[Есть ответы] Ваши вопросы от 04.03.1988

   
   

В связи с подготовкой к XIX партийной конференции часто задают вопросы: почему в нашей стране однопартийная система политической власти, как сложилась такая форма политического руководства?

В. Дашков, г. Николаев

На вопрос отвечает доктор исторических наук Ю. МАЛОВ.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО необходимо отметить, что установление той или иной конкретной формы политического руководства определяется своеобразием исторического развития, соотношением политических сил в данной стране.

В нашей стране, как известно, однопартийная система политической власти сформировалась не сразу, а прошла через ряд этапов, прежде чем приобрела известную нам сегодня форму. Напомним в этой связи, что, готовясь ко II Всероссийскому съезду Советов, большевики в интересах расширения политической базы диктатуры пролетариата считали желательным вхождение в состав будущего правительства всех левых сил, стоящих на платформе Советской власти (см. "АиФ", 1988, N 5).

Означает ли это, что однопартийность является некоей закономерностью строительства нового общества, о чем любят порассуждать наши идейные противники? Совершенно не означает. Так, при формировании той или иной формы политического руководства в одних социалистических странах произошло сокращение числа непролетарских партий (например, Польша, Болгария), в других - полное их исчезновение (СССР, Румыния), а в третьих, наоборот, - их увеличение, как, скажем, в ГДР, где после революции к двум уже существовавшим - Либерально-демократической партии и Христианско-демократическому союзу - прибавились еще Крестьянская демократическая партия и Национально- демократическая партия. То есть никакой "жесткой закономерности" здесь нет и быть не может.

Возможна ли сегодня многопартийность в нашей стране? В принципе, как мы видели, социализм не отвергает такой возможности. Весь вопрос в том, насколько необходима и оправданна она с точки зрения внутренних социально- политических условий. Скажем, многопартийность буржуазной политической системы имеет объективные предпосылки. Они - в существовании противоположных по своим целям и интересам общественных классов. Такую многопартийность, правда, нужно отличать от многопартийности как способа оформления власти господствующих при капитализме общественных сил, призванного видимостью "конкуренции" однотипных в классовом отношении политических партий оградить буржуазию от покушений на ее экономические и политические привилегии со стороны трудящихся.

Иное дело при социализме, свободном от политических антагонизмов и классовой вражды. Здесь нет таких классов или социальных групп, которые были бы заинтересованы в проведении какой-то альтернативной политики, принципиально отличной от той, которую проводит Коммунистическая партия.

Такой взгляд, однако, не имеет ничего общего с распространяемыми на Западе версиями об игнорировании существования и специфических интересов отдельных общественных групп.

Сегодня, в условиях всесторонней демократизации общественной жизни, роста политической и производственной активности трудящихся, особенно важно не просто замечать, но и реально учитывать в политической практике наличие в советском обществе наряду с основными классами также отдельных слоев и групп, существующих в пределах этих классов. Складываясь по производственному, территориальному, национальному и другим признакам, эти группы представляют специфические интересы в социалистическом обществе, которые могут иной раз не совпадать, а порой и вступать в противоречие друг с другом.

В качестве примера можно привести отношения, возникающие между участниками индивидуальной трудовой деятельности и потребителями или между противниками и сторонниками командно-административных методов руководства. Однако эти относительные противоречия не носят антагонистического характера, не выходят в конечном счете за рамки общих коренных классовых целей и, следовательно, не требуют такой организационной формы своего выражения, как создание самостоятельной политической партии.

В советском обществе достаточно иных возможностей для высказывания и отстаивания специфических интересов посредством различных каналов прямой и представительной демократии. Дело сегодня за тем, чтобы в полной мере использовать все эти каналы.

* * *

После смерти Сталина его тело находилось в Мавзолее Ленина. Когда и по какой причине оно было вынесено оттуда?

Р. Микеладзе, Тбилиси

На вопрос отвечает автор книг "Мавзолей Ленина" и "У Кремлевской стены" кандидат исторических наук А. АБРАМОВ.

ТЕЛО СТАЛИНА находилось в Мавзолее Ленина в 1953 - 1961 гг. После смерти Сталина партии, народу еще не были известны допущенные им грубые политические ошибки, нарушения ленинских принципов коллективного руководства и норм партийной жизни, массовые репрессии и беззакония. Поэтому тело Сталина, находившегося более 30 лет на посту Генерального секретаря ЦК партии и любившего называть себя "учеником товарища Ленина", было забальзамировано и помещено в усыпальницу Ильича.

Однако вскоре после XX съезда КПСС (1956 г.), вскрывшего большой, нередко непоправимый вред культа личности в различных областях хозяйственной, политической и идеологической жизни, на партийных собраниях и собраниях трудящихся, обсуждавших итоги съезда, принимались решения о том, что "пребывание тела тов. Сталина в Мавзолее Владимира Ильича Ленина, рядом с телом великого вождя и учителя мирового рабочего класса, создателя первого в мире пролетарского государства, несовместимо с содеянными Сталиным беззакониями". Такие решения принимались на собраниях коммунистов и трудящихся Ленинграда, Москвы, Украины и т. д.

30 октября 1961 г., выступая на XXII съезде КПСС, первый секретарь Ленинградского обкома партии И. В. Спиридонов заявил, что ленинградская делегация получила решения собраний рабочих Кировского и Невского машиностроительного заводов, в которых предлагается переместить прах Сталина в другое место. От имени ленинградской партийной делегации и трудящихся города И. В. Спиридонов внес это предложение на рассмотрение XXII съезда КПСС.

Предложение ленинградцев поддержали партийные делегации Москвы, Грузии, Украины, Казахстана, Алтайского края, Саратовской области и другие.

"...Известен большой урон, который понесла партийная организация Грузии, - заявил делегат съезда Г. Д. Джавахишвили. - В результате этого произвола безвинно погибли видные деятели: Мамия Орахелашвили - секретарь Закавказского крайкома партии, Миха Кахиани, Шалва Елиава, Леван Гогоберидзе, Сосо Буачидзе, Лакоба, Картвелишвили и многие другие. Эти товарищи посмертно реабилитированы". Оставлять саркофаг с телом Сталина в Мавзолее, сказал первый секретарь Московского городского комитета КПСС П. Н. Демичев, "было бы кощунством".

По поручению ленинградской, московской делегаций, делегаций компартии Грузии и Украины на рассмотрение XXII съезда был представлен проект постановления о невозможности оставления гроба с телом Сталина в Мавзолее Ленина. Съезд единогласно постановил:

"1. Мавзолей на Красной площади у Кремлевской стены, созданный для увековечения памяти Владимира Ильича ЛЕНИНА - бессмертного основателя Коммунистической партии и Советского государства, вождя и учителя трудящихся всего мира, именовать впредь:

Мавзолей Владимира Ильича ЛЕНИНА*.

2. Признать нецелесообразным дальнейшее сохранение в Мавзолее саркофага с гробом И. В. Сталина, так как серьезные нарушения Сталиным ленинских заветов, злоупотребления властью, массовые репрессии против честных советских людей и другие действия в период культа личности делают невозможным оставление гроба с его телом в Мавзолее В. И. Ленина".

На могилу Сталина у Кремлевской стены положили серую гранитную плиту с его фамилией, именем, отчеством и датами жизни. Позднее был установлен бюст.

"Вина Сталина и его ближайшего окружения перед партией и народом за допущенные массовые репрессии и беззакония огромна и непростительна, - подчеркнул М. С. Горбачев в докладе, посвященном 70-летию Октября. - Это урок для всех поколений".

___

* В 1953 - 1961 гг. над входом в Мавзолей были начертаны две фамилии - ЛЕНИН СТАЛИН. - Прим. авт.

* * *

   
   

Правда ли, что в семинариях изучают труды классиков марксизма-ленинизма и научный атеизм?

Г. Серов, Астрахань

КАКОГО-ТО СПЕЦИАЛЬНОГО КУРСА по изучению марксистско- ленинской философии и научного атеизма в учебных заведениях религиозных центров, действующих в нашей стране, нет. Все предметы, которые там преподаются, нацелены на подготовку кадров церкви - церковно- и священнослужителей. Вместе с тем в лекциях по различным богословским дисциплинам, преподаваемым в духовных учебных заведениях, присутствуют элементы критики материалистического мировоззрения. Идет постоянная полемика с идеями научного атеизма, материалистическими взглядами на мир, общество и человека. И в процессе этого обучения учащиеся приобретают определенные несистематизированные знания по научному атеизму и одновременно навыки его "опровержения", ведения дискуссии с атеистами.

Как правило, духовные учебные заведения имеют хорошие библиотеки, куда поступают многие общественно- политические и специализированные издания. Есть в фондах и труды классиков марксизма-ленинизма, книги советских религиоведов и специалистов по научному атеизму, к которым учащиеся обращаются при написании курсовых работ, богословских диссертаций и т. д.

Как видим, уровень и качество подготовки служителей культа растет. Это необходимо учитывать нам, атеистам, в своей работе. Нельзя забывать, что мы имеем дело с серьезными оппонентами.

М. СОВЕТОВ

* * *

В начале 50-х годов очень популярны были песни Петра Лещенко, записанные на самодельные пластинки. Кто он - наш враг, эмигрант или заблудившийся человек?

Б. Котлярчук, Жданов

На вопрос отвечают искусствовед А. ШНЕЕР и филофонист М. МАНГУШЕВ.

О ПЕТРЕ КОНСТАНТИНОВИЧЕ ЛЕЩЕНКО (3.6.1898 - 16.7.1954) ходит столько легенд, что их хватило бы на десяток жизней. И, как всегда, легенды эти сопровождаются неточностями, ошибками. Не избежала их и русская служба Би-би-си, недавно посвятившая передачу Петру Лещенко.

Родился он в поселке Исаево Одесской области (а не в Кишиневе, как утверждала Би-би-си) в малообеспеченной семье. Но вся его жизнь прошла в Румынии, куда в поисках заработка отец перевез семью.

В 17 лет Петр Лещенко стал профессиональным певцом, хотя ни музыкального, ни общего образования не получил. О таких говорят - "самородок". Он прекрасно играл на гитаре, великолепно танцевал. Но самое главное - задушевно пел.

Многие песни ("Татьяна", "Туманно на душе", "Катя", "Моя Марусичка" и другие) сочинил он сам. Для него писал известный в то время композитор Оскар Строк. В его репертуаре большое место занимали песни советских композиторов, в частности И. О. Дунаевского. И мы с полным правом можем говорить о том, что Петр Лещенко был пропагандистом советской песни за рубежом (об этом промолчала Би-би-си).

К тому же следует отметить, что пел он только на русском и украинском языках (и об этом забыла сказать Би-би-си). Пел песни на общечеловеческие темы - о любви, о счастье, о душевной неустроенности, о тоске по Родине.

И в то же время Петр Лещенко исполнял немало "шлягеров", песен-однодневок, рассчитанных на дешевую популярность, на потребность той публики, которая пришла развлечься.

Было бы несправедливо обвинять в этом только самого певца. Буржуазная Румыния не баловала Петра Лещенко. С 1920 г. он вынужден выступать в кафе и ресторанах Бухареста вместе со своими младшими сестрами - Екатериной и Марией. В 1930 г. к ним присоединилась жена Петра Лещенко - Зинаида Закит, которая закончила парижское хореографическое училище и выступала на сцене.

Ради заработка певец вынужден был разъезжать с гастролями по Турции, Ирану, по буржуазной Латвии, Германии, Венгрии. Лишь в 1936 г. Петр Лещенко обретает постоянное местожительство в Бухаресте.

Би-би-си утверждает, что певец официально не признан в СССР и что причина этому - его гастроли в оккупированной Одессе летом 1942 г. Конечно, гастроли, организованные оккупантами, не красят артиста. Но вот что характерно: Петр Лещенко никогда не занимал антисоветскую позицию. Что же касается Одессы, то пребывание там певца послужило материалом для создания оперетты "Четверо с улицы Жанны" (либретто Г. Плоткина, музыка О. Сандлера). В ней показано, что квартира артиста и ресторан, где он выступал, были местом встречи одесских подпольщиков.

После окончания Великой Отечественной войны певец часто выступал перед воинами Советской Армии, находившимися в Румынии. И его всегда тепло принимали.

Однако дорога на Родину оказалась для него непреодолимой. В 1948 г. болезнь прервала его артистическую деятельность. И 16 июля 1954 г. Петра Лещенко не стало.

Советские музыковеды в последние годы постепенно ликвидируют так называемые "белые пятна" в истории эстрадной песни. В их работах находит отражение деятельность и тех певцов, которые по разным причинам оказались за рубежом. За пределами гласности не остается и имя Петра Константиновича Лещенко.

Смотрите также: