Примерное время чтения: 5 минут
180

Ролан Быков: горячо любимый Бармалей

Увы, но сегодня у наших детей не осталось взрослого друга и заступника ни в литературе, ни на телевидении, ни в кино. Детей наше искусство и наши СМИ кормят малосъедобной взрослой пищей - бандитскими разборками, коррупцией чиновников, курсом доллара, международным терроризмом... А ведь всякий был ребенком и знает, что у детей, хоть и живущих среди нас и рядом с нами, существует собственный мир переживаний, интересов, морали, моды, увлечений, мифов. И жаль, что взрослые дяди и тети, занятые в искусстве, этим миром детства, фактически, никак не занимаются. Но были и другие времена. Когда все наши лучшие кинорежиссеры делали картины для детей и о детях: Марлен Хуциев ("Сережа"), Элем Климов ("Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен"), Александр Митта ("Звонят, откройте дверь"), Андрей Тарковский ("Иваново детство"), Владимир Басов ("Школа мужества")... Кстати сказать, именно в последнем из названных фильмов и сыграл свою первую роль на экране тогда еще начинающий актер Ролан Быков.

Маленький комик из Киева

Он родился в Киеве осенью 1929 года в семье красного командира и красавицы из интеллигентной семьи. По словам самого актера и режиссера, от отца он унаследовал склонность к бунтарству и лихости, а от матери - любовь к искусству.


Выбор жизненного пути был для него естественным - он окончил актерский факультет Московского театрального училища им. Щукина, поработал на сценах столичного ТЮЗа и Ленинградского театра им. Ленинского комсомола, пока не получил свое дело: стал художественным руководителем и режиссером студенческого театра Московского университета. Он сумел собрать очень талантливый коллектив, поставить несколько ярких спектаклей, получить огромное признание у коллег и публики. Это был конец 50-х прошлого века, цензура в те годы чуть-чуть ослабила свою хватку, однако из студенческого театра Быков ушел, потому что труппу после первого успеха охватила "звездная болезнь" - начались интриги внутри коллектива.


К тому времени он уже сыграл в кино несколько заметных ролей и теперь пришел на "Мосфильм" в качестве актера и режиссера. Среди актерских работ тех лет наиболее запомнились и полюбились зрителю роли Ролана Быкова в картинах: "Шинель" по Н. Гоголю, "Звонят, откройте дверь", "Я шагаю по Москве", телефильме "Вызываем огонь на себя". В начале 60-х состоялся и режиссерский дебют Быкова - весьма легкомысленная, но талантливая комедия "Семь нянек". Тогда еще Ролан Быков не знал, что очень скоро его имя и творчество станет навсегда символом детского кинематографа. Это произошло, когда вышла на экран его выдающаяся режиссерская работа - эксцентрическая комедия "Айболит-66".

Вернувшийся в детство

Картина "Айболит-66" гениально сочетает в себе уникальный кинематографический эксперимент с доступностью содержания. В искусстве такое встречается исключительно редко. Фильм оказался броским по форме, очень смешным, очень музыкальным, очень глубоким по смыслу.

Следующей картиной Быкова-режиссера стала лента "Внимание, черепаха" - о том, как дети спасают черепаху, заблудившуюся в районе танковых учений. Чуть позже Ролан Быков решил повторить эксперимент "Айболита" и сделал для детей изысканную по форме картину "Автомобиль, скрипка и собака Клякса". Фильм получился очень хорошим. Но "Айболита" все же не превзошел.


Однако в эти годы окончательно определились жизненные и творческие цели Ролана Быкова - он посвятил себя искусству для детей. Правда, он еще снимался как актер во вполне взрослых лентах: "Комиссар", "Мертвый сезон", "Служили два товарища", "Проверка на дорогах", "Большая перемена", "Серые волки", снимался и в сказках: "Приключения Буратино", "Деревня Утка"... Но вершиной его творчества стала режиссерская работа (как оказалось, последняя) - честный, жесткий, драматичный и необычайно талантливый фильм о подростках - "Чучело", где главные роли сыграли юная тогда Кристина Орбакайте и неподражаемый Юрий Никулин.

Жизнь большая, как день


"Детство содержит в себе, может быть, главную тайну жизни. Вспомните свое детство: день начинался рано утром, еще до школы было время и для приготовления уроков, если вчера не успел, или - в магазин для матери сходить. Потом громадный день в школе, разделенный как экватором большой переменой. Потом - еще целый день после школы, целый божий день, а еще были вечер и ночь, и тайком от матери удавалось продлить день, заглянуть в этот взрослый сумрак, услышать то, чего не позволяли, и лишь потом нырнуть в постель. А сейчас, день, как очистка от семечки: встал - лег, встал - лег, встал - лег - с Новым годом!.. Встал - лег, встал - лег - с Новым годом!..".


Так рассуждал взрослый человек, который, как ребенок, сумел вместить в свою жизнь невероятно многое: во время "перестройки" он организовал и возглавил Всесоюзный центр кино и телевидения для детей и юношества (ныне Фонд Ролана Быкова), одно время даже возглавлял банк, увлекся компьютерной графикой, сочинил несколько песен, написал две книги стихов, прозу... Казалось, энергии Ролана Быкова нет предела.

Но предел был. Врачи нашли у него рак легких. Он умирал в больнице, до последнего дня пытался еще что-то сочинить, написать, создать. Он хотел снять картину о Великой Отечественной войне...

Огромные толпы самых разных людей пришли проститься в Дом кино с замечательным актером и режиссером. Похоронен Ролан Антонович Быков в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно