К СЛОВУ "РЕФОРМА" венграм не привыкать: в январе 1988 г. страна отметила 20-летие начала широкомасштабных экономических преобразований. И все же оно никогда так часто не употреблялось в газетах, с трибун, в семейных разговорах, как сегодня.
ОТ ИМПОРТА К ЭКСПОРТУ
Начатая в январе 1968 г. экономическая реформа в Венгрии, можно сказать, была выстрадана страной. Более 10 лет, начиная с середины 50-х гг., венгерская экономическая мысль искала более эффективную, нежели административная, систему хозяйствования.
В 50-х - начале 60-х гг. Венгрия импортировала значительное количество зерна и мяса. Для объяснения этого некоторые пытались ссылаться на "тяжелое наследие", "плохую погоду", говорили о врагах внутри и вне страны, предлагали усилить административное воздействие на хозяйственников. Однако для реально мыслящих людей как в обществе, так и в государственном и партийном руководстве становилось все более очевидным, что для решения экономических трудностей необходима реформа всей системы хозяйствования.
Исходя из этого, ЦК ВСРП в мае 1966 г. принял концепцию экономической реформы, которая начала претворятся в жизнь с начала 1968 г. Она предусматривала переход экономики на полный хозрасчет, отказ от административных методов управления, совмещение централизованного планирования с активной ролью социалистического рынка, усиление роли товарно-денежных отношений в экономике и обществе, ликвидацию уравниловки.
Первые результаты реформы сказались прежде всего в сельском хозяйстве, где наряду с крупными госхозами и сельскохозяйственными кооперативами большое развитие получили личные подсобные хозяйства, семейный подряд. Как показывает статистика, уже в первые годы реформы, при неуклонном сокращении капиталовложений в сельское хозяйство, темпы роста производительности труда здесь составляли 6 - 8%.
За десять лет с 1966 по 1976 г. среднегодовая урожайность пшеницы возросла почти в 2 раза и составила 33,2 ц/га. В 1981- 1983 гг. этот показатель составлял 42,7, а в 1984 г. по стране в среднем было собрано 54,1 ц пшеницы с 1 га. Производство мяса на душу населения за прошедшие двадцать лет выросло вдвое и составило более 140 кг в год. Зерна - более 1300 кг. Причем за эти же годы численность занятых в отрасли уменьшилась на 50%. Успехи сельского хозяйства позволили Венгрии из импортера стать одним из крупнейших экспортеров продуктов, реализовывать на внешнем рынке более четверти производимого в стране продовольствия. Сегодня по производству мяса и зерна на душу населения Венгрия стоит на одном из первых мест в мире.
В ходе экономических преобразований была также разработана и успешно внедрена широкая программа развития индивидуально-трудовой и кооперативной деятельности. Производство модной одежды, обуви, мебели, содержание кафе, ресторанов, парикмахерских, мелких магазинов, использование такси, ремонт автомобилей, выпечка хлеба, преподавание языков, - вот далеко не все виды деятельности, с которыми успешно справляется семейный подряд, индивидуальный производитель или кооператив.
За довольно короткое время это позволило удовлетворить спрос в областях, традиционно испытывавших дефицит предложения. Сейчас в сфере ИТД и кооперации занято 600 тыс. венгров, 75% из них трудится в свободное от основной работы время. В эти же годы была осуществлена банковская реформа: банки стали действовать на принципах самофинансирования и окупаемости. Возросла роль кредита; стали создаваться совместные предприятия с зарубежными компаниями.
Определенные успехи были сделаны и в промышленности: поначалу темпы роста производительности труда здесь составили около 6%.
Однако не следует думать, что реформа проходила гладко. У нее были и скрытые, и явные противники. В первую очередь, реформа пришлась не по нраву бюрократам, аппаратчикам: ведь приходилось делиться властью с непосредственными производителями благ. Не очень благоприятствовала и международная обстановка. После чехословацких событий 1968 г. сам термин "реформа", независимо от ее содержания, стал звучать для некоторых подозрительно. Одним словом, к середине 70-х гг. процесс экономической перестройки был замедлен.
К этому же времени относится и возникновение проблемы внешней задолженности Венгрии.
ТРУДНОСТИ И ПРОСЧЕТЫ
На конец 1987 г. общая сумма внешнего долга Венгрии составляла вместе с процентами 16 млрд. долл. Одновременно около 7 млрд. долл. составляют венгерские вклады в зарубежных банках и долги других стран Венгрии. Таким образом, чистая задолженность исчисляется в 9,3 млрд. долл. Для сравнения скажем, что годовой экспорт страны в твердой валюте составляет 4 млрд. долл.
По словам заместителя председателя Государственного планового управления ВНР Л. Берени, прибегнуть к внешним займам правительство вынудило замедление темпов реформы, совпавшее с энергетическим кризисом. Проблему усугубил второй энергетический кризис 1980 - 1981 гг., одновременно с которым пришлось столкнуться и с эмбарго на экспорт со стороны Запада после афганских и польских событий. Наконец, не последнюю роль сыграло и падение на мировом рынке цен на сельскохозяйственную продукцию.
Конечно, неблагоприятные внешние условия не должны затушевывать причины внутреннего характера. Например, просчетов в прогнозах относительно сроков подорожания нефти; нерационального использования кредитов, которые шли в основном на импорт потребительских товаров, а не на развитие передовых отраслей производства. Главное же, не был осуществлен переход на полный хозрасчет в промышленности, запаздывала модернизация структуры промышленного производства и, соответственно, структуры экспорта, - говорит Л. Берени.
Все это привело к тому, что промышленность стала пробуксовывать, отставать от мирового уровня. Росло число убыточных предприятий (по некоторым подсчетам, сейчас их около 30% от общего числа), дотации им составляют около 150 млрд. форинтов. В 1987 г. бюджетный дефицит составил 35 млрд. форинтов (100 форинтов - 5,65 руб.).
Положение сложилось трудное, что и было отмечено на осенней 1987 г. сессии Государственного собрания ВНР, принявшей программу экономической стабилизации и дальнейшего развития хозяйственной реформы. Многие специалисты назвали эту программу третьим этапом реформы.
ПОТРЕБЛЯТЬ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРОИЗВОДИТЬ
Составной частью нынешнего этапа реформы станет реализация программы стабилизации экономики. Для этого прежде всего будут поощряться рентабельные предприятия, активно работающие на удовлетворение спроса населения и экспорт. Принятая на осенней сессии Госсобрания новая система налогообложения (так называемый налог на добавочную стоимость) поощряет тех, кто хозяйствует прибыльно, и наказывает нерадивых. К последним намечается чаще применять закон об убыточных предприятиях, принятый в 1986 г. На конец 1987 г. около 10 венгерских заводов и фабрик, в том числе такое крупное машиностроительное предприятие, как "Ганз-МАВАГ", объявлены банкротами: сумма долгов превысила стоимость их производственных фондов.
"Конечно, процесс ликвидации убыточных предприятий проходит не безболезненно, - говорит Каталин Сабо, главный редактор журнала "Экономическое обозрение". - Появится ли безработица в Венгрии? Вряд ли. Но ведь государство гарантирует право на труд, а не на рабочее место. Сейчас в стране ощущается дефицит рабочей силы - в промышленности, транспорте насчитывается 64 тыс. незанятых рабочих мест. Конечно, могут возникнуть временные трудности с перегруппировкой рабочей силы, с трудоустройством низкоквалифицированных работников".
В Венгрии никто не скрывает, что первые годы осуществления программы стабилизации будут нелегкими. Придется затянуть пояса. Намечено сокращение потребления: признано, что все-таки раньше потреблялось больше, чем производилось. Отменяются дотации на многие потребительские товары. С 1 января 1988 г. проводится реформа цен, цель которой приблизить цены к затратам на производство, сделать их реальными. Розничные иены были повышены на 14 - 15%. Одновременно предусмотрена денежная компенсация, в первую очередь для малоимущих категорий населения.
В ходе дальнейшего развития реформы изменится не только система хозяйствования, но и система планирования. Заместитель председателя Госплана ВНР Л. Берени подчеркивает, что основное внимание будет уделяться долгосрочному планированию, прогнозированию" и моделированию с помощью ЭВМ. Станет демократичней сама практика принятия решений в области планирования. Все большую роль здесь будет играть Государственное собрание. Процесс дальнейшей демократизации, как предполагается, затронет и систему политических институтов.
Будапешт - Москва.