АНТИКУЛЬТУРА. ЭТИ МЫЛЬНЫЕ "МЫЛЬНЫЕ ОПЕРЫ"

   
   

ДЛЯ многих читателей "АиФ" наверняка не будет откровением тот факт, что львиная доля телевизионных программ, демонстрируемых в Западной Европе, - американского производства. Более того, по подсчетам экспертов, после распространения кабельного телевидения и прямой спутниковой трансляции на всю Западную Европу спрос на программы телевидения составит 125 тыс. часов в год. Англия, Франция, ФРГ и Италия вместе взятые сейчас производят только 5 тыс. часов телепрограмм в год. Остальные 120 тыс. часов будут поставлять США. Поэтому, когда я, проработав несколько лет в странах Западной Европы, вернулась домой и в ответ на вопрос друзей: "Ну, как тебе понравилось западноевропейское телевидение?" - стала рассказывать об... американском, они не очень удивились.

Еще перед отъездом мне не раз приходилось слышать о том, что американское телевидение - красиво, броско, профессионально, одним словом - впечатляет.

Недели через две, правда, впечатление тускнеет, а потом и вовсе стирается: красивость - одна и та же, броскость - однообразная. Чтобы не быть голословной, в качестве примера приведу демонстрируемые по швейцарскому телевидению американские развлекательные программы под названием "мыльные оперы". Поскольку не все читатели, наверное, знают о таком тележанре, несколько слов скажу об истории его возникновения.

СКАЗОЧНЫЕ ОСТРОВА... ОБОГАЩЕНИЯ

"Мыльные оперы" впервые прозвучали в американском эфире в начале 30-х годов Это были регулярные дневные 15- минутные радиопостановки, персонажи которых по ходу действия рекламировали продукцию компаний по производству мыла и стиральных порошков, финансировавших эти постановки (отсюда и пошло название "мыльная опера", или "мыльник"). В 50-х годах началось проникновение "мыльников" на телеэкран, а к концу 70-х они были самой популярной передачей утренней и дневкой программ и собирали самую многочисленную аудиторию зрителей. В ноябре 1980 г. рекордное число зрителей - 89,8 млн. человек - смотрело "мыльную оперу" под названием "Даллас", демонстрируемую уже в самое лучшее (и дорогое!) вечернее время.

Содержание "мыльников" рассчитано на зрителя весьма непритязательного: из одного сериала в другой кочуют, лихо закрученные любовные и семейные интриги, борьба за наследство. Так, "мыльник" "Даллас" (режиссер-постановщик Л. Кацман) представляет собой мелодраму богатого техасского семейства, а другой "телешедевр" "Династия" (режиссер-постановщик А. Шпиллинг) повествует о страданиях пожилого нефтяного магната, вознамерившегося жениться, не считаясь с интересами семьи. Вот пример из 80-серийного "мыльника" под названием "Санта Барбара", (признаюсь, у меня едва хватило сил досмотреть до конца уже третью серию):

- После смерти мамы было грустно?

- Нет. (Пауза.)

- Я тебя обожаю. Понимаешь? (Пауза.)

- Понимаю.

- Ты хороший. Ты уехал малышом, а вернулся мужчиной. Я тебя обожаю. (Пауза.)

И так далее с небольшими вариациями.

БОЛЬШЕ СЕКСА, МЕНЬШЕ СЛОВ

Основным потребителем "мыльных опер" вплоть до недавнего времени были американские домохозяйки. Однако ухудшившиеся условия жизни вынудили многих из них пойти работать. И создатели "мыльников", чтобы сохранить массовую аудиторию, подстраиваются теперь под "вкусы" молодежной аудитории: больше секса, быстрее темп действия. Суть же "мыльников" осталась прежней: затормозить развитие сознания, а на нравственные искания наложить "резолюцию" - "цель личного обогащения оправдывает все средства".

"Мыльные оперы" - это сказочные острова, где банальные писатели, слабые режиссеры, постановщики и актеры варят мелодраматическую манную кашу для восторженных девочек- поклонниц, которые стареют, но так и не становятся взрослыми", - такую убийственную и, на мой взгляд зрителя, совершенно справедливую характеристику этому жанру массовой культуры дала А. Никсон, одна из "творцов" "мыльных опер". "Мыльные оперы" отвечают всем критериям массовой культуры, если рассматривать это понятие как опошление и вульгаризацию духовных ценностей человечества буржуазной культурой с середины XX века. Этому жанру телевизионного искусства присущи низведение социальных конфликтов к занимательным столкновениям "хороших" и "плохих" людей, ориентация на низменные инстинкты - жажда обладания, чувство собственности, культ успеха, национальные и расовые предрассудки.

Крайне занижены эстетические критерии: красивое понимается как внешне броское, бьющее в глаза либо баснословной стоимостью, либо неуместным количеством. Если уж букет, так из пятидесяти роз, если личный бассейн, так на уровне олимпийского, если украшения, то как на новогодней елке. Словом, всего "слишком".

Однако было бы неверно рассматривать выставленное напоказ "богатство" только как проявление дурного вкуса. Налицо демонстрация престижности потребления дорогостоящих, шикарных товаров и предметов роскоши. Поражая воображение зрителя, вызывая у него желание подражать заданному стереотипу "богатства" и успеха, авторы "мыльных опер" целенаправленно внедряют в сознание людей основные ценности американского образа жизни; превозносится престижность ловкой сделки; общественная жизнь заменена элементами социальности; надо всем витает ореол богатства. Как отмечает социолог Р. Миллс, для американцев "деньги являются единственным бесспорным мерилом преуспевания в жизни, а преуспевание до сих пор считается в США наивысшей ценностью".

СПЕШИ ПРОДАТЬ, ПОКА В ЦЕНЕ

Успех "мыльников" привел к возникновению гигантской индустрии по производству и сбыту их атрибутики (игр по мотивам отдельных постановок, одежды, посуды, значков и т. д.), которые, в свою очередь, стимулирует интерес к этим передачам. В США широко демонстрируются телевизионные программы о личной жизни актеров, исполняющих главные роли, организуются фестивали этих "произведений", издаются специальные журналы для любителей "мыльников". Три крупнейшие американские периодические издания, излагающие содержание очередных серий "мыльников", имеют почти двухмиллионный тираж.

Сегодня "мыльные оперы" цепко обвили и западноевропейские телеэкраны: в 1984-1985 гг. такие "шедевры", как "Даллас" и "Династия", буквально заполонили французское телевидение. Высказанные во французской прессе возражения против экспорта "продукции" подобного рода не сыграли сколь-нибудь значительной роли. Разве что "Династия" была "переделана" на французский манер: действующие лица "превращены" во французов и все действие перенесено во Францию.

В конце 1985 года семь европейских компаний, объединившись, начали съемки собственной "мыльной оперы" под названием "Симфония". Вряд ли экономный европейский "мыльник" станет конкурентом богатому американцу, а вот продолжателем успешно начатого заокеанским собратом дела оболванивания зрителя, превращения его в объект социологической пропаганды - наверняка. И мне трудно не согласиться с мнением известного английского специалиста по вопросам телевидения Л. Халлиуэла, который считает, что "заокеанское телевидение сведено до уровня движущихся обоев, жевательной резинки для глаз, наркотика: интеллигентные люди его вообще не смотрят". Так, кстати, и поступают многие мои знакомые французы и швейцарцы, не очень надеясь на государственную защиту национальной культуры от американского суррогата.

Смотрите также: