МАЛОИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Сводка N 8

   
   

Слышала и читала, что в конце 1940 - начале 1941 г. поступало много информации о подготовке гитлеровской Германии к нападению на Советский Союз. Неужели эта информация не доходила до военачальников?

Н. Тупикова, Москва

Отвечая читательнице, А. НОВИКОВ рассказывает об одном из малоизвестных эпизодов, предшествовавших началу Великой Отечественной войны.

ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ Ф. И. Голиков в канун Великой Отечественной войны сменил на посту начальника Разведуправления Красной Армии открыто перечившего Сталину честного и прямолинейного И. И. Проскурова.

Фамилию Проскурова, расстрелянного по приказу Берии осенью 1941 г., не найти в нынешних справочниках и энциклопедиях. Зато о Ф. И. Голикове в справочных изданиях рассказывается подробно. Но хотя даты его долгой жизни указываются с точностью до одного дня, о его работе в Разведуправлении РККА или вообще не упоминается, или говорится вскользь.

Выступая на обсуждении плана-проспекта первого тома 10- томной "Великой Отечественной войны советского народа", заместитель начальника управления Генерального штаба генерал-полковник Г. А. Михайлов отметил: "Вопреки некоторым бытующим представлениям в Центр регулярно поступала достоверная информация о подготовке фашистской Германии к нападению на Советский Союз. С большой точностью были переданы боевой состав, численность, группировка войск противника, сообщено решение Гитлера о нападении на СССР, поступала информация о первоначальных сроках нападения и о последующих изменениях в них. Исследования трофейных документов показали, что данные советской разведки о противнике были очень близки к реальным. Иными словами, информация была. Другое дело, как она использовалась".

Ф. И. Голиков, идя на доклад к Сталину, искажал показания советских разведчиков. В угоду вождю? От страха? Для своей безопасности? Для карьеры? Он подгонял данные нашей разведки под схему, переданную ему через НКВД югославским атташе в Москве Путником. (Схема была известна Сталину.) Там числилось 35-40 немецких дивизий, разбросанных вдоль наших границ и не объединенных замыслом общей идеи. Сталин писал об этих дивизиях Гитлеру и получил от него конфиденциальный ласковый ответ: что вы, что вы, нет-нет...

Молодой подполковник Василий Андреевич Новобранец, успевший окончить две академии и возглавлявший информационный отдел Разведуправления, проанализировав "схему Путника", убедился, что это чистейшей воды дезинформация.

После очередного напряженного разговора с Голиковым, опять "срезавшим" 15 дивизий, убедившись в серьезности надвигающейся на страну опасности и по совету генерал- майора Рыбалко, однокашника по Академии имени Фрунзе, В. А. Новобранец решил без ведома начальника разослать в войска сводку об истинном положении дел на границе. Вызвал начальника типографии Серебрякова, приказал отпечатать тираж и передать в экспедицию. Ф. И. Голиков ничего об этом не знал.

Шел декабрь 1940 г. Сводка N 8 была разослана всему начальствующему составу Красной Армии, до командиров корпусов включительно. Когда стали поступать сведения о принятии сводки на местах, Василий Андреевич разослал ее текст по особому списку: Сталину, Молотову, Маленкову, Берии, Ворошилову, Тимошенко, Мерецкову, Жукову - и в тот же день лично сумел доложить обстановку на границе начальнику Генштаба Мерецкову.

Мерецков и Василевский "ползали" по карте, составленной Новобранцем.

- Это война! - сказал затем Мерецков. - А времени у нас в обрез, для развертывания армии и приведения страны в боевую готовность нужен месяц. Надо немедленно будить Тимошенко, принимать решения и докладывать Сталину.

- Товарищ генерал! Такой же доклад будет через два часа у Сталина, я направил ему документ фельдъегерской связью.

- Очень хорошо! Спасибо! - Мерецков пожал руку Новобранцу.

Через некоторое время Мерецков был снят с должности начальника Генштаба, а Василевский тяжело заболел. В. А. Новобранца Голиков также сместил и отправил на "бериевский курорт" - в закрытый дом отдыха Разведуправления, превращенный в "отстойник" для "паникеров войны".

Там же находились и некоторые наши крупные разведчики, которые были отозваны и отправлены "на курорт". Например, наш разведчик в Германии, "крышей" которого было солидное авторемонтное предприятие. В. А. Новобранец и бывший "директор" автофирмы сидели в доме отдыха, отчетливо сознавая, что в очень ответственный момент не могут помочь своей Родине.

В ежемесячнике "Горизонт" (издательство "Московский рабочий", 1988, N 6, 7) опубликована документальная повесть О. Горчакова "Накануне, или Трагедия Кассандры". В основе ее подлинные архивные документы. Приведем их.

Из докладной записки Л. П. Берия И. В. Сталину:

"21 июня 1941 г. ...Я вновь настаиваю на отзыве и наказании нашего посла в Берлине Деканозова, который по-прежнему бомбардирует меня "дезой" о якобы готовящемся Гитлером нападении на СССР. Он сообщил, что это "нападение" начнется завтра...

То же радировал и генерал-майор В. И. Тупиков, военный атташе в Берлине. Этот тупой генерал утверждает, что три группы армии вермахта будут наступать на Москву, Ленинград и Киев, ссылаясь на свою берлинскую агентуру. Он нагло требует, чтобы мы снабдили этих врунов рацией... (подпольную организацию Шульца - Бойзена и Харнака. - Авт.).

Начальник разведуправления, где еще недавно действовала банда Берзина, генерал-лейтенант Ф. И. Голиков жалуется на Деканозова и на своего подполковника Новобранца, который тоже врет, будто Гитлер сосредоточил 170 дивизий против нас на нашей западной границе...

Но я и мои люди, Иосиф Виссарионович, твердо помним Ваше мудрое предначертание: в 1941 г. Гитлер на нас не нападет!.."

В старой папке, где хранятся донесения, предупреждающие о нападении фашистской Германии, в глаза бросается резолюция, написанная с нажимом вечного пера: "В последнее время многие работники поддаются на наглые провокации и сеют панику. Секретных сотрудников... за систематическую дезинформацию стереть в лагерную пыль, как пособников международных провокаторов, желающих поссорить нас с Германией..."

Подпись: "Л. Берия, 21 июня 1941 года".

Начало Великой Отечественной войны круто изменило судьбу подполковника В. А. Новобранца. Он был назначен начальником разведотдела 6-й армии Юго-Западного фронта и прошел многотрудными дорогами войны до победы.

От редакции. Автор хорошо знал В. А. Новобранца и подготовил материал на основе его "Записок разведчика". Отрывки из них будут опубликованы в журнале "Знамя" в 1989 г.

Смотрите также: