47 млрд. долл. - таков внешний долг Южной Кореи. Изнанка "экономического чуда"

   
   

Наблюдая за быстрыми темпами роста промышленного производства в Южной Корее, многие на Западе называют то, что происходит в этой стране, "экономическим чудом". В чем же оно! И чудо ли это? Об этом идет речь в статье, опубликованной в газете "Вашингтон пост".

РОЖДЕНИЕ "ЧУДА"

"У нас есть задание. Мы его выполняем". Ким Чжом Сук, 24-летняя швея явно немногословна. Та минута, которую она уделила посетителям у своей швейной машины на предприятии сеульской "Чинни гармент мэньюфэкчуринг компани", уже отбросила ее назад в 10-часовой гонке, представляющей собой обычный трудовой день южнокорейских рабочих. Пальцы Ким движутся очень быстро, и за смену она изготавливает 200 шелковых воротничков. В цехе, кроме нее, 120 мужчин и женщин, которые с поразительной скоростью и аккуратностью шьют, кроят, складывают и гладят. "Они не просят устроить им перерыв, чтобы выпить чашечку кофе или покурить", - одобрительно отзывается о своих рабочих президент компании Ли Дэ Бок.

Считается" что именно в этом и кроются корни "экономического чуда" Южной Кореи.

Но положение именно на таких компаниях, как "Чинни", наиболее полно отражает и общую картину состояния южно-корейской экономики; множество людей, мало техники, никаких "излишеств".

Многие южнокорейцы работают так, как будто от этого зависит их спасение.

В 60-е годы Южная Корея начала с простых товаров - игрушек, готовой одежды, обуви, кухонной посуды и париков. Правительство поощряло экспорт. К 1970 г. его объем достиг почти 1 млрд. долл.

В следующем десятилетии крупными статьями экспорта стали суда, сталь и цветные телевизоры. Такой же статьей экспорта стала рабочая сила. Тысячи южнокорейских рабочих строили шоссе, порты и жилые дома в разбогатевших нефтедобывающих странах Ближнего Востока. К 1980 г. объем экспорта достиг почти 18 млрд. долл.

В прошлом году Южная Корея вывезла товаров на 30 млрд. долл. По некоторым оценкам, это означает, что она уже занимает 12-е место в мировой торговле.

ОБОРОТНАЯ СТОРОНА МЕДАЛИ

Казалось бы, страна имеет прочную, независимую экономическую базу. Однако южнокорейская промышленность остается заложником иностранных государств, получая от них широкий ассортимент товаров - сырье, конструкции изделий и их детали, производственное оборудование, нефть. Конструкция автомобиля "Леман" была разработана в ФРГ, ее коробка передач - японская, весь бензин, до последней капли, импортный. Основной компонент южнокорейских видеомагнитофонов - барабан, на который наматывается пленка при записи и воспроизведении, - сделан в Японии.

У Южной Кореи громадный внешний долг. Она задолжала иностранным кредиторам 47 млрд. долл. Долг компаний тоже колоссален. Балансовые отчеты многих из них считались бы в США образцовыми показателями банкротства. "В Южной Корее нет ни одной компании, которую я мог бы считать в достаточной мере обеспеченной капиталом", - заявил С. Кларк, главный управляющий сеульского отделения "Секьюрити пасифик нэшнл бэнк".

В столице Южной Кореи - Сеуле появились многие болезни необузданного капитализма - загрязнение окружающей среды, потогонная система труда, активная антипрофсоюзная борьба. Город полон символов процветания: самое высокое здание в Азии - 63-этажная башня "Тэхан лайф икшуранс компани", шикарные отели, переполненные товарами подземные торговые центры. Однако люди испытывают глубокое недовольство. Растет возмущение многолетним правлением, опирающимся на штыки, а вместе с тем, как говорят многие, и ощущение того, что в стране игнорируют права большей части общества. "Мы не получаем справедливого вознаграждения за наш труд", -. заявил протестантский священник Ин Мун Чжин, который сотрудничает с профсоюзными организациями.

Действительно, в Сеуле на каждом шагу сталкиваешься с поразительными контрастами. Администрация корпораций заседает в шикарных кабинетах, которые напоминают лондонские банковские дома XIX века. Рядом же грязные жилые дома, где промышленные рабочие спят по трое в каморках площадью семь на семь футов. Южнокорейцы называют их ульями. Бизнесмены тратят целые состояния на обеды в центральных ресторанах города. А на улице женщины с маленькими детьми на руках просят милостыню.

Смотрите также: