Эльдар Рязанов - наверное, самый народный режиссер. Ведь, если в титрах стоит имя Рязанова, картину посмотрят все. Достаточно, например, вспомнить, что целые поколения наших сограждан на протяжении многих лет встречали самый любимый и традиционно семейный праздник - Новый год - с его фильмами. Сначала это была "Карнавальная ночь", потом - "Ирония судьбы, или С легким паром!". А это значит, что всем нам он практически родной. 18 ноября Эльдару Александровичу исполнилось 75 лет. Его фильмы - это история его жизни.
1. "Карнавальная ночь" (1956 г.)
ПОСЛЕ выхода этого фильма имя начинающего режиссера Эльдара Рязанова, до этого снимавшего только документальное кино, узнала вся страна. Картина тут же стала лидером проката, собрав 48,64 млн. зрителей. Юная Людмила Гурченко после премьеры тоже встречала новый год суперзнаменитой. А ведь ее сначала даже не утвердили на роль...
Весной 1956 года Люду Гурченко пригласили на пробы в музыкальный фильм. Из всех актрис только она пела сама. И все же ее не утвердили. Но уже вскоре в дело вмешался его величество Случай. В коридорах "Мосфильма" Гурченко встретил Иван Александрович Пырьев. Сначала поморщился, глядя на ее широченную юбку, утянутую талию и вихляющую походку. Но потом вдруг окликнул, внимательно оглядел, и уже через несколько минут главному оператору было поручено сделать из нее человека.
Большую часть фильма снимали не в павильоне, а в фойе Театра Советской Армии. Закончили съемки в рекордный по тем временам срок - 5 месяцев. Однажды, как- вспоминала потом Гурченко, на съемках неожиданно появилась группа иностранных граждан. Юную актрису их присутствие немного смущало, а Рязанова - нисколько. Он тут же начал шутить с ними на каком-то иностранном языке - так, как будто полжизни провел за границей.
2. "Ирония судьбы" (1975 г.)
ПРЕМЬЕРА фильма "Ирония судьбы" состоялась в новогоднюю ночь 1976 года. Это был первый опыт многокамерной съемки (фильм снимали 3 камеры одновременно). "Двухкомнатная квартирка" главного героя Лукашина занимала 600 кв. метров павильона на "Мосфильме". В 60-х пьеса "Ирония судьбы" шла во многих театрах. Сценарий был написан по рассказу Никиты Богословского о том, как он по ошибке отправил своего пьяного друга в канун Нового года в Киев с 15 копейками в кармане. Это реальная история.
Именно на съемках этого фильма начался самый красивый роман в жизни Эльдара Рязанова - с его второй женой Ниной, которая одним своим присутствием на съемочной площадке сглаживала все конфликты... Когда ее не стало, на ее могиле Рязанов поставил огромный камень, расколотый на две половинки.
Валентина Талызина: "Первоначально маску Ипполита примерял Андрей Миронов (прочитав сценарий, он захотел стать Лукашиным, но Рязанов утвердил Мягкова). Потом на роль Ипполита пригласили Олега Басилашвили, но у него вскоре умер отец, и роль передали Юрию Яковлеву. А на роль Наденьки приглашали Людмилу Гурченко, Алису Фрейндлих, Ларису Голубкину, Светлану Немоляеву. Поговаривают, что Рязанова просто заставили снимать в главной роли Брыльску, иначе грозились фильм закрыть. Все понимали, что эта роль - настоящий выигрыш. Все, кроме самой Барбары. Я не считаю ее талантливой актрисой и до сих пор не понимаю, зачем мне пришлось ее озвучивать. Но фильм получился очень удачным. В основном благодаря кинооператору".
Юрий Яковлев: "После выхода фильма "Ирония судьбы" мне пришло много писем с одним и тем же вопросом: "За что меня бросила Брыльска?" Женщин это очень удивляло, ведь тогда были в моде положительные герои. Чтобы сыграть Ипполита, мне пришлось отказаться от важной привычки, свойственной мне в жизни, - постоянно смотреть на себя со стороны. Это отсутствие самоиронии было определяющим недостатком в характере Ипполита, и, мне кажется, именно из-за этого Наденька ушла от моего героя".
Андрей Мягков: "Это был первый фильм, в котором я снялся у Рязанова. Помню, один из съемочных дней "Иронии судьбы" совпал с днем рождения Саши Белявского. Мы - я, Шура Ширвиндт и Жора Бурков - приготовили ему маленькие подарочки, закуску. Причем выпили "без преувеличения", как нам казалось. Но, видимо, со стороны это выглядело по-другому".
Продолжает Александр Ширвиндт: "Сняв первый дубль и ощутив неслыханный творческий подъем, мы потребовали второго дубля. После третьего даже такой высочайший кинопрофессионал, но совершеннейший дилетант, как алкоголик, Эльдар Рязанов учуял неладное. "Стоп! -раздалось под сырыми сводами "Мосфильма". - Они пьяные!" Истерика и ненависть Эльдара не знали предела! На следующее утро до начала съемки все четверо участников были подвергнуты тщательному "таможенному досмотру". Перед командой "Мотор!" Эльдар Александрович лично откупоривал все бутафорские водочные бутылки и нюхал с пристрастием свежую воду. Снимали тот же эпизод - играли пьяных, шумели, старались хорошим поведением скрасить перед Рязановым вчерашний проступок. "Стоп! Снято!" - прозвучал наконец под утро усталый, но, как нам показалось, довольный голос Рязанова, что дало право всей компанией подойти к нему и робко намекнуть, что материал, снятый вчера и сегодня, вряд ли смонтируется, ибо вчера был пир естественности, а сегодня потуги актерского мастерства. Эльдар сказал, что вот как раз случай проверить, с какими артистами он имеет дело, ибо иначе проще было бы взять на эти роли людей под забором. Мы виновато удалились, но в картину вошли кадры, снятые в первую ночь! Вот и верь после этого в искусство перевоплощения".
Александр Белявский: "Наверное, мало кто знает, что Эльдар Александрович хотел сделать картину "Тихие омуты" продолжением "Иронии судьбы" . Главного героя - уже повзрослевшего доктора Женю Лукашина - должен был играть Андрей Мягков, а вместе с ним появились бы и друзья - мы с Ширвиндтом (вместо Буркова, который умер несколько лет назад, Рязанов решил не брать никого). Мой герой должен был стать спортсменом, экс-чемпионом, занимающимся тренерской работой, герой Ширвиндта - банковским служащим. К сожалению, Мягков сниматься отказался, а вместе с ним и мы тоже".
3. "Служебный роман" (1977 г.)
РАССКАЗЫВАЕТ супруга Олега Басилашвили (до конца ноября Олег Валерьянович на гастролях в Америке): "Эльдар Рязанов не знал Олега, пока не увидел его игру в спектакле по Мольеру. Ему, видимо, так понравилась работа Басилашвили, что он сказал: "И почему это я вас до сих пор не снимаю?!" Олег в шутку ответил ему: "Ну так снимайте!" - и уже через какое-то время был приглашен на пробы "Служебного романа". Олег тогда очень хотел играть роль, которая досталась Андрею Мягкову. Но не потому, что ему не нравилась роль Самохвалова. Просто Олег в то время был очень занят в театре, постоянно мотался из Питера в Москву, где снимался "Служебный роман", и чувствовал себя уставшим. А Самохвалов должен был выглядеть лощеным, элегантным - он же постоянно бывал в заграничных командировках. Но, кажется, Олег справился - актерской усталости на экране не видно. Кстати, на гонорар Олега за эту картину мы наконец смогли купить красную чешскую кухонную стенку "Мария" - точно такую же, какая стояла в квартире Самохвалова. Она у нас простояла с 1977 года до последнего времени - мы ее сменили только в этом году".
4. "Гараж" (1979 г.)
ЗАМЫСЕЛ "Гаража" появился после того, как Рязанов побывал на заседании гаражно-строительного кооператива, в ходе которого нескольких самых беззащитных владельцев лишили боксов при молчаливой поддержке большинства. Режиссер вел себя на собрании не лучшим образом (своим "двойником" он сделал интеллигентного, но безвольного профессора Смирновского), и фильм - его попытка загладить свою личную вину.
5. "Вокзал для двоих" (1982 г.)
ФИЛЬМ снимали в колонии для несовершеннолетних преступников. Басилашвили сначала изображал "своего", но заключенные его быстро раскусили, а постепенно даже стали уважать: "Я дослужился до "деда", ко мне приходили за советом!" - рассказывал потом актер.
"Вжилась" в свою роль и актриса Людмила Гурченко - после съемок заключительного эпизода фильма "Вокзал для двоих", в котором главные герои бегут по заснеженной трассе, чтобы успеть на перекличку в колонию, у нее были вдрызг разбиты колени.
Сам фильм был снят на основе реальной истории. Поэт Ярослав Смеляков в 1953 г. отбывал наказание в лагере и навестил своих друзей, будущих кинодраматургов Валерия Фрида и Юлия Дунского, живших на поселении. После дружеского застолья они проспали подъем, и Фрид с Дунским тащили на себе ослабевшего Смелякова, чтобы тот не опоздал на утреннюю поверку, неявка на которую могла привести к увеличению срока. Не придумана и история главного героя "Вокзала для двоих" - пианиста, взявшего на себя вину жены, которая сбила человека: в свое время так поступил известный композитор Микаэл Таривердиев.
6. "Жестокий романс" (1984 г.)
Андрей Мягков: "Во время съемок "Жестокого романса" я чуть не погиб. Это случилось во время сцены, когда Карандышев в лодке пытается догнать пароход "Ласточка", на котором Паратов увозил Ларису. Пароход был XIX века, очень красивый. Его за большие деньги специально доставили в Кострому, где проходили съемки. Меня попросили подгрести к пароходу как можно ближе, чтобы камера могла показать его во всей красе. Я старательно греб, сидел спиной к пароходу и не заметил, как лодка вплотную подошла к лопастям судна. По величине лопасти были не меньше двухэтажного дома. Мне повезло, что лодка была дореволюционная, из дуба, а не современная, из досочек. Когда по носу ударило одной из лопастей, лодка не разбилась на щепки, а встала вертикально. Я, естественно, ушел под воду. В это время капитан сумел остановить пароход и дал задний ход. Группа, затаив дыхание, стояла на берегу. Все боялись, что меня засосало. Но я всплыл. Правда, не сразу понял, почему я жив. Находясь под водой, я уже успел подумать, что смерть достаточно нелепая. И как обидно, что обвинят группу, в частности Рязанова. Успел сознанием перекинуться в Москву, к жене, представить, как меня будут хоронить. В общем, уже смирился с тем, что утону. Паники не было, было состояние полного покоя...
Кстати, перед съемками этой сцены я был в Ипатьевском монастыре. Помню, очень долго стоял перед иконостасом. Настолько долго, что прибежали со съемочной площадки: "Скорее, скорее, Андрей Васильевич, мы вас ждем". И я прямо бегом помчался к съемочной группе. Думаю, спастись тогда мне помог Бог".
7. "Небеса обетованные" (1991 г.)
Александр Белявский: "В "Небесах обетованных" у меня небольшая роль председателя райисполкома. Помню тяжелые ночные съемки в жутком настоящем дерьме. Кругом ужасная неразбериха. Невинный должен был сказать какую-то фразу, затем я, и потом Гафт. В итоге огромный Невинный вытолкнул меня из кадра, я упал, не произнес фразы, запутал Гафта. И я увидел, что Рязанов может убить...
Там у нас еще была сцена с собакой по кличке Лаврентий Палыч. По сценарию пес должен был кого-то укусить, но добрейшая собака вообще не желала людям зла, и потому пришлось сцену лепить при помощи искусства монтажа. Точно так же, как сцену вознесения нищих. Кто ж таких знаменитых актеров будет поднимать? А вдруг что случится... Вообще, съемки были богатыми: танки, массовки, да и мусор, знаете ли, не дешев".
8. "Старые клячи" (2000 г.)
Николай Фоменко: "В "Старых клячах" есть эпизод, в котором главные героини спасаются от преследования в стареньком автомобиле -"ЗиСе". Тот "ныряет" в Москву-реку и преспокойно плывет. Так вот, открываю секрет. Для того чтобы автомобиль держался на воде, к его днищу приварили обычную лодку. Машину-амфибию в честь знаменитого режиссера назвали "Рязановец" и написали это слово на подводном руле "ЗиСа"! От всей души поздравляю великого режиссера Эльдара Рязанова с юбилеем! Крепкого ему здоровья и побольше комедий!"
Смотрите также: