно 60 - 70% соответствующих ассигнований идет на пособия по безработице, в Швеции - лишь около 30%, остальное - на меры стимулирования занятости: производственное обучение и переквалификация - не только бесплатные, но и с выплатой пособий до 400 крон в день; создание новых рабочих мест; оперативная информация о вакансиях и т. д. Шведское общество заботится о своих гражданах в благополучные времена и не оставляет их в беде.
ВОПРОС О ВЛАСТИ
С 1932 по 1976 г. и с 1982 г. до настоящего времени у власти находится Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), поставившая этим абсолютный мировой рекорд продолжительности социал- демократического правления.
СДРПШ пользуется мощной поддержкой организованного рабочего движения - прежде всего Шведской конфедерации профсоюзов, в которой состоят около 90% промышленных рабочих страны. Социал-демократов (43,2% голосов на последних выборах 1988 г.) поддерживает Левая партия - коммунисты (5,9% голосов), вместе они образуют так называемый социалистический блок, причем ни для кого не секрет, что без поддержки коммунистов правительство социал-демократов перестанет быть правительством большинства.
Социал-демократы выступают за расширение социального равенства в стране, за углубление "экономической демократии", т. е. усиление демократического контроля за управлением производством и распределением. Цель - "сделать всех граждан равными партнерами в задаче управления производительными ресурсами общества и приумножения их".
Политизация шведского общества - весьма высокая: в партиях состоят более 1,5 млн. человек, т. е. почти треть электората, а в выборах участвуют около 90% избирателей - больше, чем в абсолютном большинстве других стран Запада. Хотя главный признак, определяющий, за кого голосует избиратель, - это его классовая принадлежность (8 из 10 рабочих отдают голоса социалистическому блоку, 8 из 10 предпринимателей голосуют за три несоциалистические партии), конфронтация между блоками не парализует демократические процедуры в стране. Компромисс между классами, отказ от изнурительной и разрушительной борьбы за "победу" в классовой борьбе проявляется в высокой степени сотрудничества труда и капитала, редкости трудовых и политических конфликтов.
Несмотря на десятилетия нахождения социалистического блока у власти, его оппоненты контролируют 80% печати в стране (по количеству газет на душу населения шведы занимают одно из первых мест в мире). А свободу печати, на которую мы никак не можем отважиться, Швеция законодательно закрепила в 1766 г. - вероятно, первой в мире.
Конечно, и сам шведский эксперимент небезупречен, однако, если наш социализм лежит с инфарктом, у скандинавского проявляется легкое недомогание. Его симптомы - бюрократизм в управлении, чрезмерная зарегулированность в экономике, дефицит финансирования разросшихся социальных программ и отчасти с этим связанная инфляция. Во времена Ленина можно было идти на выучку, как он и призывал, только к капиталистам. Теперь и социал-демократии, и в первую очередь шведской, есть чему научить нас.
А. ШАСКОЛЬСКИЙ, кандидат исторических наук, доцент.