Недавно в Уголовный кодекс была внесена статья о привлечении лиц к уголовной ответственности за хранение с целью распространения видеофильмов, пропагандирующих жестокость, культ насилия, ужасы. Во как отличить "жестокий" фильм от "нежестокого"? Да и возможно ли это?
И. Трушин, Москва
Наш корреспондент Н. Солдатенков обратился с этими вопросами к эксперту Прокуратуры СССР кандидату искусствоведения, кандидату философских наук В. Ю. БОРЕВУ.
- Владимир Юрьевич, у многих читателей может возникнуть вопрос: а стоит ли вообще поднимать эту тему, ведь видеомагнитофонов в стране не так уж и много?
- К сожалению, до сих пор считается, что информация, в том числе и культурная, распространяется по традиционным каналам: радио, телевидение, театр и т. д. Между тем опрос, проведенный среди столичной молодежи 18-летнего возраста, показал, что большинство из них за последние 5 лет ни разу не были в театре и музее, редко посещают кинотеатры, читают газеты.
Основными источниками информации для них, как выяснилось, являются пластинки, магнитофоны и видео. Только в Ленинграде насчитывается более 30 тыс. видеомагнитофонов и свыше 10 тыс. наименований различных фильмов и программ. Причем цифры эти приблизительные, поскольку серьезно проблемой никто не занимается.
Очень часто видео рассматривается как канал проникновения в нашу страну буржуазной культуры. И при существующем" положении дел это действительно так. Но бывают курьезы: само появление видеомагнитофона, особенно в периферийных городах, воспринимается некоторыми чуть ли не как подрыв нашей идеологии. Мне не раз приходилось встречаться с необоснованными обвинениями, когда людей донимали обысками, изымали технику якобы за хранение порнографических и других фильмов.
- Так как же определить, пропагандирует фильм насилие или нет? Ведь если вспомнить некоторые серии мультфильма "Ну, погоди!" или сцену драки музыкантов из фильма "Веселые ребята", то в первом случае каждые 40 секунд совершается насилие, а во втором - групповое да еще с применением механических предметов.
- Давайте возьмем такой пример: фильм "Броненосец "Потемкин", ставший классикой мирового киноискусства. С. Эйзенштейн широко использовал в нем сцены насилия и жестокости. Глаз, вытекающий под ударом нагайки, детская коляска, мчащаяся по лестнице, акты насилия на корабле - все это, говоря словами Эйзенштейна, составляет "монтаж аттракционов" данного фильма. Выразительные жестокие сцены, заставляющие зрителя ужасаться и содрогаться, чередуются со спокойно-повествовательными эпизодами.
Поэтому показ насилия и жестокости - не всегда пропаганда их культа. В ряде фильмов в центре повествования находится сильная личность, герой, обладающий положительным потенциалом. Утверждение героя, его целей, идеалов происходит в ситуации противоборства с антигероями - мафией, бандитами, грабителями, фашистами, белогвардейцами и т. д. Средства этой борьбы, как правило, силовые: насилию противопоставляется насилие, герои, преследуя разные цели, вынуждены прибегать порой к сходным средствам. Однако такие сцены часто вызывают обратную реакцию зрителя, воспитывают неприятие к антигероям, носителям зла.
- Так что же входит в понятие "жестокого" фильма?
- Пропаганда насилия и жестокости предполагает возведение их в ранг культа, философия которого сводится к проповеди этих понятий как единственной основополагающей жизненной ценности, а видеоизображение есть последовательное внедрение в сознание зрителей образов этого культа без противопоставления иных жизненных ценностей в качестве альтернативных.
Оправдывая "искусство жестокости", его сторонники часто ссылаются на теорию "катарсиса" (т. е. очищения) Аристотеля, которая заключается в том, что во время просмотра сцен насилия человек как бы разряжает свою отрицательную, разрушительную энергию, после чего сам уже не способен совершать какие-либо злодеяния. Но современные исследования, проведенные в разных странах мира, доказали, что, например, в детской аудитории при просмотре фильмов со сценами жестокости вовсе не отмечается того, что принято называть катарсисом. В то же время общеизвестна тяга детей к подражанию. Видя, как герои экрана крушат кулаками и правых и виноватых, как они грозят револьверами и при случае не останавливаются лишь на угрозах, ребята начинают имитировать их действия сначала ради игры, а потом и всерьез.
Исследования, проведенные в Италии, показывают, что наиболее обучающее действие оказывают фильмы, в которых акты насилия изображены как механические действия, а герои - как бездушные марионетки.
Шведские исследователи этой проблемы отмечают болезнетворное влияние фильмов ужасов и насилия на психику детей, приводящее к попыткам самоубийства, припадкам истерии.
- Подобное влияние оказывают на человеческую психику, особенно на детскую, и фильмы ужасов?
- Да, но тут опять же необходим неформальный подход. Возьмем, например, сюжет шведской сказки - девушка ежедневно 40 раз должна бить дракона по спине веревкой, смоченной в соленой воде, для того чтобы с него сошли три шкуры и он превратился бы в прекрасного принца. С одной стороны, это можно расценить как воплощение садомазохистского комплекса на сексуальной основе. Но подобные сюжеты можно встретить и в русских народных сказках. И мы не воспринимаем сказочные ужасы как нечто самодовлеющее. Поэтому в оценке фильмов, использующих фантастические, сказочные сюжеты, необходимо учитывать содержательные моменты: противостоит ли страшному и ужасному доброе и созидательное, какой потенциал зрителю несет картина - положительный или отрицательный. Здесь очень важен разумный, обдуманный подход.
Практика показывает, что одними запретительными методами проблемы не решить. Одна из основных, на мой взгляд, наших задач - это воспитание культурного, думающего человека, невосприимчивого к пошлости, к низкому, коммерческому искусству.
* * *
Почему в нашей стране не строят небоскребов? Что это - отставание в технологии или соображения целесообразности?
А. Шувалов, Владивосток
На вопрос отвечает кандидат технических наук М. ВАЙНБЕРГ.
МИРОВАЯ градостроительная практика свидетельствует, что в разных странах вопросы этажности зданий решаются по-разному, так как различны социальные условия, применяемые конструкции и методы строительства.
Напомним, что первый "многоэтажный" дом появился в Чикаго в 1880 г. и имел всего 10 этажей. Так же назывался и построенный в Москве в 1920 г. 5-этажный дом. Сегодня "домами повышенной этажности" в СССР считаются 9-] 0-этажные здания, в европейских странах - 10 - 20-этажные, в США это понятие применяется к зданиям в 30 - 40 этажей.
В практике жилищного строительства Советского Союза неоднократно происходили изменения в пользу той или иной этажности. В послевоенные годы (до 1952 - 1953 гг.) из-за слабости материально-экономической базы преимущество получило малоэтажное строительство, как наиболее экономичное. В период 1954 - 1963 гг. в основном строились 5-этажные здания. Сегодня во всех крупных и крупнейших городах наиболее эффективна 9-этажная застройка жилых домов.
Весьма показателен рост эксплуатационных затрат для домов в 10, 17, 20 и 25 этажей по сравнению с "пятиэтажкой". Он составляет соответственно 20, 60, 210 и 245%!
Доля 9-этажных зданий в нашей стране достигла 45%, и в перспективе намечается еще большее ее увеличение. Что касается зданий более высокой этажности, то из-за неэкономичности их строительство ограничено.
Здания свыше 40 этажей - "небоскребы" - кроме неэкономичности имеют и ряд отрицательных свойств санитарно-гигиенического и бытового порядка: с повышением этажности ухудшаются физические свойства и химический состав воздуха в квартирах, увеличивается заболеваемость, отмечается боязнь высоты у части жителей верхних этажей.
Таким образом, ограничение строительства многоэтажных зданий в нашей стране нельзя объяснять только отсутствием на сегодняшний день надлежащей технологии. Когда в свое время оказался эффективным переход от малоэтажного строительства к зданиям средней этажности, а от последних - к 8- и 16-этажным, - соответственно перестроилась и материально-техническая база. Сегодня такая возможность неизмеримо возросла.
В развитых капиталистических странах иная картина. Возведение многоэтажных зданий оказывается, как правило, эффективным, в особенности в центральных районах крупных городов, где при 20 - 25-этажной застройке достигается экономия в 30 - 50% по сравнению со зданиями средней этажности.
Эффективность такого строительства объясняется главным образом все возрастающей стоимостью земли, что диктует интенсивное ее использование для извлечения максимальной прибыли владельцем земли и здания.
Именно по этой причине в жилищном строительстве, например, США многоэтажные здания от 20 до 80 этажей составляют около 70% всего объема.
Стоимость земли в разных странах колеблется в довольно значительных размерах, при этом во всех случаях в центральных районах городов она в несколько раз выше, чем на окраинах. Так, например, в Нью-Йорке, в районе Манхэттена, 1 га территории стоит в пересчете около 70 млн. руб., в Париже - около 15 млн., в центре Лондона цена доходит до 150 млн. руб., а в Милане - до 30 млн.
В заключение хочется сказать, что проблема экономного использования земли сегодня стоит и перед нашей страной. Пути ее решения обсуждаются общественностью.
* * *
Как развивались советско-иранские отношения после победы революции в Иране?
Н. Федоренко, Ашхабад
ИРАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в 1979 г. нанесла ощутимый удар по позициям империализма на Среднем Востоке. Выслав американских военных советников, Иран вышел из агрессивного блока СЕНТО, предопределив тем самым его распад. Иран заявил также об отказе выполнять роль "жандарма" Персидского залива, вступил в движение неприсоединения.
Вместе с тем в послереволюционные годы внешняя политика иранского правительства характеризовалась непоследовательностью. В качестве главного принципа внешней политики руководство страны выдвинуло тезис "ни Восток, ни Запад", по существу приравнивавший социализм к империализму, СССР - к США.
В первые же годы после "исламской революции" иранское правительство начало свертывать отношения с СССР. В 1980 г. МИД Ирана потребовал сократить количество дипломатов в посольстве СССР в Тегеране, закрыть одно из советских консульств в Реште или Исфахане. Из страны были высланы корреспонденты советских средств массовой информации.
В декабре 1980 г. на советское посольство в Тегеране был совершен налет.
В 1980 г. Иран прекратил поставки в СССР природного газа. Сократился товарооборот между двумя странами: с 766 млн. руб. в 1982 г. до 348 млн. руб. в 1985 г.
Ввиду того что эскалация ирано-иракской войны стала угрожать безопасности работающих на экономических объектах в Иране советских специалистов, в 1985 г. они были временно отозваны из этой страны.
СССР со своей стороны постоянно заявлял о стремлении развивать с Ираном добрососедские отношения. В последнее время заинтересованность в расширении сотрудничества с социалистическими странами, в том числе СССР, стало проявлять и иранское правительство.
Заметное оживление советско-иранских контактов началось с визита в Иран в феврале 1986 г. Г. М. Корниенко, являвшегося в то время первым заместителем министра иностранных дел СССР. В августе прошлого года состоялся визит в СССР заместителя министра иностранных дел Ирана М. Д. Лариджани.
В сентябре 1986 г., после шестилетнего перерыва, возобновила работу советско-иранская торговая палата. В декабре был подписан протокол о развитии между СССР и Ираном экономических связей.
В феврале текущего года в Советском Союзе с официальным визитом находился министр иностранных дел Ирана А. А. Велаяти. Иранский гость был принят Председателем Президиума Верховного Совета СССР А. А. Громыко, Председателем Совета Министров СССР Н. И. Рыжковым и министром иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе. С обеих сторон было выражено мнение, что различие в социально - политических системах и идеологических воззрениях не должно быть препятствием для упрочения добрососедства, развития взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами.
С. ДМИТРИЕВ
* * *
Редко приходится слышать о положении дел в народном хозяйстве Албании. Что пишет об этом албанская печать?
В. Кравчук, Москва
КАК СООБЩАЕТ албанский журнал "Руга э партис", план 1986 г. во многих отраслях выполнен несколько лучше, чем в годы предыдущей пятилетки. Совокупный общественный продукт увеличился по сравнению с. 1985 г. на 4,5%, национальный доход - на 7,2%, объем промышленной продукции - на 5,8%, а сельскохозяйственной - на 2,8%.
В то же время нельзя закрывать глаза на то, что по ряду важных показателей план выполнен не был. Особые проблемы для экономики страны создает невыполнение заданий по разведке новых месторождений и добыче нефти, которая является одним из основных экспортных товаров. Это явилось одной из причин отставания по экспорту.
Невыполнение плана в сельском хозяйстве, и особенно в животноводстве, осложняет решение вопроса о коренном улучшении снабжения населения продуктами питания.
Обращает на себя внимание то, что руководители некоторых предприятий, кооперативов и даже целых отраслей пытались скрыть факт невыполнения плана.
В условиях, когда развитие страны характеризуется последовательным осуществлением принципа опоры на собственные ресурсы, без привлечения каких-либо иностранных кредитов, многие не понимают, что потреблять страна будет столько, сколько произведет, импортировать столько же, сколько экспортировать.
Несмотря на все трудности, план 1987 г. предусматривает более высокие, чем в предыдущем году, темпы роста по всем основным показателям. Например, национальный доход должен увеличиться на 12,3%, промышленное производство - на 7,4%, отмечает журнал.
Смотрите также:
- ЗАМЕТКИ ЛЕКТОРА. ИСТОРИИ И ЛОГИКЕ ВОПРЕКИ →
- ПОЛЬША. В содружестве стран социализма →
- НИКАРАГУА. Завоевано в борьбе →