За годы социалистического строительства югославский народ добился заметных успехов в хозяйственном преобразовании страны. Практически в течение жизни одного поколения Югославия превратилась из отсталого аграрного государства в индустриально-аграрное. За 1952 - 1982 гг. общественный продукт СФРЮ вырос в 6,5 раза, а его среднегодовые темпы прироста составили в этот период 6,4%. При столь высоких темпах экономического развития национальное богатство страны удваивалось каждые 10 лет.
Основу югославской экономики составляет общественный сектор, на долю которого приходится более 85% создаваемого в стране национального продукта (в 1952 г. - 69,5%).
Ускоренное развитие промышленности по сравнению с другими отраслями народного хозяйства коренным образом изменило ее значение в создании общественного продукта: удельный нес промышленности вырос с 18% в 1947 г. до 40% в 1982 г., а сельского хозяйства - сократился соответственно с 39 до 14,5%
Выпуск промышленной продукции в 1982 г. почти в 16 раз превосходил объем производства в 1947 г. Например, машиностроение, находившееся в довоенный период в зачаточном состоянии, теперь удовлетворяет 3/4 внутренних потребностей югославского народного хозяйства в машинах и оборудовании. Довольно значительная часть машиностроительной продукции направляется на экспорт. В настоящее время в Югославии особое внимание уделяется развитию электроники, микроэлектроники и робототехники.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 1982 г. почти в 2,7 раза превысил уровень 1947 г.
В сельском хозяйстве СФРЮ имеются хозяйства общественного и индивидуального секторов. Общественный сектор в настоящее время объединяет хозяйства, включающие агропромышленные комбинаты и земледельческие кооперативы (задруги), в которых занято свыше 200 тыс. человек. Индивидуальный сектор насчитывает около 2,6 млн. единоличных хозяйств, большинство которых владеет земельными наделами в 3 - 4 га.
Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в общественном секторе опережают темпы роста производства в индивидуальном секторе в 3 - 4 раза. За счет более производительного труда хозяйства общественного сектора, располагая примерно 16% всей обрабатываемой земли (1,6 млн. га) и 8% фонда животноводства, дают около 30% валовой и почти половину товарной продукции. Экспорт сельскохозяйственной продукции из Югославии в другие страны превышает 1 млрд. долл.
Одновременно с развитием народного хозяйства повышался уровень жизни населения СФРЮ. Важным показателем подъема благосостояния служит рост национального дохода, который в 1982 г. (в ценах 1972 г.) был в 6,3 раза больше, чем в 1952 г. Основная часть национального дохода (около 2/3) используется для удовлетворения личных и общественных потребностей трудящихся. За 1952 - 1980 гг. объем личного потребления вырос в 5 раз, или в среднем увеличивался на 6% в год.
Улучшились жилищные условия - полезная площадь на душу населения увеличилась с 8,7 м"sup"2"/sup" в 1953 г. до 15 м"sup"2"/sup" а 1982 г.
ЗАМЕДЛЕНИЕ ТЕМПОВ РОСТА
Однако наряду с указанными успехами, достигнутыми на пути социалистического строительства, югославская экономика испытывает серьезные трудности. Наблюдаются нестабильность экономических процессов, высокие темпы роста инфляции, диспропорции в народном хозяйстве, снижение эффективности общественного производства, высокий уровень внешней задолженности, внешнеторговый дефицит, другие острые проблемы.
В 1980 - 1982 гг. в СФРЮ наблюдалось замедление темпов роста общественного производства. В 1983 г. произошло даже его сокращение на 1,3% по сравнению с 1982 г., что при росте занятости на 2% обусловило дальнейшее снижение производительности труда в народном хозяйстве, которая, по мнению газеты "Борба", теперь находится на уровне 1976 г.
Серьезной проблемой югославской экономики является снижение эффективности использования общественных средств производства. По подсчетам югославских экономистов, эффективность использования оборудования в Югославии в 1976 - 1981 гг. ежегодно в среднем падала на 1,4%.
В последние 15 - 20 лет в промышленном развитии СФРЮ происходило более интенсивное развитие обрабатывающих отраслей по сравнению с добывающими, что привело к отставанию сырьевой базы от потребностей перерабатывающих отраслей. В условиях резкого роста цен на сырье и материалы на мировом рынке, когда возможности для их импорта существенно сократились, стратегия преимущественного развития обрабатывающей промышленности показала себя, как утверждают югославские экономисты, несостоятельной. Тяжелое бремя последствий такого курса югославская экономика несет на своих плечах в настоящее время, что, в частности, проявляется в использовании производственных мощностей примерно на 60 - 65%.
Острейшей проблемой является инфляция. Так, прошло два года с тех пор, как была утверждена антиинфляционная программа, целью которой было радикальное снижение темпов роста инфляции - с 40% в 1981 г. до 10 % в 1985 г. Но инфляция не сократилась, а еще более возросла. В 1933 г. она достигла рекордного уровня за все послевоенное время - 58,4%.
Вот уже 4 года снижаются реальные личные доходы населения {реальная заработная плата). За 1980 - 1983 гг. их объем уменьшился почти на 30% по отношению к 1978 г. В результате чего, писала югославская газета "Политика" 17 февраля текущего года, покупательная способность населения упала до уровня 1969 г. К этому можно добавить, что розничные цены в Югославии за период с 1978 г. возросли в 4,5 раза.
Югославский еженедельник "НИН" писал, что существующая в СФРЮ система хозяйствования пока еще не может решить многие важные проблемы экономического развития. В этой связи в 1983 г. на совещании югославских экономистов в г. Опатии отмечалось, что "необходимы изменения... в хозяйственной системе, которая больна 30 болезнями, 20 из которых - серьезные". Остановимся на некоторых из них.
Безработица стала серьезнейшей проблемой: на конец 1983 г. в Югославии было зарегистрировано 930 тыс. человек, ищущих работу, причем свыше половины из них - специалисты. Около 3/4 безработных - это молодежь до 30 лет, т. е. наиболее производительная сила общества.
По подсчетам югославских экономистов, для обеспечения полной занятости населения требуется дополнительно капитальных вложений на создание рабочих мест в объеме не менее 10 млрд. долл. Но в стране последние 4 года проводится жесткий курс на сокращение инвестиций в народное хозяйство в целях их приведения в соответствие с материальными возможностями страны. В 1983 г. объем капитальных вложений был на 1/3 меньше, чем в 1979 г.
Следует также отметить, что Югославия имеет и другой резерв рабочей силы: это лица, выехавшие за границу в поисках временной работы. По переписи 1981 г., за рубежом находилось 625 тыс. югославских граждан и 250 тыс. членов их семей.
На протяжении многих лет для экономики Югославии было характерно превышение потребления над произведенным а стране общественным продуктом: в 1966 - 1970 гг. оно в среднем за год составляло 3,2%, в 1971 - 1975 гг. - 7,5% и в 1976 - 1980 гг. - 7,1%. Это означает, по признанию югославской печати, что страна "долгое время вела удобную жизнь в кредит", что должно было привести и привело к росту внешней задолженности. Следствием такого курса, как заявил один из руководителей страны М. Рибичич, стал "рост потребительского отношения к жизни, распространение мещанской идеологии расточительства".
ВНЕШНЯЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
Положение усугубляется тем, что пришло время погашать ранее взятые кредиты. До 1990 г. Югославия, по предварительным подсчетам, должна выплатить своим кредиторам за основную часть долга и по процентам на кредиты общую сумму в 39,2 млрд. долл. Основная часть долга в настоящее время составляет свыше 20 млрд. долл. В течение 1984 - 1990 гг. Югославия должна будет в погашение своей внешней задолженности ежегодно выплачивать суммы в 5 - 6 млрд. долл., что составит примерно 8% конечного общественного продукта.
Для национальной экономики, переживающей сложный этап развития, такие выплаты являются тяжелыми. Это показал 1982 год, когда Югославия, погасив свои обязательства перед кредиторами в сумме 4,2 млрд. долл., по словам председателя Союзного исполнительного веча М. Планинц, полностью исчерпала свои внешние платежные способности. К этому периоду относится и заявление ее заместителя З. Драгана о том, что "затягивание пояса должно стать нормой жизни всех югославов".
Вместе с тем при сегодняшнем уровне развития СФРЮ "необходим иностранный источник накопления в виде кредитов и займов для осуществления целей политики экономической стабилизации", отмечал занимавший в 1983 - 1984 г. пост председателя Президиума ЦК СКЮ Д. Маркович. Поэтому решение текущих финансовых трудностей СФРЮ связано с получением новых кредитов. Достигнута договоренность с Международным валютным фондом (МВФ), членом которого страна является с 1946 г., о предоставлении ей новых кредитов на сумму 4,5 млрд. долл. в 1983 г. и 3,5 млрд. долл, а 1984 г. Однако стоимость этих кредитов велика. По словам управляющего Народным банком Югославии Р. Макича, за отложенные в 1984 г. платежи по кредитам в сумме 2 млрд. долл. - страна должна будет к концу срока заплатить на 1,5 млрд. долл. больше за счет начисления процентов. Об условиях предоставления кредитов Югославии западными странами говорят и такие данные: за 1979 - 1982 гг. страна выплатила по процентам за полученные кредиты 6,1 млрд. долл., в том числе 3 млрд. долл. за счет повышения процентных ставок на кредиты на мировом рынке, так как большая честь полученных Югославией иностранных кредитов была предоставлена не по фиксированным, а по скользящим, текущим процентам. Такие условия предоставления займов "Борба" назвала "колониальными".
Выход из этой ситуации Югославия видит в максимальном расширении экспорта, в первую очередь в страны с конвертируемой валютой] "(Экспорт любой ценой" стал на сегодня основным курсом во внешнеэкономической политике страны.
КУРС НА СТАБИЛИЗАЦИЮ
В настоящее время Союз коммунистов Югославии, его руководство, правительство страны уделяют большое внимание решению народнохозяйственных проблем. Состояние экономики неоднократно рассматривалось на пленумах Центрального Комитета СКЮ. В свете решений XII съезда и пленумов ЦК была разработана и утверждена в 1983 г. Долгосрочная программа экономической стабилизации. Теперь улучшение условий хозяйствования и преодоление застоя в экономике зависят от того, насколько успешно удастся осуществлять принятую программу экономической стабилизации, подразумевающую необходимость кардинальных изменений практически во всех звеньях хозяйственной системы. От итогов 1984 г., который является годом начала реализации первого этапа этой программы, будет во многом зависеть ее дальнейший успех.
В. МИЛОВАНОВ, кандидат экономических наук.