НАИБОЛЕЕ ПЛОДОТВОРНЫЙ период развития экономики КНР, как это сегодня признают в самом Китае, относится, пожалуй, к 50-м годам. Именно в то время во многом благодаря содействию Советского Союза и других социалистических стран в Китае был заложен фундамент относительно целостной и самостоятельной экономической системы.
Сегодня в Китае считают также, что хорошие результаты дали последние 7 лет: 1979-1985 гг. Так, в период 6-й пятилетки (1981-1985 гг.) среднегодовые темпы прироста валовой продукции промышленности и сельского хозяйства составили 11%, а валового национального продукта - 10%, что в самом Китае связывают в первую очередь с проводящимися реформами. Безусловно, они играют свою роль, но не всегда однозначную.
ПРОБЛЕМЫ "СЕМЕЙНОГО ПОДРЯДА"
О реформах в Китае заговорили в конце 70-х годов. В декабре 1978 г. на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва были приняты решения о внесении существенных коррективов в сельскохозяйственную политику. Китайская деревня стала переходить от коллективного ведения хозяйства к так называемой системе подрядной ответственности. Наиболее подходящей ее формой был признан "семейный подряд", которым к началу 1984 г. было охвачено 99,8% крестьян. Суть его состоит в более тесном увязывании доходов работников с результатами хозяйствования. Семье сроком, как правило, до 15 лет предоставляется участок земли, которая формально остается в общественной собственности. Далее семья получает задание по производству того или иного вида сельскохозяйственной продукции. Если она его перевыполняет, то имеет право излишки реализовывать на свободном рынке.
Для того чтобы стимулировать развитие аграрного сектора, были повышены закупочные цены, наиболее отсталые районы освобождены от сельскохозяйственного налога, крестьянам была предоставлена возможность покупать самую разнообразную технику, вплоть до тракторов, грузовиков и т. д.
Все это, вместе взятое, дало ощутимый результат. Так, в 6-й пятилетке среднегодовое производство зерна составило 370,62 млн. т, увеличившись на 65,32 млн. т по сравнению с соответствующим показателем предыдущей пятилетки.
Правда, реформа в деревне породила и ряд проблем. Так, рост производительности труда в сельском хозяйстве ведет к высвобождению значительных трудовых ресурсов. Это вполне естественный процесс, но он идет в таких масштабах и с такой стремительностью, что вызывает беспокойство у китайских руководителей. Некоторые китайские специалисты считают, что уже сейчас в стране насчитывается 150 млн. "лишних крестьян". В какой-то степени эту проблему в Китае предполагают решать за счет так называемых волостных и поселковых предприятий, бурный рост которых наблюдается в последние годы в сельской местности. Их насчитывается сейчас 8 млн. На этих предприятиях работает более 60 млн. человек.
Другая проблема - растущее имущественное расслоение в деревне. С одной стороны, как пишет китайская печать, в стране имеется примерно 70 млн. человек, живущих за официальной чертой бедности (она определяется среднегодовым доходом в размере 200 юаней в расчете на душу населения), а с другой - есть дворы с ежегодным доходом более 10 тыс. юаней. К тому же, как это сегодня признают в Китае, органы массовой информации КНР явно поспешили создать шумную рекламу этим зажиточным дворам. Чтобы сгладить чрезмерные разрывы в доходах различных групп, в Китае намерены пойти по пути активного использования налогов.
Наконец, переход к "семейному подряду" неблагоприятно сказался на таких формах сельскохозяйственной деятельности, которые требуют коллективных усилий. Речь идет о землеустройстве, о борьбе со стихийными бедствиями, о водохозяйственном строительстве, которые в силу специфики сельского хозяйства Китая крайне важны для его успешного ведения. "Семейный" же подряд, как показывает практика, нередко приводит к тому, что крестьяне предпочитают не смотреть "дальше своего двора" и неохотно участвуют в подобных мероприятиях.
ПОЛИТИКА ЦЕН
В 1985 г. в Китае был сделан очередной шаг в проведении реформы в деревне. В частности, было объявлено об отмене прежней системы обязательных закупок государством ряда важных сельскохозяйственных продуктов, в том числе зерна. Кроме того, вводится система контрактов на поставку крестьянами определенных видов продукции в строго оговоренных размерах. Эти договоры заключаются с крестьянами до сбора урожая. Вся оставшаяся продукция может быть реализована производителями на свободном рынке. Параллельно с этим в городах был смягчен государственный контроль над ценами приблизительно на полторы тысячи видов так называемых неосновных продовольственных товаров, например на овощи, в также на свинину.
Эти меры в Китае объясняют тем, что нынешние розничные цены, которые долгое время оставались практически неизменными, не отражают реальных издержек производства и не учитывают фактора спроса. К тому же нынешние закупочные цены на некоторые виды сельскохозяйственной продукции выше розничных. Эту разность, которая увеличилась из-за повышения закупочных цен в последние годы, государство вынуждено покрывать из своей казны. Это ложится тяжелым бременем на его бюджет. Так, в 1984 г. субсидирование аграрного сектора обошлось государству в 20,8 млрд. юаней, что составило примерно 1/7 часть расходной части госбюджета. Между тем в Китае пока не могут полностью отказаться от субсидирования цен, поскольку это противоречит той социальной политике, которую проводит правительство КНР. До сих пор в городах сохраняется нормированное снабжение по низким ценам зерном и пищевым маслом.
В перспективе в Китае намерены ориентировать аграрный сектор на конъюнктуру рынка, который, как там считают, будет формировать и рациональную структуру сельскохозяйственного производства, и рациональную структуру цен. При этом роль государства сводится к регулированию рынка и цен при помощи разнообразных экономических, административных и юридических средств. И первым шагом в этом направлении явились меры, принятые в 1985 г. Предоставление крестьянам больших возможностей для выхода со своей продукцией на свободный рынок, как полагают в Китае, позволит им так организовывать производство, чтобы оно в большей мере соответствовало спросу.
Правда, и эти меры не являются абсолютно рациональными. Так, цены на продукты питания, на которые был смягчен государственный контроль, сразу выросли в среднем на 30%. Это заметно ударило по карману китайских потребителей. В целом в 1985 г. индекс роста розничных цен в КНР составил 9%. С другой стороны, получив большую свободу выбора, часть крестьян, ранее занимавшихся выращиванием зерна, переключилась на возделывание более выгодных сельскохозяйственных культур. Площади под зерновыми были сокращены на 2,5 млн. га. Как сегодня признают в Китае, это наряду с неблагоприятными погодными условиями привело в 1985 г. к сокращению производства зерна на 28,33 млн. т по сравнению с 1984 г.
РЕФОРМА ПРОМЫШЛЕННОСТИ
В то время как реформа в деревне шла полным ходом, в промышленности вплоть до конца 1984 г. дело ограничивалось экспериментами, хотя они и носили крупномасштабный характер. В октябре 1984 г. Ill пленум ЦК КПК 12-го созыва принял решение о проведении реформы всей хозяйственной системы страны с упором на промышленность, или, как говорят в Китае, на "город".
Суть реформы сводится к тому, что предприятия должны освободиться от чрезмерной опеки со стороны государственно-административных органов. Расширяются права предприятий. Они получают большую самостоятельность в вопросах планирования, производства и сбыта продукции, ценообразования, формирования и использования собственных фондов заработной платы и премий. В новых условиях предприятие, после того как оно выполняет задание государства, имеет право самостоятельно реализовывать излишки продукции по более высоким ценам. При этом предприятия ставятся в более жесткие экономические условия: они должны нести ответственность за свои прибыли и убытки. Таким образом, речь идет о хозрасчете и самоокупаемости. Повышается роль таких экономических рычагов, как цены, налоги, кредиты. По сравнению с прежней практикой отчисления предприятиями всей прибыли более целесообразной признана система налогов на прибыль.
Особое место в реформе отводится упорядочению системы цен и заработной платы. В Китае признают, что существующая система цен нерациональна. Так, цены на сырье и энергоносители занижены, а цены на готовую промышленную продукцию завышены. Кроме того, в ценах не отражается и разница в качестве товаров. Одной из основных мер в реформе цен будет сужение сферы государственного ценообразования и расширение области применения цен свободного рынка. Что касается заработной платы, то здесь ставится задача более тесного увязывания размеров фондов заработной платы предприятий с результатами их деятельности.
После III пленума ЦК КПК 12-го созыва прошло полтора года. И сегодня в Китае откровенно признают, что далеко не все идет гладко. Так, использование фондов кредитования и потребления вышло из-под контроля государства. Многие руководители предприятий стали часто и безосновательно обращаться за кредитами в банки, необоснованно повышать заработную плату и выдавать премии. Так, в 1984 г. фонд заработной платы вырос на 19%, а в 1985 г. - на 20%. Это существенно выше прироста национального дохода (1984 г. - 12%, 1985 г. - 13%) и производительности труда (в 1985 г. на государственных предприятиях она составила 9%). В результате в обращении появилось больше денежной массы, чем необходимо: часть ее не была обеспечена товарами.
Начался "перегрев" экономики, продолжался рост внебюджетных инвестиций в капитальное строительство. При этом их структура была неблагоприятной. Доля инвестиций в такие отрасли, как транспорт, энергетика, добывающая промышленность, которые на протяжении последних лет были узкими местами китайской экономики, оказалась чересчур низкой. В то же время капиталовложения в обрабатывающую промышленность и непроизводственную сферу были чрезмерными. Все это создало крайне напряженную ситуацию с сырьем и материалами, энергией и топливом, что спровоцировало рост цен на них. К этому добавилось низкое качество многих видов выпускаемой продукции.
Надо сказать, что в Китае сумели трезво оценить создавшуюся ситуацию в экономике. Уже в 1985 г. стали приниматься меры по устранению допущенных просчетов. К решению проблемы разбухших фондов кредитования и потребления были активно подключены банки. Было принято решение в 1986 г. не осуществлять крупных шагов в проведении реформы цен. Одновременно государство пытается поставить под контроль рост цен. Стимулируется развитие зернового хозяйства. Крестьянам, занимающимся выращиванием зерна, государство по льготным ценам поставляет химические удобрения и в первую очередь выдает кредиты. Наконец, в Китае принялись за разработку экономического законодательства, поскольку отсутствие соответствующих правовых актов явилось одной из главных причин тех трудностей, с которыми сталкивается реформа.
Накопившиеся экономические проблемы были также тщательно проанализированы на недавно состоявшейся сессии ВСНП. На ней было признано, что в последние два года темпы промышленного роста в стране были чрезмерно высокими, масштабы капитального строительства чересчур широкими, а их структура нерациональной. Все это было учтено при составлении очередного пятилетнего плана (1986- 1990 гг.).