КГБ СССР СООБЩАЕТ И КОММЕНТИРУЕТ. Зачем лезть в замочную скважину?

   
   

В 1988 году близ города Саки в Крыму пресечена попытка помощников военно-морского атташе США подполковника морской пехоты Уокера и капитана 3-го ранга Нортапа проникнуть на военный объект.

Названные лица являются официальными сотрудниками Разведывательного управления министерства обороны США (РУМО), имеющего представительство в американском посольстве в Москве.

События развивались следующим образом. Обычный рейсовый автобус следовал из г. Саки в поселок Новофедоровка. На определенном участке его маршрут проходит по территории воинской части, где не увидеть целый ряд предупреждающих знаков о том, что въезд на охраняемый объект - строго по пропускам, мог только человек, умышленно закрывший на это глаза. В тот день из всех пассажиров этого автобуса таковыми оказались только Уокер и Нортап. Решив, видимо, испытать на себе действенность пропускного режима гарнизона, американские военные проехали на его территорию, как говорится, "зайцами".

Метрах в пятидесяти от контрольного пункта воинской части, согласно установленному порядку, автобус остановился для проверки пропусков у пассажиров. Без тени смущения, с показной сосредоточенностью, иноземные визитеры стали усердно рыться в сумках и карманах, но необходимых документов у них, естественно, не оказалось. Незваных гостей препроводили на КПП для установления их личностей и выяснения обстоятельств происшедшего.

Ревниво оберегая наплечные сумки, о содержании которых нетрудно догадаться, морские офицеры в ответ на вопросы о том, с какой целью они проехали на территорию военного объекта, сбивчиво и путанно бормотали о незнании ими автобусных маршрутов.

Удивляет легковесность версии, которой ответственные работники американского военного атташата пытались оправдать грубое нарушение правил передвижения иностранцев по территории СССР.

Этот случай - не единственный, когда американские военные разведчики, попирая наши законы, стремятся проникнуть в закрытые районы и получить сведения об интересующем их объекте путем его скрытого фотографирования в ракурсе, дающем четкое изображение узлов и деталей советской военной техники. Невзирая на знаки "Въезд запрещен" и "Запретная зона", проникли на территорию закрытого объекта помощники военно-воздушного атташе США майоры Буш и Перрой. Применяя разные ухищрения, они пытались фотографировать боевую технику, но были обнаружены. Вскоре подобная история повторилась вновь. На этот раз свою "любознательность" пытались удовлетворить военно-морской атташе Ферлей и помощник военного атташе Репперт, совершавшие поездку в Крым совсем не в бархатный сезон.

Заявление МИД СССР, сделанное посольству США в Москве в свое время по поводу поведения американских военных, несовместимого с их дипломатическим статусом, похоже, не возымело действия.

Примечательно, что американская военная разведка предпринимает вылазки, имеющие явно провокационный характер, в канун или во время значительных событий на международной арене. Так, акция с участием Уокера и Нортапа была осуществлена в преддверии одного из важных моментов в советско-американских отношениях. Расчет дипломатов из РУМО очевиден - спровоцировать советскую сторону на строгие санкции в отношении нарушителей и в случае их применения получить аргумент против "коварных русских", посеять сомнения в искренности миролюбивых намерений нашей страны и вызвать на Западе очередной приступ антисоветской истерии.

В нынешних условиях эти попытки выглядят по меньшей мере анахронизмом времен конфронтации. Советский Союз неоднократно предъявлял миру доказательства своей готовности пойти на меры самого строгого контроля военной деятельности на условиях взаимности. Уже существует положительный опыт отношений в военной области между СССР и США - например обмен делегациями военных экспертов.

Что же возобладает в умах и настроениях американских военных - закосневшее ретроградство времен "холодной войны" или трезвый и реалистичный подход - признаки нового мышления во внешней политике? Проблема животрепещущая.

* * *

В 1987 году Комитетом госбезопасности СССР пресечена противоправная деятельность сотрудника Министерства внешних экономических связей СССР Ефремова В. Г. и работника одного из предприятий Минлегпрома СССР Комухина В. М., которые, вступив в преступный сговор с голландским коммерсантом Мутсаерсом, передали иностранцу за вознаграждение коммерческие сведения, составляющие служебную тайну. Следствием установлено, что в результате советская сторона при заключении торгового контракта понесла значительные валютные потери.

8 июля с. г. Московский городской суд рассмотрел уголовное дело на Ефремова и Комухина, признал их виновными в совершении преступлений, предусмотренных статьями 76"sub"1"/sub" (передача иностранным организациям сведений, составляющих служебную тайну), 170 (злоупотребление служебным положением), 173 (получение взятки), 175 (должностной подлог) УК РСФСР, и приговорил соответственно к 7 и 5 годам лишения свободы с конфискацией имущества. В адрес организаций, в которых они работали, направлены частные определения для принятия мер по устранению причин и условий, способствовавших преступлению.

* * *

В мае-июне 1988 года по расследованным следователями органов госбезопасности уголовным делам за контрабанду наркотиков осуждены:

- Белло Балалола, 1963 года рождения, гражданин Федеративной Республики Нигерии, и Мичелл Патти Стелла, 1961 года рождения, гражданка Республики Гана, ввезшие в СССР при следовании транзитным авиарейсом из г. Дели (Индия) в г. Котону (Бенин) в тайниках более 14 килограммов героина, - каждый на 4 года лишения свободы;

- Каррильо Асеведо Фелипе, 1949 года рождения, гражданин Республики Перу, ввезший в СССР при следовании транзитным авиарейсом из г. Лимы (Перу) в г. Осло (Норвегия) в специальном хранилище более 800 граммов кокаина, - на 3,5 года лишения свободы;

- Касерес Хуан Карлос, 1948 года рождения, гражданин Аргентинской Республики, незаконно ввезший в СССР при следовании транзитным авиарейсом из г. Буэнос-Айреса (Аргентина) в г. Париж более 4 килограммов кокаина, - на 4 года лишения свободы.

Смотрите также: