В почте "АиФ" немало писем, где читатели пишут о дефиците необходимой электробытовой техники, отставании ее от зарубежной как по технико-экономическим показателям, так и по дизайну. Какова реакция на сложившееся положение Минэлектротехпрома СССР - тема беседы нашего корреспондента Т. Коростиковой с руководителем отраслевой комплексной программы по созданию и освоению новой бытовой техники, заместителем директора ВНИИ "Информэлектро" Н. А. МИРОНОВОЙ.
КОРР. До сих пор промышленность и торговля диктовали свои условия потребителю. Какие принимаются меры для ориентации производства на нужды людей?
МИРОНОВА. По моему мнению, количество, качество, ассортимент потребительских товаров должен определять только рынок, т. е. покупатель (исключая социально важные заказы, например на электроплиты, как более безопасные для здоровья, чем газовые). Тогда у нас не будет таких, скажем, ситуаций, когда, пройдя множество комиссий, получив государственный Знак качества, изделие пылится на магазинной полке, потому что не учтено главное мнение - потребителя.
В некоторых социалистических странах интересы покупателей представляют союзы потребителей. Это общественные организации, где экспертами товаров выступают специалисты высокого класса. Они дают оценку поступающим на рынок изделиям и распространяют ее через свои печатные органы. Считаю, целесообразно создать такую организацию и у нас. Союз мог бы отмечать высокое качество, новизну, дизайн товаров своими призами, почетными знаками.
Перед промышленностью же стоит задача - научиться оперативно реагировать на изменение конъюнктуры. Чтобы заинтересовать производителя в работе с покупателем, в Минэлектротехпроме предполагается создание отраслевых региональных промышленно- торговых и сервисных центров. Каждый будет состоять из фирменного магазина, центра техобслуживания, бюро проката, рекламной службы. Центры должны объединить интересы всех производителей бытовой техники, работающих в одном регионе. То есть на паях они изучают рынок, на паях торгуют новыми изделиями, выясняют потребительскую оценку их. Создание центра имеет смысл потому, что каждому, тем более неспециализированному предприятию, накладно держать такую службу. Планируем в этой пятилетке создать первый центр в Москве.
КОРР. Но ведь из 550 предприятий разных министерств, выпускающих бытовую технику, для 514 она является не основной продукцией, а по сути второстепенной. Смогут и захотят ли они выполнить стоящие перед ними задачи по выпуску бытовой техники?
МИРОНОВА. Считаю, что только специализация позволит избежать небрежного отношения к потребительским товарам.
Генеральное направление здесь, я думаю, создание хозяйственных комбинатов, в которые входили бы предприятия, выпускающие готовые бытовые приборы, комплектующие изделия, технологическую оснастку и даже, может быть, отдельные виды сырья, материалов. В электротехнической промышленности три производственных объединения идут по такому пути - "Ватра" и "Луйс", выпускающие светильники, и "Бак-кондиционер".
Но ведь насытить торговлю необходимо как можно скорее. Поэтому рационально задействовать уже имеющиеся мощности, но опять же положив в основу принцип специализации. Ведь хорошая продукция получается там, где ее делают профессионально. Пусть, например, завод технологического оборудования выпускает оснастку для производства потребительских товаров. И количественно мы выиграем от этого. Например, на 3 млн. руб. в год выпускает несложную бытовую технику Нововолынский завод СТО. Сделай он на эту сумму оснастку - и можно было бы увеличить объем производства товаров на 20 - 30 млн. руб.
Специализация решает и еще один важный вопрос - создание унифицированных комплектующих, без чего невозможно качественно делать ремонт техники. Но поступить так, как считаем нужным, мы пока не можем - мешает жесткая установка на выпуск каждым предприятием какого-либо товара, к чему большинство пока не готово, если, говорить о высококачественной, соответствующей мировому уровню продукции.
Большие надежды мы связываем, с переходом предприятий на работу в условиях самоокупаемости и самофинансирования и введением экономических методов стимулирования производства товаров народного потребления. Такими стимулами могут быть льготные отчисления в фонд предприятия от прибыли за производство потребительских товаров; положение, когда при поставке их на экспорт львиная доля или даже вся выручка остается предприятию. Нужно ввести зависимость фонда заработной платы от качества товаров, их реализации. Тогда товары народного потребления перестанут быть "пасынками", и прибыль, полученную от их выпуска, можно будет направить на расширение их воспроизводства и тем самым реально подойти к созданию высокомеханизированных и автоматизированных производств бытовых электроприборов в пределах общепромышленных предприятий и объединений. Мы направили свои предложения по совершенствованию экономических рычагов воздействия на производство товаров народного потребления в Госплан СССР и Бюро Совета Министров СССР по социальному развитию.
КОРР. Возрастающая насыщенность быта каждой семьи электроприборами (сейчас их 10 - 15 в каждой) повышает требования к уменьшению габаритов, веса, к удобству пользования ими. И - к их цене. Ведь людям с невысоким доходом тоже нужна качественная, но недорогая техника. Как учитываются эти требования?
МИРОНОВА. На проходившей в июле международной выставке "Электро-87" была представлена и советская бытовая техника. В большинстве своем приборы многофункциональны, что решает проблему "жилплощади" для техники, времени, затрачиваемого на обслуживание. Это наш магистральный путь, на котором очень много еще предстоит сделать для того, чтобы выйти на уровень современных требований.
Вопрос роста цен на бытовые приборы действительно "больной". Дело в том, что в течение длительного времени при разработке бытовых электроприборов мы ориентировались на некоего усредненного покупателя с общими требованиями А одинаковым уровнем доходов. Сейчас мы начинаем создавать бытовую технику с учетом типологии потребителей, т. е. для определенной категории (молодежи, пенсионеров, много- и малочисленных семей и т. д.).
Таким образом, мы подошли к разработке системы классности на бытовые приборы и к созданию приборов различной классности с разным уровнем потребительских свойств и, естественно, с разной ценой.
КОРР. Комфортность, производительность бытовой техники коренным образом повышает микроэлектроника, применение программаторов и микропроцессоров. На Западе ими оснащаются многие виды электроприборов. Как в отечественной бытовой технике используются достижения научно-технического прогресса?
МИРОНОВА. Мы выпускаем стиральные автоматы, на подходе кухонный комбайн, миксер, соковыжималка, оснащенные микропроцессорами. Это все приборы класса "люкс". Но не они пока главная наша забота. Ведь речь идет о вершине - на данный момент - достижений научно-технического прогресса в бытовой технике. Разве это единственное, чего нам не хватает? Сейчас для нас первоочередная задача в использовании достижений науки и техники - так технологически вооружить производство, чтобы оно смогло в короткий срок насытить рынок техникой повышенного спроса, сориентированной на разные слои потребителей. Нужно прежде всего удовлетворить социально приоритетные потребности.
Очень важный показатель, по которому наша техника уступает зарубежной, - энергоемкость. По расчетам специалистов, годовой перерасход энергии из-за низких энергетических характеристик бытовой техники оценивается в 15 - 20 млрд. кВт-ч (это мощность Братской ГЭС). Вот почему внедряема" сейчас микроэлектроника служит в первую очередь оптимизации энергетических параметров (регулирующие устройства), и оснащаются ею в первую очередь нагревательные приборы и светильники.
Возвращаясь к приборам класса "люкс", хочу отметить, что и за рубежом они есть далеко не в каждой квартире - стоимость их очень высока. Это отнюдь не товары массового спроса.
КОРР. К сожалению, наша бытовая техника нередко уступает зарубежной и по дизайну. Показала это и выставка, несмотря на некоторые удачные изделия. Какие перспективы в этом направлении?
МИРОНОВА. Чтобы идти в ногу со временем, технику нужно регулярно обновлять, а 60% новизны вносится за счет дизайнерского решения. Кроме того, только такой "синтетический" специалист (психолог, социолог, художник, экономист, ориентирующийся в технической моде и вкусах потребителей), каким является дизайнер, может в условиях массового производства учесть индивидуальные интересы покупателей.
Сейчас пытаемся решить проблему с дизайнерами, но мешает недооценка значения их работы, да и специалистов по бытовой технике почти нет. Для сравнения: нашу отрасль по всем видам продукции обслуживают 10 дизайнеров, а в фирме "Дженерал электрик" в отделении по художественному конструированию трудятся 1400 человек.
Так что проблем хватает. И главные из них - необеспеченность е полной мере наших заданий капитальными вложениями, недостатки в снабжении. Однако мы не только выявляем проблемы, но и работаем над ними. В этой пятилетке поставили перед собой задачу удовлетворить (в пределах закрепленной за нами номенклатуры) потребности в бытовой технике по объему и в значительной мере по ассортименту и техническому уровню. Для этого в отрасли работает программа, включающая конкретные задания по реконструкции производств, выпускающих электробытовую технику, по наращиванию объема, созданию новых изделий, технические мероприятия, обеспечивающие выполнение программы. В нее включены и задания по созданию научно-технического задела на будущее, т. е. поиски принципиально новых решений для создания бытовой техники следующего поколения. Полтора года работы по этой программе показали, что мы на правильном пути, хотя и не все выполняется. Почему - об этом я и рассказала в нашей беседе.
ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРОТОВАРОВ
Комплексной программой развития производства товаров народного потребления и сферы услуг выпуск холодильников и морозильников предусмотрено довести к 2000 г. до 8 - 8,8 млн. шт. швейных бытовых машин - до 3,5 млн. шт., стиральных машин - до 6,4 - 7 млн. шт., электропылесосов до 5,6 - 6 млн. шт.
По данным Госкомстата СССР
Смотрите также:
- ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. МЯСНАЯ И МОЛОЧНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ: ПОЛНЕЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РЕЗЕРВЫ →
- ЦИФРЫ И ФАКТЫ. Энергетика стран социализма →
- ЭКОНОМИКА. РЕЗЕРВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ →