АНАТОМИЯ ЛЖИ. ПОЛИТИЧЕСКИЕ СПЕКУЛЯНТЫ ИЗ "РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ"

   
   

Крещение князем Владимиром Святославичем киевлян положило начало утверждению христианства на Руси в качестве, государственной религии древнерусской державы и бытию русской православной церкви, ставшей со временем крупнейшим подразделением вселенского православия. Поэтому 1988 год приверженцы русского православия рассматривают как важную юбилейную дату, подготовку к которой они используют в самых различных целях.

Для Московской патриархии, функционирующей в нашей стране, такая подготовка - удобный повод для активизации религиозно-апологетической деятельности, пропаганды тезисов об определяющей роли религиозного фактора в отечественной истории, о содействии церкви прогрессивным тенденциям общественного развития и зайдите ею народных интересов и т. п.

Иные задачи ставят перед собой лидеры русской церковной эмиграции, для которых предстоящий юбилей и подготовка к нему - всего лишь дополнительная возможность для нового тура антикоммунистической и антисоветской деятельности. В частности, именно так, подходят к этому событию руководители и идеологи "русской зарубежной церкви" - эмигрантской религиозно-политической группировки, возникшей в 1921 г. и с тех пор находящейся в стане международной реакции. В годы второй мировой войны лидеры этой псевдоцеркви делали ставку на Гитлера, а в послевоенное время их пригрели крайне реакционные империалистические круги США. В Нью-Йорке обосновался архиерейский синод "русской зарубежной церкви" во главе с митрополитом Филаретом (Вознесенским), а в городке Джорданвилле (штат Нью-Йорк) - центральный монастырь с духовной семинарией и типографией. Синоду подчинено свыше 300 приходов, находящихся как в США, так и в других странах Запада.

ПРЕДАТЕЛИ В РЯСАХ

Официальной идеологией джорданвилльской группировки является патологический антисоветизм, подогреваемый ностальгией по "святой православной Руси" допетровских времен и упованием на реставрацию в нашей стране монархии. Ее иерархи и священнослужители используют любой повод для дезинформации мировой общественности относительно положения религии и церкви в СССР, культивирования в русской эмигрантской среде враждебности к своему праотечеству, организации идеологических диверсий против народов нашей страны.

Во второй половине 1977 г. решением архиерейского синода "русской зарубежной церкви" была создана "Комиссия по подготовке празднования 1000-летия крещения Руси". В нее вошли антисоветчики всех мастей и рангов, а возглавил ее бывший духовник генерала-предателя Власова, ныне настоятель одного из нью-йоркских храмов джорданвилльской ориентации протоиереи А. Киселев.

С 1978 г. юбилейная комиссия начала издавать ежеквартальный журнал "Русское возрождение". Хотя редакция ежеквартальника находится в США, на обложке и титульном листе журнала указаны три города, где якобы выходят эти издания: Нью-Йорк, Париж и... Москва. В официальном органе "русской зарубежной церкви" - журнале "Православная Русь" было сразу же указано, что предназначено "Русское возрождение" не только для распространения в кругах русской церковной эмиграции, но и для нелегальной пересылки в СССР.

Первым главным редактором "Русского возрождения" был князь С. С. Оболенский, который характеризовался печатью джорданвилльской группировки как человек, "многолетней публицистической деятельностью доказавший свою антикоммунистическую убежденность". После его смерти в 1980 г. редакцию ежеквартальника возглавил такой же антикоммунист Г. Андреев. Под этим псевдонимом скрывается предатель Родины Г. А. Хомяков, продавшийся в годы Великой Отечественной войны немецким фашистам, я после войны перешедший на службу к американцам.

ДАЕШЬ... ЦАРИЗМ!

Формально журнал "Русское возрождение" как орган юбилейной комиссии "ставит себе задачу быть собирателем и глашатаем духовных чаяний" русского народа "в годы, предшествующие тысячелетию его крещения". Фактически же он является рупором крайне реакционных, монархически настроенных сил русской церковной эмиграции, использующих предстоящий юбилей для раскручивания нового витка антикоммунистической истерии и пробуждения в эмигрантской среде новых надежд на реставрацию в нашей стране дореволюционного уклада государственной и общественной жизни.

Анализ материалов, помещенных в уже вышедших номерах "Русского возрождения", "Православной Руси" и других изданий джорданвилльской группировки, показывает, что их авторы подходят к юбилейной проблематике именно с политических, а не религиозных позиций.

Об этом, в частности, свидетельствует оценка эмигрантской печатью влияния акции киевского князя Владимира на отечественную историю. Игнорируя исторические реальности, авторы статей в "Русском возрождении" и "Православной Руси" утверждают, будто до введения христианства Русь находилась в доисторическом состоянии, была ущербной в экономическом, политическом и культурном отношениях. "Русские славяне, - говорится на страницах ежеквартальника "Русское возрождение", - до принятия христианства не имели совершенно ничего: ни государственных представлений, ни национального сознания, ни самобытной культуры" (разоблачение этих тезисов давалось на страницах "АиФ", см. N 33 за 1985 г., N 13, 14 за 1986 г.). Джорданвилльские издания стараются также уверить читателей, что "Россия создана христианством, православием", которое называют "сутью России до самого 1917 года".

Подобное препарирование отечественной истории необходимо церковной эмиграции для того, чтобы по-новому аргументировать свое требование о насильственном свержении Советской власти. Объявив "истинно русской" лишь такую государственность, которая опирается на православие и имеет церковную санкцию, джорданвилльские деятели отказывают Советскому государству в праве на существование.

ПРОТИВ "КОММУНИСТИЧЕСКОГО БЕЗБОЖИЯ"

Антикоммунизм всегда был краеугольным камнем идеологии "русской зарубежной церкви", составляя главный ориентир проводимой ее лидерами политики. Но ко времени начала деятельности "Комиссии по подготовке празднования 1000- летия крещения Руси" тонус антикоммунистической активности русской эмиграции заметно понизился. Джорданвилльские иерархи сетовали на страницах своих изданий, что в эмигрантской среде царит инертность и разобщенность, которую можно преодолеть лишь новым допингом антикоммунизма. Для этого нужен был повод, и его нашли, использовав подготовку к предстоящему юбилею.

Особенно много стараний прилагают "Православная Русь", "Русское возрождение" и другие эмигрантские издания такого же направления к тому, чтобы всячески стимулировать антикоммунистическую истерию в Соединенных Штатах Америки. Блокируясь с силами крайней политической реакции, которые задают сейчас тон внутренней и внешней политике США, лидеры джорданвилльской псевдоцеркви клеветнически объявляют коммунизм главной опасностью для современного американского общества. "Мы призываем, - кликушествует эмигрантская печать, - спасать Америку от ее заклятого врага - интернационального коммунизма, раковыми метастазами проросшего уже в самой Америке". Когда президент США Р. Рейган назвал Советский Союз "средоточием зла" и призвал империалистические страны к антикоммунистическому, антисоветскому "крестовому походу", ликованию деятелей "русской зарубежной церкви" не было предела - они сочли" что глава американской администрации говори! и действует по их подсказке.

ФАКТОВ НЕТ - НЕ БЕДА

На страницах джорданвилльских изданий высказываются и совершенно бредовые мысли о том, будто среди советских людей немало таких, кто разделяет взгляды реакционных кругов русской церковной эмиграции и готов выступить с ними в одном антикоммунистическом строю. Об этом было заявлено уже в первом номере "Русского возрождения" - в выступлении протоиерея А. Киселева. Провозглашая и пропагандируя принципы непримиримости по отношению к социалистическому укладу жизни, к коммунистическому образу мыслей, он сказал, обратившись к антикоммунистическим кругам русской эмиграции, что "дело непримиримости заключаемся в поисках по ту сторону границы (т. е. в Советском Союзе. -Н. Г.) наших союзников". Явно выдавая желаемое за действительное, протоиерей- антисоветчик пытается уверить своих читателей- единомышленников, будто "среди всех слоев населения современной России много тех, кто или прямо и сознательно наш друг, или, по крайней мере, наш потенциальный друг".

Наконец, с первых же дней своего функционирования юбилейная комиссия архиерейского синода вплотную занялась фабрикацией и распространением домыслов о наличии в Советском Союзе признаков "религиозного возрождения", якобы проявляющихся в пробуждении явного и устойчивого интереса к религии и церкви у самых различных слоев социалистического общества, особенно у молодежи и интеллигенции.

Реальных оснований для утверждений такого рода советская действительность, конечно, не дает, поскольку в СССР массовый атеизм не только прочно утвердился, но и продолжает развиваться как вширь, так и вглубь. Это давно уже приобрело типичные черты необратимого процесса. Поэтому деятелям "русской зарубежной церкви" приходится прибегать к догадкам, предположениям, пускать в ход откровенную ложь.

Чаще всего признаки "религиозного возрождения" в СССР эмигрантская печать усматривает в деятельности церковных и околоцерковных экстремистов антисоветского толка, которые внешне выглядят как религиозные инакомыслящие, а по существу являются противниками социалистического общественного и государственного строя. Этих отщепенцев- одиночек, никого, кроме самих себя, не представляющих, всячески поднимают на щит и выдают за типичных представителей основной массы верующих советских граждан, якобы действующих от имени и при поддержке последних.

В частности, широкая реклама была создана священнику одного из подмосковных храмов Д. Дудко, чьи клеветнические и подстрекательские проповеди выдавались за "голос русского народа, тянущегося к вере". Но как только он раскаялся в содеянном и отказался от сотрудничества с эмигрантскими изданиями, интерес к нему со стороны джорданвилльских деятелей пропал.

Так же несостоятельна и попытка выдать за проявление "религиозного ренессанса" в нашей стране увлечение некоторой части советской молодежи религиозно-церковной атрибутикой: ношение крестиков в качестве украшения, коллекционирование икон, развешивание по стенам ритуальных масок, распятий и т. п. На самом деле здесь чаще всего налицо не глубокий процесс серьезного пересмотра мировоззренческих позиций, а проявление идейной инфантильности: бездумное увлечение определенной части молодых людей преходящей модой - увлечение, проявляемое юношами и девушками, которые мировоззренчески незрелы, но в большинстве своем совершенно безразличны к религии как таковой и не испытывают никакой потребности в общении с церковью.

Из сказанного видно, что вся предъюбилейная деятельность "русской зарубежной церкви" и ее подразделений направлена не столько на то, чтобы отметить тысячелетие начала введения христианства на Руси, сколько на использование подготовки к этой годовщине в политически враждебных и идеологически диверсионных по отношению к нашей стране целях.

Н. ГОРДИЕНКО, доктор философских наук

Смотрите также: