ВОКРУГ ЧЕРНОБЫЛЯ. Трудный экзамен

   
   

В ДОКЛАДЕ правительственной комиссии о результатах расследования причин аварии на Чернобыльской АЗС указано, что авария произошла из-за целого ряда допущенных работниками этой станции грубых нарушений правил эксплуатации реакторных установок. Без должного контроля и надлежащих мер безопасности проводились эксперименты, связанные с исследованием режимов работы турбогенераторов.

Безответственность и халатность ученых, курирующих Чернобыльскую АЭС, ряда ответственных работников Министерства энергетики и электрификации СССР, Министерства среднего машиностроения СССР и Государственного комитета СССР по надзору за безопасным ведением работ в атомной энергетике привели к тяжелым последствиям и дорого обошлись нашему народу.

Политбюро ЦК КПСС, Комитет Партийного Контроля при ЦК КПСС, рассмотрев вопрос об ответственности руководящих работников этих министерств и ведомств, строго наказали виновных, в том числе и некоторых ученых.

В то же время оперативные научные решения большинства возникших проблем, а порой и личное участие советских ученых в работах, проводимых на поврежденном реакторе, позволили в максимально короткие сроки ликвидировать наиболее серьезные последствия аварии. Об их реальных делах мы и хотим рассказать.

ИЗМЕРЕНИЯ И КОНТРОЛЬ

Первая поездка из Киева в Чернобыль. И первое удивление. Наша машина один за другим минует контрольные посты, на которых ее никто не останавливает. На мой недоуменный вопрос более опытный сосед отвечает: "Это же радиационный контроль. Тех, кто едет в зону, они не проверяют. Вот когда будешь возвращаться..."

Действительно, на обратном пути уже на выезде из тридцатикилометровой зоны автомобиль тормозит у яркой полосатой тумбы примерно метровой высоты. Это стойка радиационного контроля, буквально за несколько дней разработанная специалистами Института ядерной физики АН УССР и воплощенная "в металле" на одном из киевских заводов.

Выезжающий из зоны транспорт может нести на себе радиоактивную пыль и грязь. В этом случае немедленно раздается громкий звонок и машина отправляется на специально оборудованную мойку. Таких пунктов устроено несколько, и чувствительность установленной аппаратуры повышается по мере приближения к Киеву. Последняя стойка, расположенная уже на въезде в город, сигнализирует об уровне радиации в сотые доли миллирентгена. Раньше процедура радиационного контроля транспортных средств была довольно сложной и, главное, отнимала много времени. Теперь - считанные секунды.

Среди множества измерений, организованных украинскими учеными, - контроль за качеством водопроводной воды, молока и молочных продуктов, хлебобулочных изделий и т. д. Наконец, очень важно их участие в оценке степени радиационной зараженности местности на атомной станции и в прилегающих районах.

Для получения достоверной картины потребовалось обработать тысячи проб. Почва, воздух, вода, донные отложения - все эти пробы, взятые из разных мест, надо было срочно исследовать. И не просто измерить общую величину радиационного фона, а зачастую провести полный спектральный анализ, определить источник и вид излучения.

Разрозненные поначалу измерения складывались я общую оценку картины радиационного загрязнения окружающей среды. Но сама по себе такая информация - лишь руководство к действию. Важно не просто знать, где и что, а локализировать радионуклиды и дезактивировать зараженные участки.

ВОДА

Работы "по воде" велись в двух направлениях. Нужно было задержать поверхностные сточные воды и не допустить их до Припяти, а тем более дальше, до Киевского моря. Но если это все-таки произойдет - суметь очистить воду с помощью сорбентов-поглотителей. Специалисты рассмотрели множество вариантов водозадержания: отсеивающие и перехватывающие дренажные завесы, разнообразные дамбы и плотины, отсасывающие скважины, очистные сооружения, грунтовые стенки...

На Чернобыльской АЭС мое внимание привлекли необычные землеройные строительные машины. Они рыли 32-метровой глубины траншеи почти по всему периметру вокруг станции. Такая глубина потребовалась потому, что именно в тридцати метрах под землей лежит слой водонепроницаемой глины. Траншея углубляется в него на два метра и заполняется водонепроницаемым бетоном специального назначения.

В результате вокруг станции должна получиться, как говорят строители, "кастрюля", и зараженная вода не сможет самотеком покинуть ее границы.

Строящиеся сейчас многочисленные гидросооружения дают, казалось бы, надежную гарантию предотвращении стока радиоактивных веществ в периоды дождевых паводков и весеннего половодья в воды днепровского бассейна. Но на всякий случай предусматриваются и возможные способы очистки речной воды специально разработанными сорбентами. Для проверки одного из них проведен специальный эксперимент.

На четыре теплохода-сухогруза были погружены 7200 т сорбента, который в течение трех суток сбрасывали в воды Припяти. В нескольких контрольных пунктах ниже по течению велись соответствующие измерения концентрации. Опыт, правда, ставился в условиях, когда уровень радиоактивности речной воды был невысок, но тем не менее он понизился еще, подтвердив тем самым принципиальную возможность очистки больших объемов воды.

ВОЗДУХ

Чтобы предотвратить распространение радиоактивных частиц по воздуху вместе с пылью, их нужно закрепить на почве. Для этого предложили поливать почву раствором лигносульфанатов, так называемой сульфитноспиртовой бардой. Они имеются в достаточном количестве и, будучи нанесенными на почву, образуют пленку, хорошо связывающую пыль.

Полезной оказалась и другая композиция на основе карбамидных смол, разработанная специально для Чернобыльской АЭС.

Испытания различных композиций проводились прямо на волейбольной площадке института. Ее поделили на квадраты и каждый залили тем или иным составом. Выбрав лучший, приехали с ним в Чернобыль и залили бетонные плиты неподалеку от здания, которое занимает Правительственная комиссия. Через три часа состав затвердел, и сколько его ни поливали и ни пытались отскрести - держался крепко.

ПРОГНОЗ

..."Ситуационная комната" в СКБ математических машин и систем Института кибернетики им. Глушкова АН УССР. Пульт управления, несколько дисплеев и огромный, во всю стену экран.

Со слов директора СКБ доктора технических наук А. Морозова я уже знаю, что эта комната с экранами индивидуального и коллективного пользования была разработана для решения задач ситуационного управления. В кратчайшие сроки были созданы программное обеспечение и модель, имитирующая поведение воды Киевского моря и прилегающих источников в различных ситуациях.

Оператор нажимает нужные клавиши, и на большом экране возникает контур Киевского водохранилища. Постепенно он заполняется пунктирными линиями, которые для каждой точки показывают скорость и направление движения воды, глубину и другие характеристики. Наглядными становятся и решения задачи распространения различных примесей.

Не менее интересные возможности открывает комплекс, созданный на базе машины "Дельта". Она получила широкую известность во время знаменитого космического эксперимента "Вега", Другая такая же машина должна была быть развернута в СКБ в начале будущего года. Но в сложившихся условиях всего за месяц был создан комплекс, позволяющий вводить в машину карты и проводить практически любую обработку картографической информации.

Площадь вокруг Чернобыльской станции была разбита на отдельные "точки", размером в несколько десятков квадратных метров, и каждая точка охарактеризована рядом картографических данных В машинную память были введены состав и характер грунта, перепад рельефа, подпочвенные воды, растительность, величина и спектральный состав радиационного фона.

Такие программы позволяют решать многие практические задачи. Скажем, разные растения в различной степени усваивают те или иные нуклиды. Что будет, если в этом месте посадить пшеницу? Или свеклу? Горох, клубнику? А может быть, отвести подпочвенные воды? К чему тогда приведут изменения в корневой системе? А если пройдет дождь, куда все потечет?

Видимо, нет нужды говорить о том, насколько сегодня важны ответы на такие вопросы. Но хочется отметить, что применимость описанных разработок далеко выходит за рамки задач, поставленных перед учеными.

В связи с ликвидацией аварии, по мнению А. Морозова, пора уже на базе нашей вычислительной техники создавать всесоюзный банк картографической информации, где будет детально, по всем параметрам охарактеризована любая точка территории СССР. Легко представить, насколько подобная информация окажется полезной, например, для предприятий, работников сельского хозяйства, строителей, геологов, дорожников и т. д.

Ф. ВЛАДОВ, спец. корр. бюллетеня "НТР: проблемы и решения", - для "АиФ"

Смотрите также: