ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

   
   

Показ по Центральному телевидению четырех фильмов о В. И. Ленине, снятых по сценарию М. ШАТРОВА, вызвал большой интерес. Наш корреспондент Г. Арапов встретился с режиссером этого фильма народным артистом РСФСР Л. ПЧЕЛКИНЫМ. 27 лет жизни он отдал телевизионному кинематографу, снял такие известные многосерийные ленты, как "Кража", "Поздняя любовь", "Личное счастье", "Активная зона", "Моя судьба", "Дети Солнца" и др.

- Леонид Аристархович, советский телезритель только что познакомился с циклом "Штрихи к портрету В. И. Ленина". Его так и хочется назвать новым, настолько он современен, но мы знаем - он был снят почти 20 лет назад. М. Ульянов создал очень достоверный образ Ленина, во многом новый, нетрадиционный.

- Для меня М. Ульянов был выбором принципиальным. Таким я видел Ленина в хронике, таким представлял по его работам - убежденным, настойчивым, когда нужно, жестким. Нам не хотелось изображать его никогда ни в чем не сомневающимся и всегда все заранее знающим. Мы хотели показать Ленина в борьбе, в столкновениях, в движении.

Скажем, Ленин-организатор. А что это значит? Это человек, который умеет использовать все возможности своих подчиненных, в том числе тех, кто с ним не совсем согласен, колеблется, сомневается. Он в постоянной борьбе, притом с серьезным противником. И потому так важен выбор актеров. Нужно было не оглуплять противников Ленина, тогда серьезнее будет выглядеть победа. Всех актеров я взял без проб. Я их хорошо знал. И не ошибся.

- Все четыре фильма разные. А задумано было, кажется, 10. Значит, вы хотели штрихи из разных фильмов сложить в единый образ, не так ли?

- Совершенно верно. Одним фильмом, одной ситуацией образ вождя создать очень трудно. Каждый фильм охватывает разные периоды и обстоятельства, каждый вносит свою краску, свой штрих в портрет. Экстремальная обстановка съезда Советов, который утвердил тяжелый Брестский мир, выявляет Ленина-трибуна. В другой экстремальной ситуации - после убийства левыми эсерами германского посла Мирбаха, - когда нужно было принимать очень важные и ответственные решения, Ленин проявляется как руководитель, умеющий заглядывать далеко вперед. История делалась по Ленину. В третьем фильме, в разговоре с Бонч-Бруевичем, Горьким мы видим Ленина - острого полемиста. Горького, великого пролетарского писателя, кстати, тоже стеснялись показывать в противоречиях, ошибающегося. Ленин у нас в фильме спорит с ним, вскрывает его ошибки. В четвертом фильме Ленин - воспитатель, рассуждает об искусстве, о влиянии партии, о молодежи. Необычайно интересно!

В этом и состояла главная идея цикла - дать новую трактовку образа Ленина, показать его более полно. Мы хотели избежать парадно-победительного тона, хотели сделать фильм о рабочих буднях.

- Он стал теперь ценным художественным, историческим, нравственным явлением. Сегодня своим содержанием и трактовкой образов он способствует полноте исторической правды, необходимой для нормального дальнейшего развития нашего общества, а история его создания сама по себе поучительна...

- Это был на редкость увлекательный, коллективный труд. Мы были молоды, полны энтузиазма. Все до единого работали с полной отдачей, не считаясь ни с силами, ни со временем, искали решения, вносили и обсуждали предложения, много и тщательно изучали различные материалы, документы, фотографии. Это было подлинное творчество. Мне очень дорога была эта работа. Я думаю, она - лучшее, что я сделал.

- Кстати, о документах. Ведь актерская и режиссерская фантазия может далеко увести. В работе над таким фильмом очень важно, чтобы художественная правда строго соответствовала правде жизненной.

- Нам очень помогал консультант В. Логинов (он тогда работал в Институте марксизма- ленинизма), человек очень добросовестный и дотошный. И конечно, главное - драматургия М. Шатрова. Она документальна и в то же время так точно, интересно и объемно выстроена, что не может не увлечь режиссера и актеров, дает им материал и возможность создать глубокие, правдивые образы.

Это же, однако, и создает колоссальные трудности в освоении такого ответственного, со многими нюансами текста. По кусочкам такие сцены, монологи снимать нельзя. А в каждом - огромное напряжение мысли и действия. Е. Евстигнеев, который играл А. В. Луначарского, придерживаясь трудной публицистической манеры игры, иногда в монологах доходил до изнеможения.

Труднее всех, конечно, приходилось М. Ульянову. Он мог сыграть любую роль из классики целиком с меньшими затратами сил, чем произнести, нет, прожить один монолог В. И. Ленина. Ленинский грим занимал 4,5 часа.

- Цикл "Штрихи к портрету В. И. Ленина" по своей актуальности звучит сегодня, как будто снят вчера.

- В этом нет ничего удивительного. Фильм созвучен сегодняшнему дню жизни нашей страны. И снимали мы его, вдохновленные идеями XX съезда КПСС, давшего мощный" импульс стремлению к исторической правде. В 1967 г. мы снимали первый фильм из цикла, работали с большим подъемом и напряжением, снимали, особенно массовые сцены, главным образом по ночам - иначе собрать вместе всех занятых в фильме актеров было практически невозможно, - хотели, чтобы он был показан к 50-летию Октября.

Мы получали всемерную помощь и поддержку. Тогдашнее руководство телевидения поощряло нашу работу, ему фильм нравился. Однако, пока снимали, возник разрыв: между словом и делом, другие негативные явления. Получалась разница между тем, о чем рассказывал фильм, - Ленин, к примеру, говорит о культе личности, выступает против показухи и трезвонства - и тем, что происходило в жизни. Картину закрыли. Она вдруг стала "неудавшейся". В чем - никто ничего не объяснил, ее положили на полку без всяких мотивировок.

Фильмы долго лежали мертвым грузом, никто не собирался пускать их на экран. И тогда начальством Госфильмофонда было отдано распоряжение смыть их. Узнав об этом, я бросился уговаривать заместителя директора фонда Л. Дугину (она сейчас на пенсии) не делать этого. И поскольку контроль был не очень строгим, она согласилась. Так нам удалось уберечь фильм от уничтожения.

- Он оказался нужным сегодня. Для начавшейся перестройки, для демократического и нравственного обновления нашего общества.

- Да, я всегда верил, что такой час пробьет. И он пробил. Сколько было людей вне критики, которые фактически ни за что не несли ответственности. А сейчас за все прежде всего отвечают руководители. Вспомните наказание, которое недавно понесли ответственные лица за плохую подготовку к зиме. Это настоящий ленинский стиль партийной работы. Так - требовательно, настойчиво, жестко, но не жестоко, тактично - разговаривает Ленин с наркомами - Цюрупой, Луначарским - в нашем фильме.

Принимают фильм лучше, чем я ожидал. Я считал, что он в основном для интеллигенции, не для всех интересный. Оказалось, что это не так. Мне, например, звонили из Ленинграда: люди самых разных профессий и уровня образования смотрят его с увлечением. Наше общество переживает такое время, когда ему нужны честные, искренние и умные мысли и слова В. И. Ленина.

Смотрите также: