Во время московского кинофестиваля мне с большим трудом удалось попасть в Дом кино, где перед зарубежными гостями выступали наши самодеятельные рок-группы. Меня, как лектора, часто просят рассказать о тех или иных музыкантах. Мне кажется, было бы правильным предоставить слово им самим, пусть даже их точка зрения на многие вопросы будет спорной, противоречивой.
С. Голованова, лектор, Москва
Выполняя просьбу читательницы, мы публикуем интервью нашего корреспондента Е. Солдатенкова с руководителем ленинградской группы "Кино" В. ЦОЕМ.
- Виктор, с какого времени существует группа?
- Все, собственно, началось в 1982 г., когда появился первый так называемый альбом песен. Но тогда группы как таковой не было, я выступал практически как автор-исполнитель, помогали друзья-музыканты из "Аквариума" и других групп.
- А на каких правах сегодня выступает группа?
- На правах самодеятельности. Мы прикреплены к Ленинградскому рок- клубу, там прослушиваются программы, там мы получаем разрешения на выступления.
- Не тормозит ли такое положение творчество?
- Нет, наоборот, мы сейчас практически можем играть столько, сколько хотим. Правда, поскольку это - самодеятельность, то игра не может быть источником, скажем так, пропитания. Поэтому мы все еще где-то работаем. Я, например, а котельной кочегаром.
- А где репетирует группа "Кино"?
- Где угодно. На квартирах, например. У нас нет условий для работы, нет своей аппаратуры, только инструменты - и все. Безусловно, это может быть и импульсом к творчеству, но в первую очередь это отражается на качестве. Если бы у нас были помещение, аппаратура, оператор, тогда можно работать уже и со звуком. А так пока слушателю приходится самому додумывать, как это должно было бы, в принципе, звучать.
- Есть точка зрения, что на первом месте в советском роке - музыка, а слова не столь важны. Так, например, считает руководитель группы "Поп- механика" С. Курёхин (см. "АиФ" N 31). А какова ваша точка зрения?
- Я считаю, что слова играют огромную роль. Очень часто бывает, что тексты доминируют над музыкой. И это, в принципе, единственный путь для самодеятельных групп, чтобы хоть как-то выжить, поскольку при современном уровне развития воспроизводящей, звукозаписывающей техники мы не можем конкурировать с западными музыкантами, которые имеют возможность записываться в специальных студиях, делать музыку гораздо более качественную. Самодеятельные музыканты просто не в состоянии приобрести всю эту технику, инструменты, ведь это очень дорого, и мы оказываемся неконкурентоспособными даже с отечественными профессиональными группами. А если бы у нас еще и тексты были слабые, то нас бы просто никто не слушал.
- Нередко случается, что, как только какая-нибудь группа становится профессиональной, от нее отворачивается половина поклонников.
- Вероятно, это происходит из-за того, что в подобной ситуации группа идет на компромисс. Нам за честность могут простить практически все: и, скажем, недостаточно профессиональную игру, и даже недостаточно профессиональные стихи. Этому есть масса примеров. Но когда пропадает честность - уже ничего не прощают.
- А не получается так, что исполнитель считает себя честным, а на деле...
- Можно считать себя честным сколько угодно. Главное в том, считают ли тебя честным остальные. Человеку же, который заведомо пишет музыку для того, чтобы жить в достатке, но поет о том, что он борец за идею, - просто не верят.
- Почему рок-музыка до сил пор встречает сопротивление?
- Потому что человек, который делает что-то новое, всегда воюет с чем-то старым. Он постоянно находится в конфликте. Это, как правило, всегда несколько рискованно. Но культ посредственности, о котором сейчас много говорят, возник как раз по логике "как бы чего не вышло" и "пусть это не лучшее, что есть, но зато все будет спокойно". И тот, кто попадает в эту систему, уже автоматически подгоняется под средний общий уровень, включается в давно отработанную схему.
- Когда говорят об увлечении нашей молодежи рок-музыкой, почти всегда напоминают о том, что она пришла к нам с Запада...
- С Запада пришла лишь форма: электрогитары, ударные, усилительная аппаратура. Но заимствование формы вовсе не означает, что эта музыка является целиком, заимствованным явлением. Я считаю, что это сейчас по- настоящему живая музыкальная форма, и еще - это музыка, которая остается социальным явлением, это массовое народное искусство.
- В ваших песнях чувствуется какая-то неустроенность человека. А если для вас создать условия во всех отношениях идеальные, что будет тогда? О чем будете петь?
- Трудно сказать. У меня есть своя жизненная позиция. Я пишу песни, и это необходимый для меня процесс. Я пишу о том, что происходит вокруг меня.
Я не думаю, что при помощи материальных благ можно как-то усыпить действительно талантливого человека. Конечно, ему будет уже труднее, как труднее понять друг друга, допустим, неустроенному и тому, кто уже достаточное время живет в полном комфорте. И последний уже вряд ли сможет написать правдиво о проблемах первого.
- А как вы считаете, какие песни о проблемах молодежи нужно писать?
- Понимаете, я пишу песни не потому, что нужно, а потому, что меня лично волнуют проблемы. Вот как раз, когда "нужно", получается нечестно. А если меня не волнует какая-то проблема, если не почувствовал то, что меня бы задело, - я не могу писать песню.
- Получается, надо писать только о том, что испытал сам? Вы же написали антивоенную песню "Я объявляю свой дом безъядерном зоной", хотя не испытали ужасов войны?
- Понимаете, хотя эта тема разработана многими, за нее, по сути, серьезно никто не берется. Тем же, кто пишет псевдопатриотические и псевдоантивоенные песни, не верят. Я написал эту песню потому, что тема войны действительно меня взволновала и волнует до сих пор.
- А может ли рок-музыка решить какие-то проблемы?
- В принципе, рок-музыка в социальном плане - вещь довольно сильная, среди музыкантов есть люди, которым верят, и они многое могут сделать. Если бы нам чаще давали возможность выступать в газетах, на телевидении, излагать свою точку зрения на разные вопросы, то, может быть, моя музыка и тексты были бы иными. А поскольку, скажем, у меня нет такой возможности, я все стараюсь выразить в песнях.
* * *
ДВА МНЕНИЯ
Изменился у нас сам дух эстрады, песен, пения. Смысл, душевность, мелодичность становятся второстепенными. Превалирует безыдейность, бездуховность, ударность децибел. Собственно исполнение в том же нервозном, визгливо-крикливом, ударно-базарном стиле.
Психологическое проникновение разнузданности - это потеря социалистической этики, эстетики, а главное, вкуса и чувства к прекрасному, к любви и гуманизму!
Г. Зырянов, участник Великой Отечественной войны, Свердловск
*
Вероятно, к вам приходит много писем читателей по поводу современной музыки. Знаю, насколько бывают фанатично настроены как ее противники, так и ее сторонники. Я не перестаю удивляться: когда же и те и другие спокойно, без взаимных упреков и обид, без противопоставлений попробуют разобраться, что в этой музыке есть плохого и хорошего.
Е. Наумова, Свердловск
Смотрите также:
- ТОЧКА ЗРЕНИЯ. "Ария": "Хотим вызвать светлые чувства" →
- Борис Гребенщиков: Почему музыка осталась за бортом? →
- СКРОМНОЕ ОБАЯНИЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ТАНЦЕВ →