Примерное время чтения: 8 минут
164

Экономика - для человека

Из доклада Н. И. РЫЖКОВА на II Съезде народных депутатов СССР

Сегодняшнее сложное состояние экономики в концентрированном виде отражается в том клубке острых противоречий, которые нам предстоит разрешить. Это расстроенное денежное обращение и разбалансированные финансы. Это хронически больная инвестиционная деятельность и монополизация производства, медленная переориентация экономики на удовлетворение нужд народа и слабая база социальной сферы. Это недостаток продовольствия и других товаров, крайне неблагополучная экологическая обстановка в ряде регионов, замедление научно - технического прогресса, деформированная внешнеэкономическая политика. В развитии многих отраслей усилилась нестабильность. Снижаются темпы экономического роста, а в ряде случаев - и объемы производства, что сокращает возможности решения социальных проблем.

* Нельзя не видеть и ряда позитивных перемен, которые затрагивают интересы и материальное положение советских людей. За три предыдущие пятилетки объем жилищного строительства практически не увеличивался. В этой - он возрастет на 110 млн. квадратных метров, или почти на 2 млн. квартир.

* Происходят заметные сдвиги в укреплении материальной базы здравоохранения, просвещения, культуры.

* В октябре текущего года сделан важный шаг в повышении минимальных размеров пенсий и устранении различий в пенсионном обеспечении трудящихся города и деревни.

Другое дело, что эти позитивные перемены отстают от возрастающих требований общества, а главное "смазываются" отрицательными явлениями в экономике. Отсюда нарастание социальной напряженности, неудовлетворенность ходом перестройки у большинства членов общества, требования ускорить социальные и экономические преобразования.

В ЧЕМ ПРИЧИНЫ?

* Первая. Негативные застарелые факторы глубинного характера. Это крайне деформированная структура общественного производства, ориентированная в первую очередь на развитие тяжелой индустрии, а не на потребителя. Это отсталый технический уровень производственного потенциала во многих отраслях, а также ставшая хронической невосприимчивость народного хозяйства к научно- техническому прогрессу. И как следствие - низкая эффективность, и прежде всего в жизненно важных сферах экономики.

* Вторая группа причин. Это недостатки в осуществлении экономической реформы. И главное из них, подчеркнул докладчик, неотработанность нового хозяйственного механизма, отсутствие в нем должных экономических регуляторов.

Не было своевременно создано правовых, экономических, финансовых инструментов, призванных стать неотъемлемыми элементами государственного регулирования при переходе к новой системе хозяйствования. Это привело к значительным бюджетным потерям и противоправным проявлениям в финансовой сфере, во многом способствовало разрастанию питательной среды "теневой" экономики.

* Третья группа. Допущенные ошибки и просчеты при подготовке ряда серьезных общегосударственных мероприятий без должной оценки последствий, поспешность в их практическом осуществлении. К ним, прежде всего, относится антиалкогольная кампания.

* И наконец. На фоне бурно развивающихся процессов в обществе стали проявляться нежелательные явления, серьезно осложняющие экономическое развитие. Это падение производственной и трудовой дисциплины, снижение ответственности за выполнение обязательств перед потребителями и государством. Огромный трудно предсказуемый ущерб, наносят столкновения на межнациональной основе, забастовки на предприятиях, "блокады" и длительные перерывы движения на железнодорожных магистралях. Только из-за забастовок за одиннадцать месяцев этого года потери составили 7,5 миллионов человеко-дней и недодано продукции в народном хозяйстве более чем на два миллиарда рублей.

ПРОГРАММА ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Далее тов. Рыжков подробно остановился на программе оздоровления экономики. Что нужно предпринять?

* Необходимо установить жесткий контроль на всех уровнях управления в сочетании с организационно - практической работой как в центре, так и на местах по реализации намеченных в плане на будущий год первоочередных мер, направленных на снижение социальной напряженности в стране.

* Так, рост используемого национального дохода в 1990 году на 2,8 процента должен быть достигнут при увеличении на 6,5 процента ресурсов для потребления и непроизводственного строительства.

* Промышленное производство в будущем году возрастет на 2,6 процента, в том числе группа "Б" - на 7,6 процента, а группа "А" всего на 0,8 процента.

* Государственные централизованные капитальные вложения на производственное строительство против расчетов к пятилетнему плану на 1990 год уменьшены на 27 млрд. рублей. в то же время их объем в социальную сферу увеличен на 5 млрд. рублей.

Подобное изменение пропорций в пользу потребительского сектора пронизывает все разделы плана. Это резкий и крайне трудный поворот, но он необходим из-за чрезвычайной ситуации в стране.

* Важнейшая задача данного периода - нормализация денежного обращения и потребительского рынка.

ДЛЯ СТАБИЛИЗАЦИИ РЫНКА

Анализ причин создавшегося положения на потребительском рынке показывает, что для его стабилизации необходим комплекс взаимоувязанных мероприятий, включающих в себя меры по трем главным направлениям:

* увеличение предложения товаров и услуг;

* расширение новых, нетрадиционных для нас каналов привлечения средств населения и "связывание" их на длительное время;

* государственное регулирование роста денежных доходов населения, соразмерного с возможностями экономики и конечными результатами труда.

Переломное значение при этом имеет выполнение плана на будущий год. В нем предусмотрены небывалые доныне приросты производства товаров народного потребления - 66 млрд. рублей против 17 млрд. рублей в среднем за год в истекший период пятилетки.

Реализация указанных мер позволит увеличить выпуск телевизоров на 1,3 млн. штук, стиральных машин - на 3 млн. штук, видеомагнитофонов - в 3,7 раза, мотоблоков и мотокультиваторов - в 2,7 раза.

Высокие приросты производства товаров народного потребления и услуг необходимо поддерживать и в 1991-1992 годах. В 1992 году объем производства товаров должен быть не менее 510 млрд. рублей, то есть вырасти за три года более чем на 140 млрд. рублей, или на 38%. Другими словами, прирост выпуска товаров на каждого человека составит почти 480 рублей. Предусматривается увеличение платных услуг населению ежегодно на 10-12 процентов.

ПРОБЛЕМЫ СЕЛА

Говоря о проблеме потребительского рынка, отметил Н. И. Рыжков, особое внимание хочу привлечь к вопросам продовольственного снабжения, которое в решающей степени зависит от села.

Лишь в минувшие 10 лет селу посвящено свыше 80 постановлений ЦК КПСС и правительства, направленных главным образом на укрепление материально-технической базы агропромышленного комплекса. Но положение дел меняется медленно. В итоге мы все больше втягиваемся в импортные поставки продовольствия и зерна. По растительному маслу они составляют более одного миллиона тонн, или 33% от внутреннего производства. по сахару - 52 процента, по маслу животному - 20 процентов.

* При общем снижении инвестиций в народное хозяйство капитальные вложения в агропромышленный комплекс возрастают по сравнению с планом нынешнего года на 5,8 млрд. рублей (10 процентов), из них в непроизводственную сферу на 3 млрд. рублей (17 процентов). В целом за 1986- 1990 годы в агропромышленном комплексе будет использовано на 17 млрд. рублей капитальных вложений больше, чем намечалось пятилетним планом.

* В соответствии с разработанной программой будут резко наращиваться поставки оборудования для перерабатывающих отраслей. За 1990-1992 годы они превысят 13 млрд. рублей, или возрастут почти вдвое по сравнению с предыдущими тремя годами.

* Несмотря на очень сложное финансовое положение страны, правительством на днях принято решение об увеличении в текущем году на 12 млрд. рублей объемов кредитных ресурсов для предприятий аграрного сектора, что также будет способствовать нормализации их деятельности.

Для снятия остроты в обеспечении населения продуктами питания нам надо снизить неудовлетворенный спрос на них с 40 млрд. рублей в 1989 году до 20 25 млрд. рублей в 1992 году.

ДЕНЬГИ И ТОВАР

Другая группа мер, связанных с нормализацией денежного обращения, направлена на использование новых каналов реализации населением денежных доходов.

* Необходимо создавать такие условия, чтобы люди охотно вкладывали свои сбережения в строительство и приобретение жилья. Проводить линию на то, чтобы населению предоставлялись широкие возможности иметь на таких же принципах второе жилье, сделать более привлекательными хранение денег в Сберегательном банке, участие в разнообразных займах, приобретение товаров не первой необходимости в системе коммерческой торговли и использовать другие нетрадиционные для нас пути.

* Мы считаем, что надо изменить подходы к продаже в личную собственность государственных квартир.

* Одновременно следует пойти на широкую передачу горожанам земель под дачные участки в долгосрочную аренду с определением арендной платы исходя из кадастровой оценки земли. То же самое относится и к выделению земель под садово-огородные участки.

* Уже с будущего года предусматривается начать выпуск беспроцентных целевых займов, дающих право на приобретение в определенный срок дефицитных товаров длительного пользования, таких, как автомобили, видеомагнитофоны, холодильники и другие.

* Предусматривается создать сеть коммерческих магазинов и аукционов для продажи отдельных предметов потребления не первой необходимости как импортных, так и высококачественных отечественных товаров.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно