СУЩЕСТВОВАНИЕ двух уровней цен на основной продукт питания - мясо, на мой взгляд, не способствует справедливому его распределению.
Большая армия работников баз, общепита, продснабов, УРСов, продавцов, их родственники и "знакомые" покупают мясо по государственной цене, а массовый покупатель за последние 15 лет приобретает этот продукт главным образом на рынке или в коопторге. Такое положение приводит к самообогащению одних слоев населений за счет других.
С другой стороны, "привилегией" на покупку мяса по госцене пользуются жители Москвы, Ленинграда, Киева и некоторых других городов. А почему? Ведь дотация образуется за счет всех трудящихся страны.
Предлагаю установить единую цену на мясо - среднюю между государственной и кооперативно-рыночной или продавать его по себестоимости.
В. Барсуков, пос. Асубулак. Восточно-Казахстанская обл.
СЕЙЧАС много говорят о предполагаемом повышении цен на мясо-молочные продукты. Неужели наше государство пойдет на это? Не секрет, что за последние годы значительно повысились цены на промышленные товары, а если увеличатся цены еще и на продукты, то это приведет к резкому снижению уровня жизни народа. Взять хотя бы меня. Я пенсионерка. Получаю пенсию 90 руб. в месяц. Из них 50 руб. уходит на питание и квартплату. Как видите, на остальное остается очень немного. Если же подорожают еще молоко и мясо, то и этих денег не останется. А на что же тогда жить?
Т. Малышева, Минск
НАПОМНИМ, что нынешняя система государственных розничных цен на продукты питания сложилась в основном к началу 60-х годов. С тех пор затраты на производство сельскохозяйственной продукции возросли, неоднократно поднимались закупочные цены, а уровень, номинальных розничных цен остался в неприкосновенности (хотя средние розничные цены заметно увеличились). Покрытие разницы между ними только на мясные и молочные продукты обойдется государственному бюджету в 1987 г. в 58,8 млрд. руб.
Поддержание низких цен на мясо-молочные продукты, по идее, должно способствовать устранению социальных различий в их потреблении. Однако эта льгота, предоставляемая всему населению, на деле приводит к прямо противоположному эффекту. Дотации "оседают" преимущественно в средне- и высокообеспеченных семьях. Это и понятно - кто больше покупает, тот больше получает и ценовых льгот. Но это еще не все, по данным бюджетной статистики, население с относительно низким среднедушевым доходом тратит на покупку 1 кг мяса в среднем примерно в 1,5 - 2 раза больше, чем население с высокими доходами. Разумеется, здесь не обходится и без участия лиц, как справедливо замечает читатель, обладающих возможностью прямого доступа к "удешевленным" продуктам и перераспределяющих в свою пользу как мясо, так и дотацию. Малообеспеченные же группы населения при этом "оттираются" на "коммерческие" рынки (колхозный, кооперативный). Таким образом, политика низких цен на мясо-молочную продукцию (особенно в том виде, как она осуществляется ныне) перестала отвечать принципу социальной справедливости.
Каков же выход из создавшегося положения?
В настоящее время большинство ученых-экономистов сходятся на том, что необходимо повысить розничные цены на мясо-молочные продукты и одновременно компенсировать населению их дополнительные расходы. Предлагаются разные варианты того, как, в какой форме, каком объеме и каким группам давать компенсации.
Не вдаваясь в детали этих обсуждений, остановимся на некоторых моментах.
Повышение розничных цен на мясо-молочную продукцию коснется не только и не столько "работников торговли, их родственников и знакомых". Оно "ударит" в первую очередь по тем, кто покупает мясо и молоко по государственным ценам - жителям промышленных центров и зон хозяйственного освоения, работникам крупных предприятий. И неизвестно, перекроет ли возмещение экономического ущерба социально-политические потери. Вопрос этот очень сложный, требует тщательного обоснования.
Думается, что нужны переходные меры. В качестве таковой представляется оправданным установление "коммерческих" цен на высококачественные продовольственные товары с одновременным введением элементов карточного распределения продуктов по льготным ценам, что позволит поддержать потребление мясо-молочных продуктов на социально приемлемом уровне у всех групп населения.
Отмена дотаций должна сопровождаться системой мер, компенсирующих населению их дополнительные расходы. К числу подобных мер некоторые ученые относят так называемые "мясные" надбавки к доходам. Однако думается, что предпочтительней будет осуществление радикальных реформ в области повышения всех основных видов доходов населения. Это и новая система оплаты труда, создающая условия для роста зарплаты у трудоактивной части населения, пенсионная реформа, предусматривающая повышение уровня пенсий, реорганизация системы семейной помощи и увеличение пособий по малообеспеченное™ и др. Иными словами, преобразования в системе цен на продовольственные товары должны непременно учитывать уровень реальных доходов населения и опираться на ускорение их роста.
Следует иметь в виду, что единовременная отмена дотаций не устраняет причин удорожания сельскохозяйственной продукции. (К их числу относится рост цен на поставляемые сельскому хозяйству машины, химические удобрения, низкая эффективность труда занятых в сельском хозяйстве работников.) Поэтому по прошествии некоторого времени закупочные цены опять превысят розничные (при условии неизменности последних). То есть дотации возникнут вновь. Если же розничные цены будут следовать за фактическими затратами, то будет наблюдаться тенденция постоянного их роста. Стало быть, отмена дотаций не сможет дать нужного эффекта, если ее не увязать с системой мер, направленных на снижение издержек производства.
Приведение розничных цен в соответствие с общественно необходимыми затратами труда нельзя ограничивать только повышением цен на продукты питания. Оно должно сопровождаться снижением розничных цен на продукцию легкой промышленности, и особенно на товары длительного пользования, так как цены на целый ряд из них заметно выше затрат на их производство. Это превышение составляет величину даже большую, чем сумма дотаций на продовольствие.
Поэтому представляется необходимым одновременно с пересмотром цен на мясо-молочные продукты снизить общий уровень цен на промышленную потребительскую продукцию. Необходимо заранее предусмотреть, чтобы это снижение не свелось к уценке безнадежно залежалых товаров и по масштабу было сопоставимо с мерами по ликвидации ценовых льгот.
Изменения в системе цен не должны сводиться к пересмотру их уровней и соотношений. Нужно усилить дифференциацию цен на одноименные товары, с тем чтобы представители различных доходных групп населения без особых усилий могли находить "свой" товар, приемлемый по качеству и доступный по цене. Надлежит устранить значительные колебания цен на одни и те же товары, реализуемые по разным каналам. Они указывают на фактическое сосуществование нескольких рынков, различающихся ассортиментом, качеством, ценой товаров и даже покупательной способностью рубля.
Вполне очевидно, что перестройка системы розничных цен может быть обеспечена только в ходе радикальной реформы хозяйственного механизма.
Таким образом, вопрос о дотациях выступает элементом комплексного совершенствования системы розничных цен, их реформы, которая, в свою очередь, является одним из звеньев перестройки хозяйственного механизма в целом.
А. ШОХИН, кандидат экономических наук