Примерное время чтения: 6 минут
315

"Месту встречи" - 25

" - А ты пока сиди, слушай, набирайся опыта, - сказал Глеб Жеглов и сразу забыл обо мне; и, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания, я отодвинулся к стене, украшенной старым выгоревшим плакатом:

"Наркомвнуделец! Экономя электричество, ты помогаешь фронту!"

Фронта давно уже не было, но электричество приходилось экономить все равно - лампочка и сейчас горела вполнакала. Серый сентябрьский день незаметно перетекал в тусклый мокрый вечер, желтая груша стосвечовки дымным пятном отсвечивала в сизой изморози оконного стекла. В кабинете было холодно: из-под верхней овальной фрамуги, все еще заклеенной крест-накрест белыми полосками, поддувало пронзительным едким холодком.

Я не обижался, что они разговаривают так, словно на моем венском стуле с нелепыми рахитичными ножками сидит манекен, а не Шарапов - их новый сотрудник и товарищ. Я понимал, что здесь не просто уголовный розыск, а самое пекло его - отдел борьбы с бандитизмом - и в этом милом учреждении некому да и некогда заниматься со мной розыскным ликбезом. "

Именно так начинается роман "Эра милосердия" братьев Вайнеров, по которому ровно 25 лет назад молодой режиссер с Одесской киностудии Станислав Говорухин снял, пожалуй, самый популярный телевизионный фильм (или сериал, как детище Говорухина назвали бы сейчас) "Место встречи изменить нельзя".

Первоначально режиссером картины должен был стать Алексей Баталов. Но он на тот момент был занят какой-то другой картиной. И братья Вайнеры доверили свой сценарий Говорухину. "Сосватал" Вайнерам Станислава Сергеевича Владимир Высоцкий, который, прочитав роман, тут же загорелся идеей сыграть роль Глеба Жеглова.

Братья-сценаристы как раз обедали в ресторане Дома литераторов, когда к их столику подсел Высоцкий и сказал, что у него на примете есть один очень талантливый режиссер. Который совершенно случайно сидит сейчас в холле ресторана. Вайнеры пригласили Говорухина присоединиться к их трапезе и были поражены не только тем, как протеже Высоцкого видит будущую картину, но и его феноменальной памятью. Вайнеры начинали фразу из книги, а Говорухин ее тут же с легкостью продолжал.

Главная проблема возникла с кандидатурой актера, который сыграет Шарапова. Сам Говорухин хотел, чтобы эту роль исполнил Николай Губенко или Евгений Леонов-Гладышев (сыгравший в результате эпизодическую роль Вани Векшина). Но по распоряжению руководства "Мосфильма" роль помощника Жеглова поручили только-только отснявшемуся в фильме "Как закалялась сталь" Владимиру Конкину. Кстати, по словам Говорухина, он до сих пор считает это большой ошибкой.

Отсняли картину довольно быстро. Причем некоторые эпизоды "Места встречи" снимал не Говорухин, а Высоцкий. Чтобы не смущать дебютировавшего в режиссуре актера, Говорухин вообще не появлялся на съемочной площадке, и Высоцкий сам работал с актерами. Им сделаны сцены опознания Фокса и освобождения Груздева. Он же придумал поместить на двери подвальной комнаты, в которой скрывался в последней серии Шарапов, фотографию его любимой девушки Вари.

Одним из самых запоминающихся персонажей ленты стал Промокашка, которого блистательно сыграл друг и коллега Высоцкого по Театру на Таганке Иван Бортник. А между тем, в сценарии у Промокашки не было ни одной реплики. Так что все крылатые фразы, вроде "Леля? Какая Леля? С Елоховской?"- целиком плод фантазии Бортника. Актер вспоминает, что во время съемок эпизода ареста банды Горбатого к нему подошел Говорухин и попросил как-то обыграть сдачу в плен Промокашки. И Бортник придумал гениальный ход - выходя из подвала, его герой вдруг начинает петь: "И на черной скамье, на скамье подсудимых". Подобным экспромтом была сражена вся съемочная группа.

А вот другой полюбившийся персонаж - вор Кирпич - до сих пор не дает покоя сыгравшему эту роль Станиславу Садальскому. Фразой "Кофелек-кофелек, какой кофелек?" его до сих пор встречают и провожают все окрестные пацаны. Слава Кирпича настолько удручает Садальского, что он категорически отказывается вспоминать о съемках в "Месте встречи".

В последний момент был назначен на роль Горбатого Армен Джигарханян. По замыслу режиссера эту роль должен был играть Ролан Быков. Но что-то не сложилось, и буквально за день до начала съемок на площадку вызвали Армена Борисовича. Сегодня представить, что фразу "Ты не бойся, мы тебя не больно зарежем. Чик - и ты на небесах" должен был произносить кто-то другой, уже невозможно. Среди "ляпов" картины внимательные зрители называют появление в кадре погони за Фоксом "Волги ГАЗ- 24", которая, разумеется, никак не могла появиться в Москве сорок пятого года. Бросается в глаза и силуэт черной кошки, которую якобы рисует бычком от сигареты на стене ограбленного магазина один из членов банды. На самом деле актер лишь обводит уже нанесенный на белую стену контур, предварительно выполненный самим Говорухиным.

Кстати, роль жены Груздева в фильме сыграла первая жена Станислава Сергеевича.

Согласно сценарию, в фильме должно было быть две смерти - бывшего однополчанина Шарапова Левченко и его подруги Вари. Но в дело опять вмешалось руководство студии и потребовало оставить всех героев в живых. В результате сошлись на "ничьей"- Варя осталась в живых, пожертвовали только Левченко. Убрали из финала и фразу Шарапова, обращенную к Жеглову: "Я не буду больше с тобой работать. Потому что вижу, что тебе нравится убивать людей".

Впервые фильм был показан в ноябре 1979 года, аккурат накануне Дня милиции. И несмотря на суперпопулярность (милицейские отчеты того времени фиксировали снижение преступности в часы, когда по телевидению шла картина), "Место встречи" не получило ни одной награды. За исключением почетной грамоты от министра внутренних дел СССР. Владимир Высоцкий за роль Жеглова был удостоен Государственной премии лишь спустя семь лет после смерти.

- Кабаки и бабы доведут до цугундера!(Горбатый)
- Выпьем, закусим, о делах наших скорбных покалякаем. (Горбатый)
- Обмануть хотел? Дурилка картонная... (Горбатый)
- Ну что, старшой, окропим снежок красненьким? (Левченко)
- А правопорядок в стране определяется не наличием воров, а умением властей их обезвреживать. (Жеглов)
- Но уж лучше в клифту лагерном на лесосеке, чем в костюмчике - у Фокса на пере. (Ручечник)
- Очень трудно искать в темной комнате черную кошку, особенно если ее там нет. (Груздев)
- Ну, покеда, бабанька, покеда! (Шарапов)
- Эх, сейчас бы супчику горяченького да с потрошками!!! (Жеглов)
- Бабу не обманешь, она сердцем видит! (Горбатый)

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно