Предлагаем беседу нашего корреспондента В. Торопова с первым заместителем председателя Гостелерадио СССР, непосредственно отвечающим за телевещание, Леонидом Петровичем КРАВЧЕНКО.
КОРР. Сегодня - вместе с перестройкой в политической, социальной и духовной жизни, в экономике - происходит перестройка и в средствах массовой информации и пропаганды, в том числе на телевидении и радио. Леонид Петрович, не могли бы вы рассказать об основных чертах этой перестройки!
Л. КРАВЧЕНКО. Во-первых, нужно сказать, что необходимость перестройки на телевидении назрела давно. Довольно долгое время не было того прогресса, который наблюдался в газетном мире, журналах, издательствах. Считалось, например, что телевидению противопоказана критичность. Так, в программе "Время" такие сюжеты и материалы были редки. Бытовала точка зрения, что телевидение - это голос самого государства и, следовательно, должна быть предельная осторожность, особенно якобы это касается материалов критической направленности.
Во-вторых, надо учитывать, что при всем том громадном уважении, которое мы испытываем к газетам, влияние которых весьма авторитетно, телевидение имеет особое значение. Это связано и с его воздействием на общественное мнение, и с его оперативностью и достоверностью в освещении событий. Ведь с помощью телевидения мы можем как бы присутствовать при свершении событий и не только верить тому, что говорят и что пишут, но и видеть события своими глазами.
Возможности телевидения все время расширяются. Сегодня с помощью телевидения одна страна, один народ может говорить с другой страной, другим народом. Один из последних телемостов Ленинград - Бостон (с участием женщин) смотрело у нас не менее 150 млн. человек. Мы его дважды показывали. В США его видели не менее 80 млн. американцев. Это была не просто встреча групп русских и американских женщин, это была встреча миллионов людей.
Но на телевидении осуществлять перестройку намного труднее, чем в других средствах массовой информации и пропаганды. Ведь это большое производство, связанное с различными техническими службами. На Останкинском телецентре, например, работают 8200 инженерно-технических работников, людей, участвующих в выпуске и производстве программ. Это своеобразный "завод", который выпускает особый вид продукции - идеологическую. Чтобы была качественная информация, нужна и высококачественная техника для ее записи. А порой бывает так: есть съемочная техника, а не хватает автоматизированных систем по видеомонтажу. И вот ощущение такое, что мы мчимся по широкому проспекту, а потом въезжаем на узкий мост и образуется пробка. Вот почему некоторые программы, например музыкальные, литературно-драматические, отдельные программы художественного вещания, ждут своей очереди два, два с половиной и даже три года. А тем временем от нас требуют новых и новых программ, и мы могли бы их предложить, но не позволяют технические возможности.
Но тем не менее перестройка идет полным ходом. Начали мы ее год назад. Возьмем информационную программу "Время". Какие мы решаем задачи? В прошлом самыми неинтересными сюжетами, как отмечали телезрители, да и мы сами чувствовали, были сюжеты, посвященные внутренним проблемам страны. Однообразие, стандарт, стереотипы - все было налицо. Мы, журналисты, должны понимать, что центр внимания телевидения, печати - человек, а не машина. А получалось наоборот: мы показываем машину, комбайн, трактор, а рядом при машине - человека. Выстроенный таким образом материал начинает раздражать телезрителя, а если это еще повторяется изо дня в день, раздражать вдвойне. Ныне мы стремимся избегать подобных стереотипов.
И вот во внутреннем блоке программы "Время" картина постепенно стала изменяться. Мы провозгласили: необходим критический анализ, нужны сюжеты, которые бы наряду с успехами правдиво, достоверно, честно и убедительно рассказывали людям и об имеющихся недостатках, рассказывали о жизни, как она есть. Конечно, мы понимаем, что не единой критикой должно жить телевидение. Должны быть интересные информации о добром опыте, о лучших проявлениях человеческих качеств, героизме, патриотизме и т. д.
Требовала новых подходов и политическая информация. Ведь как раньше показывали по телевидению конференции, совещания? Президиум, трибуна и оратор, читающий по бумажке. Все гладко, спокойно и... скучно. Иногда по 10-12 минут на экране мелькали похожие по мысли и даже по набору слов сюжеты. И к этому на телевидении притерпелись.
А что же происходит на конференции на самом деле? О чем идет речь? Какие вопросы ставятся? Есть ли там новые предложения, обсуждаются ли важные проблемы и какие? Кто их обсуждает? До ответа на эти вопросы дело просто не доходило.
Но вот, например, при освещении областной партийной конференции в Челябинске была применена новая модель. Мы считаем, что неинтересно показывать и цитировать выступающих на трибуне. Важно передать атмосферу конференции. И был выбран такой подход. По окончании работы конференции комментатор А. Тихомиров обратился к группе делегатов, среди которых были рабочий, партгрупорг, секретарь парткома, секретарь ЦК КПСС, с просьбой ответить на вопрос, как они оценивают итоги конференции. Разговор получился интересный. И вот эта импровизация хорошо передала деловой дух конференции.
Вспомним, как на телевидении освещался XXVII съезд КПСС. С точки зрения нас, телевизионщиков, это было очень сложное дело. На съезде велись острейшие дискуссии, как в зале, так и в кулуарах. И вот этот вулкан мыслей и страстей, атмосферу съезда мы постарались передать так, чтобы телезрители почувствовали себя как бы участниками партийного форума.
Мы отбирали самое интересное, острое, дискуссионное из происходившего на съезде. Технологически это было построено так: выступает очередной оратор. Мы выбирали из его выступления те фрагменты, которые представляют наибольший интерес. Ответственность брали на себя, причем все делалось в очень быстром темпе, оперативно. В эфир шли в основном те фрагменты, в которых содержались глубокая мысль, анализ, опыт, критическая и самокритическая оценка.
После этих передач мы получили огромное количество писем, в которых люди выражали благодарность за полноту информации о съезде.
Или возьмем освещение космических полетов. Раньше корабль уже летал, а мы сидели и ждали разрешения сообщить о том, что он запущен. Показывали и рассказывали в основном только о космических победах. Но ведь ясно, что это огромной сложности дело и оно не может идти всегда гладко. Могут возникнуть неполадки в работе космической техники, произойти какие-то сбои. Всегда есть риск. Ведь недаром космонавтам присваивают высокое звание Героя Советского Союза.
В прошлом году в космосе возник критический момент - заболел командир корабля. Космонавты ведь многие месяцы проводят на орбите, а люди есть люди, и они болеют не только на Земле. Предстояла вынужденная посадка. И надо было сказать правду, дать точную информацию. Нас поддержали. И уже на следующий день по ТАСС, по телевидению и остальным средствам информации было сообщено, что из-за болезни командира экипажа произведена вынужденная посадка космического корабля.
КОРР. Расскажите подробнее об особенностях перестройки в подаче международной информации. Там ведь тоже было немало штампов.
Л. КРАВЧЕНКО. Во-первых, я бы отметил появление так называемых телемостов. Их несколько видов. Не только те, которые ведет обозреватель В. Познер с американской и советской аудиториями, но и короткие телемосты в программе "Время", когда из 20-й студии Центрального телевидения комментатор беседует с нашими корреспондентами во многих странах мира. Свидетелями этого диалога являются все телезрители. Эти передачи осуществляются через спутниковые каналы связи, и надо заметить, что такие передачи стоят немалых денег.
Во-вторых, сегодня в международных программах все чаще присутствует журналист-комментатор. Мы стремимся дикторам поручать, как правило, только официальные тексты, а все остальное перевести на журналистов - непосредственных свидетелей событий.
Вообще-то говоря, перестройка на нашем телевидении стала заметна не только советским людям. Любопытен комментарий английской службы Би-би-си, поводом для которого послужила встреча в Юрмале советской и американской общественности: "Та полнота, с которой советское телевидение освещает дискуссию, происходящую в Юрмале, стараясь уверить советских телезрителей в своей объективности, не так уж удивительна и не так уж неожиданна для телезрителей. Вчера вечером, например, телезрители могли услышать Джона Мэтлока, советника президента Рейгана по вопросам, связанным с СССР. Одна из самых интересных перемен в советском телевидении - решение приглашать западных политиков и журналистов для участия в интервью-дискуссиях, чтобы советские граждане могли услышать их аргументы в более свободной от редактуры форме". Таково признание нашего идеологического противника. Но тут необходимо сделать одно любопытное отступление. Когда мы организовали показ телемостов, в том числе Ленинград - Бостон и других, всякий раз американцы сами приезжали в нашу страну и отбирали участников для предстоящих передач. Почти 200 женщин они отбирали прямо на улицах, в метро, учреждениях, парках. И, несмотря на это, у сидящих в студии американок возник вопрос: а не специально ли это подобранные советские пропагандисты? Смущенный ведущий Фил Донахью разъяснял им, что это не так.
"По-видимому, - продолжает далее английская служба, - политика телевидения есть признак того, что сегодня советская сторона более полагается на силу собственных аргументов..."
С этой мыслью можно вполне согласиться. Мы действительно полагаемся на силу собственных аргументов.
КОРР. Расскажите, пожалуйста, как изменяются сегодня формы телевизионной подачи материалов.
Л. КРАВЧЕНКО. Я хотел бы напомнить о важном принципе телевидения. Здесь все должно постоянно находиться в движении, в непрерывном обновлении. В старые программы необходимо вливать новую кровь, искать новые краски, находить новые ходы, так как некоторые из программ по- прежнему интересны зрителям. Например, "Здоровье", "Клуб путешественников", "Музыкальный киоск". Или, скажем, возобновлен был КВН. Он был закрыт преждевременно, и, откровенно говоря, возобновив передачу, мы очень рискуем, так как если он не будет иметь новых качеств, то будет просто повторять то, что уже было найдено раньше.
У нас установились традиции регулярно проводить встречи с главными редакциями Центрального телевидения. Смысл этих встреч - найти новые идеи, высказать новые предложения. В результате родилось более 60 новых форм, рубрик, передач, новых сериалов. Далеко не все получили право на жизнь, но смена телевизионного репертуара нарастает, и, как отмечают телезрители, процесс этот благотворный.
Возвращаемся мы и к "живому", непосредственному вещанию, когда передачи идут в эфир сразу, без записи на пленку. В прошлом, когда нам не хватало техники, мы вынуждены были работать "живьем". В этом были и свои преимущества: более тщательно готовились программы, все понимали, что в студии решается успех или неуспех передачи. У "живого" телевидения и другие преимущества: ты становишься свидетелем свершения события и даже больше того - можешь непосредственно участвовать в программе. К таким передачам уже сегодня относятся "Проблемы - поиски - решения", "Родительская суббота", "Диалог", Викторина "Что? Где? Когда?" с октября этого года тоже идет прямо в эфир.
КОРР. Все, что вы рассказали, во многом касается общественно-политического телевидения. А как обстоит дело с художественным вещанием?
Л. КРАВЧЕНКО. В художественном телевидении вести перестройку гораздо сложнее, чем в общественно- политическом, ведь при съемке спектакля, фильма, музыкальной программы необходим сценарий, нужен более длительный срок для работы, и поэтому все эти процессы происходят там несколько замедленнее. Надо отметить, что в этой сфере проблем у нас накопилось не меньше, а больше, чем в общественно политическом вещании.
Взять хотя бы вопрос о кадрах. Когда мы сегодня говорим о перестройке, то это в первую очередь касается перестройки психологических установок, освобождения от предрассудков, накопленных нами, отхода от силы инерции, которая нами иногда руководит и движет. Не секрет, что некоторые работники телевидения привыкли работать так, как они это делали пять, десять и даже пятнадцать лет назад. К сожалению, не все из них и высоконравственны. Например, поступали сигналы о том, что некоторые наши сотрудники заражены вирусом коррупции.
К сожалению, сейчас сложилась такая ситуация, что почти при каждом музыкальном редакторе "вертится" определенный круг людей. Конечно, у них могут быть творческие, товарищеские отношения, они могут быть просто друзьями. Но порой этого достаточно, чтобы музыкальный репертуар формировался по признаку дружеских, приятельских отношений. А это уже недопустимо. Здесь мы будем непримиримы.
Возвращаясь к художественному вещанию, необходимо отметить, что у нас появилось немало новых литературно- драматических, театральных и кинопрограмм. Открыты рубрики "Политический театр", "Литературный альманах".
Появились и новые кинопрограммы, например ежемесячная воскресная передача "Киноафиша", которая знакомит с кинорепертуаром предстоящего месяца, информирует о наиболее интересных кинособытиях.
Введены и такие рубрики, как "Мастера экрана", "Встречи по вашей просьбе" и некоторые другие. Но, пожалуй, самым примечательным является улучшение показа кинофильмов по Центральному телевидению. Была достигнута принципиальная договоренность с Госкино СССР о том, что они предоставляют нам не менее 30 наиболее значительных работ через 6-7 месяцев после их выхода в кинопрокат и еще 45 фильмов через полтора-два года. Кроме этого, мы получили возможность показывать фильмы последних 5-10 лет, которые лежали на полках в киноархивах и могли вообще никогда не показываться по ЦТ.
На сегодняшний день мы демонстрируем около тысячи фильмов в год, а весь кинопрокат (совместно с творческим объединением "Экран") выпускает 240-250 фильмов в год. Нетрудно подсчитать, что ЦТ показывает в несколько раз больше фильмов, чем делается в год. Где же брать фильмы? Часть из них мы приобретаем за рубежом. Но этого мало. Выход один - повторять фильмы из огромного "портфеля" картин, созданных за годы Советской власти. Здесь мы используем следующие приемы, например показ сериалов по определенным тематическим подборкам, по принципу возрастного варианта - детские, молодежные и т. д. Проводим ретроспективу и фильмов одного мастера. Так, недавно вы смогли посмотреть фильмы С. Герасимова, И. Пырьева.
КОРР. Перестройка коснулась и развлекательных передач?
Л. КРАВЧЕНКО. Да, для улучшения программ выходных дней мы решили попробовать предложить больше интересных передач, не только музыкальных, но и развлекательных, познавательных. Мы пересмотрели программы выходных дней и попробовали собрать наиболее популярные и интересные программы разных редакций, ввели несколько новых рубрик, в частности "В субботу вечером", передачу, которая находится пока в стадии становления. Мы ее совершенствуем, но надо честно признаться, что далеко не все удается, как бы нам хотелось.
Очень тревожит положение дел с показом по телевидению музыкальных программ. Здесь тоже прилагаются немалые усилия.
Надо признать, что состояние эстрады в нашей стране оставляет желать лучшего. Главный недостаток - мы, по существу, держим эстрадное искусство в узком кругу композиторов, исполнителей, поэтов, вокально- инструментальных ансамблей, а круг этот должен быть значительно расширен. Должен начаться поиск новых талантливых молодых исполнителей.
На этом пути сделаны уже первые шаги: организован и проведен первый Всесоюзный телевизионный фестиваль песни в Юрмале. Телезрители встретились с новыми именами. Этот фестиваль станет традиционным.
КОРР. Леонид Петрович, многие наши читатели спрашивают, планируется ли на ТВ начинать программы несколько раньше и заканчивать позднее?
Л. КРАВЧЕНКО. Сегодня ЦТ начинает свои программы с 8 часов утра. В дальнейшем мы планируем перенести начало передач на 7 часов. В утреннюю программу будут включены гимнастика, новости, музыкально-развлекательная передача и некоторые другие. Предполагается продлить и вечерний блок телевизионных программ, в частности передачи для молодежи, эстрадные программы.
Смотрите также:
- ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. Тележурналисты Максимовы: "Так мы работаем" →
- НАШЕ ИНТЕРВЬЮ. "Оставить след в сознании" →
- ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Телевидение и мы →