За одну ночь 1929 г. в Соловецком лагере было убито 300 человек. Север, Соловки

   
   

"ВЛАСТЬ СОЛОВЕЦКАЯ" - так называется полнометражный документальный фильм, всесоюзная премьера которого в ряде крупнейших кинотеатров страны состоялась 5 декабря. Наш корреспондент встретился с режиссером-оператором картины доктором искусствоведения М. ГОЛДОВСКОЙ.

КОРР. Все меньше белых пятен остается в истории страны. Ваш фильм ликвидирует еще один пробел: 1923 - 1939 годы, малоизвестные страницы жизни Соловецкого лагеря особого назначения, сокращенно СЛОН. Кажется, никто никогда не писал о нем, не снимал?

ГОЛДОВСКАЯ. Действительно, долгое время все делали вид, что там ничего не было. Даже экскурсоводы местного краеведческого музея, люди честные и самоотверженные, рассказывая историю Соловецкого монастыря, доходя до 1923 года, замолкали. История как бы обрывалась.

"Здесь власть не советская, здесь власть соловецкая", - говорили в то время на Соловках. Отсюда и название картины. Соловки как бы были государством в государстве, которое жило по своим законам. Когда начальник шел по лагерю, впереди бежал человек и кричал: "Кланяться". И заключенные кланялись. Был свой аэроплан, пароход, издавалась газета, существовал театр. "Париж северных лагерей" - горькая шутка конца 20-х.

Соловецкие "сидельцы", герои фильма, рассказывают, что самым страшным местом на Соловках была Секирная гора, где находился карцер для штрафников. Здесь применяли пытки, в том числе "сидение на жердочках". Того, кто не выдерживал и падал, избивали, привязывали к спине балласт и спускали вниз по лестнице, состоящей из 375 ступеней. Труп закапывали тут же под горой…

Мы приводим в фильме, на мой взгляд, страшные цифры: за 4 века в Соловецкий монастырь было заточено 316 человек, за одну ночь 1929 года убито 300 человек.

КОРР. С Секирной горы, с писем обреченных, найденных здесь сотрудниками музея, и начинается фильм. Марина Евсеевна, как родилась идея сделать эту картину?

ГОЛДОВСКАЯ. Несколько лет назад, работая над сериалом о советском театре, историк и киновед Виктор Листов, который вместе с Дмитрием Чуковским является сценаристом фильма, с помощью сотрудников Красногорского Центрального государственного архива кинофотодокументов обнаружил ленту "Соловки", снятую по заказу ОГПУ в 1927 - 1928 годах. Фильм удалось показать академику Д. С. Лихачеву, который четыре года жизни провел на Соловках. Он предложил записать его рассказ на пленку. Мы сняли материал и показали Сергею Соловьеву, который сразу, запустил фильм в производство.

Первый вариант сценария не был документирован. Кроме академика Лихачева, ни одного свидетеля. Хотелось же стереоскопичности взгляда. Из печати узнали о судьбе писателя Олега Волкова, проведшего в заключении 27 лет жизни. Показали фильм "Соловки" ему. Он согласился его прокомментировать. Искали соловчан повсюду. Да и они, каким-то образом узнавая о фильме, звонили нам сами. В Краснодарском крае живет Ефим Лагутин. Сняли в фильме и его.

Нам повезло, удалось найти чекиста, приведшего на Соловки первый пароход с заключенными...

КОРР. Думаю, вызовет большие споры эпизод, где показан один из палачей, начальник культурно-воспитательной части лагеря, особенно усердствовавший в ночь расстрела в 1929 году. Вы показываете его гуляющим по городу с орденскими планками на груди, но не называете фамилии. Почему?

ГОЛДОВСКАЯ. Не называем, выполняя просьбу академика Лихачева, свидетеля той страшной ночи. Он считает, что это повредило бы детям и внукам бывшего палача...

КОРР. Фильм "Соловки" снят по заказу ОГПУ, значит, фильм парадный. Белые скатерти в столовых, радостные лица заключенных, энтузиазм работающих на лесоповале - все присутствует в фильме. Но комментарии очевидцев, редкие фотографии расставляют все по своим местам.

ГОЛДОВСКАЯ. Фильм "Соловки" - продукт своего времени. Показуха присутствует в лагере, как, впрочем, была она в те годы и во всей стране. Когда одному из заключенных удалось бежать из лагеря (редкий случай, кругом Белое море) и он издал в Англии книгу о СЛОНе, разразился международный скандал. Чтобы утихомирить общественное мнение, как предполагают наши герои, прибыл на Соловки Максим Горький. Рассказывают, что ему предложили посетить больницу, предварительно наведя там чистоту и порядок. Штрафников на Секире заставили читать газеты. На экране видно, что они демонстративно держат их "вверх ногами". Тогда Горький подошел к одному из "читателей" и перевернул газету, дал понять, что заметил лживость ситуации.

КОРР. Марина Евсеевна, ваши фильмы хорошо известны телезрителям. Это "Архангельский мужик", "Чтобы был театр" - портрет Олега Ефремова в период разделения МХАТа, "Михаил Ульянов. Хроника одной роли" и другие. "Власть соловецкая" - первая картина на "Мосфильме". После премьеры появятся новые свидетели, дополнительный материал. Продолжите ли вы работу над этой лентой?

ГОЛДОВСКАЯ. Вернусь ли я к фильму? Не знаю. Для того чтобы продолжить работу над этой темой, необходимо накопить не только новый материал, но, главное, выйти на новый уровень его осмысления.

Лозунг 1918 года "Железной рукой загоним человечество к счастию" мы сделали эпиграфом к фильму, говоря этим, что путь к счастью не может пролегать через насилие.

Беседу вела Т. ЦЫБА.

Смотрите также: