ГЛАЗАМИ ТУРИСТА И СТРАНОВЕДА. По Югославии

   
   

Югославы просыпаются рано. В 5 часов утра по свежевымытым улицам уже снуют красные, синие, белые, перламутровые "форды", "ситроены", "мерседесы", "заставы", стучат каблучками девушки, степенно шагают мужчины с портфелями. Все спешат на работу. Трудовой день на промышленных предприятиях начинается в 6 утра, у служащих в 6.30. Заканчивается соответственно в 14 и 14.30.

"СТРЕЛЯЮЩИЕ" ВИТРИНЫ

Если быть честными, советских туристов в Югославии поражают не только памятники Белграда, католические соборы Любляны, мечети Сараево, изумительное по красоте Адриатическое побережье с роскошными отелями и комфортабельными пляжами, но и... да, да, магазины. Здесь есть все: от тетрадей до сверкающих автомобилей, от картошки до видеомагнитофонов. Нет одного - очередей. Вежливые, доброжелательные продавцы так не похожи на наших девушек из ГУМа или "Гостиного двора", хотя внешне наши так же молоды и привлекательны.

Может быть, дело еще и в том, что наши работники торговли бесправны или, если какие- то права у них есть, они не хотят ими пользоваться, дабы не наживать лишних хлопот, тогда как югославские могут сами регулировать цены в зависимости от спроса и предложения. Им - выгодно хорошо торговать. Нашим все равно.

Цены в магазинах Югославии могут меняться несколько раз в день: утром, скажем, килограмм клубники стоит дороже, чем днем, а к вечеру она дешевле вдвое. Продавцы знают, что ее надо продать сегодня, иначе завтра придется выбросить. Словом, цены зависят от конъюнктуры.

В одном ничем не примечательном магазине Загреба мы увидели 27 сортов колбасы, не считая 6 видов копченостей, 5 сортов мяса, 15 сортов сыра. Все красиво упаковано. И покупатели не берут по двухкилограммовому батону колбасы или кругу сыра, покупают здесь, как говорится, на один раз. Запасы делать не надо, завтра это не исчезнет.

Как же достигли в Югославии такого изобилия продуктов питания?

Во-первых, кредиты в международных валютных банках, за которые сейчас приходится платить солидные проценты, со всеми вытекающими последствиями. Во-вторых, поиски новых путей. Один из них - агропромышленные комплексы, где не только выращивают, но и перерабатывают продукцию, реализуют ее в своих магазинах. По югославскому опыту, кстати, действует и наш агропромышленный комплекс "Кубань".

В. ШРАМ. В-третьих, здесь высокая эффективность хозяйствования агропромышленных комбинатов и других общественных хозяйств. Об этом, в частности, свидетельствует такой факт: хотя в их руках сосредоточено всего 17,4% обрабатываемой земли, они дают 51% закупаемой сельскохозяйственной продукции. Урожайность сельскохозяйственных культур в общественном секторе довольно высокая: пшеницы - 49,4 ц/га, подсолнечника - 24,1, картофеля - 178 ц/га.

В последнее время также большое внимание уделяется развитию мелкотоварного производства. В связи с этим выдвигаются предложения об увеличении земельного максимума индивидуальных крестьян с 10 до 25 - 30 га, что позволило бы повысить занятость населения, интенсифицировать производство сельскохозяйственной продукции, привлечь в народное хозяйство валютные средства югославских граждан, работающих за границей.

В магазинах можно купить трактор, комбайн, сенокосилку, причем в кредит. Выращивают крестьяне все, что хотят, вернее, что более выгодно, без всяких указаний и команд сверху. Выращенное продают, сдают на переработку и т. д. Это, кстати, хорошее подспорье, особенно во времена инфляции.

ПО МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ

В СССР высоко ценятся югославские товары - обувь, одежда, косметика. Примером тому - московские магазины "Ядран" и "Белград", где с утра выстраиваются очереди. Но югославы и на внутренний рынок поставляют столь же качественные и красивые изделия. Дело в том, что большинство предприятий не жалеет средств на частую модернизацию оборудования, на новые, преимущественно западные, технологии. Здесь чутко реагируют на колебания моды и быстро перестраиваются, ведь устаревшую модель никто не купит. И тот, кто ее выпускает, потеряет в зарплате. Словом, как работаешь, как торгуешь, так и живешь.

Югославия строит социализм со своей спецификой, такой, каким его представляют именно в этой стране. Вот уже более 30 лет на подавляющем большинстве государственных заводов и фабрик созданы рабочие советы. Хозрасчет, самоуправление - на этом строится вся экономическая деятельность.

В Югославии, с точки зрения советского человека, масса парадоксов. Представьте себе государство, которое сотрясает инфляция: даже за время нашего двухнедельного пребывания в СФРЮ цены на многие товары "подпрыгнули" на 25%. Но внешне на жизненном уровне югославов это не сказывается. По-прежнему хозяйки несут из магазинов мясо, молоко, соки; как и раньше, сидят в многочисленных кафе, барах и ресторанах люди.

Страна находится в состоянии кризиса. Об этом говорят все и везде: ведущие экономисты и ученые на страницах газет и с телеэкранов, рабочие, студенты. Югославия в долгах - вот и приходится, как говорится, затягивать потуже пояса: замораживать заработную плату, повышать цены. В результате жизненный уровень трудящихся в прошлом году, например, упал на 5%, средняя зарплата сократилась на 7,1%.

На многих предприятиях советы помогают малообеспеченным семьям поддерживать необходимый жизненный уровень: берут на себя частичную оплату жилья, отопления, выдают талоны на проезд в общественном транспорте, бесплатные обеды или продают закупленные в аграрном секторе продукты по более низким, нежели в магазинах, ценам.

Вот и еще один парадокс Югославии. Казалось бы, куда демократичней - предприятиями управляют рабочие советы, никакой централизации, жесткого планирования, во главу угла экономики поставлены законы рынка. Ан нет! Югославы считают, что советы разъедает бюрократическая ржа, что демократию надо развивать и укреплять во всех звеньях. Поистине, нет предела совершенствованию.

Глазами туриста многого не увидишь. Не видели мы безработных (в стереотипном понимании этого слова), а их в стране 1100 тыс. 900 тыс. югославов вынуждены работать за границей, как правило, это молодые люди. Но не все возвращаются. И в ФРГ, Англии, Франции вырастают поколения югославов, плохо знающие родной язык. Это тоже серьезнейшая проблема.

В. ШРАМ. Страна находится в трудном экономическом положении. Обострению социальной и экономической напряженности во многом способствовал рост внешней задолженности. В настоящее время внешний долг Югославии в свободно конвертируемой валюте составляет 18,5 млрд. долл. (с учетом краткосрочной и клиринговой задолженности - 21,6 млрд. долл.), т. е. 37% годового общественного продукта.

СФРЮ ежегодно вынуждена выплачивать по 5 - 6 млрд. долл. в счет погашения внешнего долга, что составляет около 45% валютных поступлений. Использование валютных средств на погашение долговых обязательств ведет к сокращению всех видов потребления и снижению жизненного уровня трудящихся. Глазами туриста это, действительно, заметить трудно, так как внешне, кажется, ничего не меняется. Правда, государство сохраняет за собой контроль за ценами на основные продукты питания - хлеб, молоко, подсолнечное масло. Однако в результате повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и роста издержек производства на предприятиях пищевой промышленности республики и края вынуждены были повысить цены на мясо, хлеб, молоко, кофе и ряд других продуктов питания.

Хочу добавить еще несколько цифр, характеризующих рост инфляции в стране. В 1985 г. розничные цены повышались на 76%, в 1986 г. - на 88, а в 1987 г. - на 118%. В декабре 1987 г. их уровень составил 165% по сравнению с тем же периодом 1986 г.

Инфляция оказывает негативное воздействие на все стороны общественно- экономического развития: обесценивает результаты хозяйственной деятельности предприятий, ослабляет заинтересованность работников в конечных результатах труда, подрывает эффективность политико-экономической стабилизации. В связи с этим югославское правительство поставило борьбу с инфляцией в центр экономической политики на ближайшие годы и долгосрочную перспективу.

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Большинство населения живет в городах. Паспортного режима, как мы его привыкли понимать, прописки здесь не существует: устроишься на работу, найдешь жилье - хорошо, нет - обижаться не на кого. Жилищная проблема в стране довольно остра, хотя средняя обеспеченность жильем - 18,4 м"sup"2"/sup" на человека. Дома принадлежат скупщине (горсовету), предприятиям, кооперативам, много частных. Квадратный метр жилья стоит от 500 тыс. до 1 млн. динаров. Если деньги есть, можно выстроить роскошный особняк - стройматериалы продаются свободно. Квартирная плата в стране дифференцирована: зависит от качества жилья, района, этажа и т. д. и составляет от 23 до 30 тыс. динаров. 50 тыс. в среднем платят за электроэнергию, газ, отопление.

Хорошо ли живет "средний югослав" при высокой инфляции? Судите сами. При средней зарплате 200 - 300 тыс. динаров практически каждая четвертая семья, а в столице каждая третья имеет автомобиль. За 1987 г. 18 млн. югославов побывали за границей. Для примера: 8-дневная турпоездка Белград-Москва стоит 600 тыс. динаров.

И вновь о парадоксах. На одной только улице г. Сараево знакомый одессит насчитал столько же ресторанов, сколько их в его родном курортном городе. Много частных. Большинство из них открыто с раннего утра и до позднего вечера. Высокая культура обслуживания, но и цены немалые. Для сравнения: чашка кофе в кафе стоит примерно столько, сколько в магазине коробка конфет. Пьяных же за две недели пребывания мы не встретили. Вытрезвителей, как нам сказали, тут не только нет - нет даже такого понятия.

Еще несколько наблюдений. Многочисленные газетные киоски свободно торгуют западной прессой, причем есть и эротического, сексуального содержания, и Югославия выпускает подобные журналы. В кинотеатрах идут секс- и порнофильмы, основными зрителями которых, кстати, являются подростки, солдаты и... советские туристы. В отдельных районах страны смотрят телепередачи из Италии и Австрии.

На улицах, в отличие от наших, особенно московских, не встретишь милиции, практически нет постов ГАИ. Преступность, как нам рассказывали, не повышается, а, наоборот, имеет тенденцию к снижению.

А может, парадоксы эти объясняются просто: людям надо доверять, нельзя за ними постоянно надзирать, все запрещать - это делает человека пешкой, если не сказать резче.

Югославы говорят: у нас все можно. Причем говорят это они с гордостью хозяев страны. По-хозяйски относиться ко всему: предприятиям, на которых работаешь, улицам и домам, где живешь, - это уже не парадокс, а требование времени. И, честное слово, зависть берет, когда смотришь на аккуратно покрытые полиэтиленовой пленкой ремонтируемые 10- этажные дома - ни грамма раствора, извести, грязи не попадает на улицы; когда видишь, что дорожные работы ведутся только ночью, что тротуары моют, лишь когда на них нет прохожих... Может быть, и нам стоит кое-что перенять, ведь валюту за это платить не надо.

В. ШРАМ. Не следует забывать, что в условиях галопирующих темпов инфляции в наиболее тяжелом материальном положении оказались семьи рабочих и служащих, живущих, как говорится, на одну зарплату. В Югославии сейчас ищут пути преодоления кризиса. Часть ученых, политиков - за новые реформы. Они видят лекарство от всех бед в дальнейшей демократизации, в совершенствовании рыночной экономики.

Заметки нашего корреспондента Л. НОВИКОВОЙ комментировал кандидат экономических наук В. ШРАМ.

Смотрите также: