НАС часто спрашивают в письмах: где такой-то юный актер или актриса? Куда пропали? Почему не снимаются, став взрослыми? Заинтересовавшись судьбами повзрослевших "звездных" мальчиков и девочек, мы узнали немало любопытного, но порой и грустного.
Кумиры на обочине
СЛУЧАЙНО ли среди тех, кто с детства ощутил на себе сладкое бремя славы, оказалось немало людей, что называется, с трудной судьбой? Пережив раннюю звездную болезнь, мало кто, повзрослев, стал известным актером. Но они есть: Игорь Скляр, Федор Стуков, Игорь Бочкин, Алексей Серебряков, Елена Проклова, Николай Бурляев, Дмитрий Марьянов, Алексей Кравченко, Кристина Орбакайте, Семен Морозов...
Но многие запомнившиеся зрителям юные актеры сходят на обочину и в творчестве, и, что куда печальнее, в жизни. Александр Кавалеров (Костя - Мамочка из "Республики Шкид" с его "жалостной" песней про кошку) признается, что долго изрядно злоупотреблял спиртным и ни кино, ни театром сейчас не востребован. Виктор Косых (Костя Иночкин из "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", Даня из "Неуловимых мстителей") исчез с экрана, попал в криминальную историю. И остальные из лихой четверки "неуловимых", этого хита 70-х, сегодня далеки от творчества.
Про обаятельнейшего Александра Милокостого (Юра из "Адъютанта его превосходительства") мы вспомнили недавно лишь в связи с тем, что его убийство заказала киллеру его же собственная супруга.
Не видим мы очаровательную Лину Бракните ("Дубравка", Суок из "Трех толстяков"). Почти не снимается Виктор Перевалов (Коля из "Я вас любил"). Погиб (после шести судимостей) Сергей Шавкуненко (Митя из "Пропавшей экспедиции"), умер Никита Михайловский (Роман из "Вам и не снилось"), не стала большой актрисой Рита Сергеечева (Оля из фильма "Дети как дети"). А после фильма Динары Асановой "Ключ без права передачи", где снималась целая компания подростков, произошли сразу три уж и вовсе мистические истории: один юный актер покончил с собой, другого убили, третий попал за решетку...
Прощай, детство?
КТО из нас в детстве не мечтал услышать волшебную фразу "Ты хочешь сниматься в кино?". Но мало кто понимал, что с началом съемок, с первой фразы "Мотор!" закончится их детство.
Елена Проклова, которая в первый раз вышла на съемочную площадку в 11 лет, сыграв Таню в фильме Александра Митты "Звонят, откройте дверь!", вспоминает:
- В договоре было записано, что рабочий день для ребенка не превышает 4 часов, но ребенок был свой (дедушка - второй режиссер), и съемки шли, как положено, по-взрослому - восемь часов. А вечерами меня гнали по педагогам. Учителя проходили со мной школьную программу, за уроки платил "Мосфильм".
Говорят, что иные режиссеры в работе с детьми использовали достаточно жесткие, "взрослые" приемы. Но и сам процесс съемок - тяжелое испытание. К примеру, сильнейший и страшный фильм "Иди и смотри" режиссера Элема Климова, где 14-летний Алеша Кравченко должен был пройти от начала до конца, прожить и пережить весь кошмар судьбы подростка Флеры. Был знаменитый плакат с кадром из этого фильма: искаженное ужасом лицо мальчика, к его виску фашист приставил пистолет. Кто хотел бы видеть в таком жутком образе своего сына?
У Кравченко, к счастью, светлая судьба: отслужил на флоте, окончил Щукинское училище, был принят в Вахтанговский театр, снялся в нашумевшей "Маме". И на вопрос, отдал бы он лет через десять на такие вот съемки своего недавно родившегося сына, ответил: "Конечно, отдал бы!"
А вот Семен Морозов, сыгравший в 15 лет Афанасия Полосухина в знаменитом фильме "Семь нянек" Ролана Быкова, на съемках едва не убил режиссера.
- У меня не получалась очень трудная сцена, когда Афанасий что есть силы орет на своих "воспитателей". Быков вывел меня за декорации, и началась "режиссерская работа": "Ты тварь! Ты испортил мне всю жизнь, я в тюрьму готов из-за тебя сесть, и я бы сел, просто мне жалко об тебя руки марать!" и т. д. А после этих слов допустил одну неосторожность и толкнул меня. Я же до этого семь лет боксом занимался. Я увернулся, ударил его в лоб и над ним, упавшим, занес кирку - сорвал со щита с противопожарными инструментами. Замахнулся и заорал: "Да я..." Текст тот еще был.
И тут Быков вскочил, схватил меня за руку и произнес: "Потрясающе! Вот так и играй!" И потащил меня на площадку...