МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОТДЕЛ ЦК КПСС СОКРАЩАЕТСЯ НА ТРЕТЬ. В. Фалин: "Критически относиться к себе"

   
   

В Союзе советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами состоялась встреча с избирателями кандидата в народные депутаты СССР, заведующего Международным отделом ЦК КПСС В. М. ФАЛИНА.

ДОВЕРЕННЫЕ ЛИЦА кандидата рассказали его биографию.

Фалин Валентин Михайлович родился в 1926 г. в Ленинграде. Трудовой путь начал в 1942 г. токарем на московском заводе "Красный пролетарий". В 1950 г. окончил Московский государственный институт международных отношений. Работал в аппарате ЦК КПСС, МИД СССР. В 1970-1978 гг. - Чрезвычайный и Полномочный Посол СССР в ФРГ. В последние годы работал политическим обозревателем газеты "Известия" и председателем правления Агентства печати "Новости". С октября 1988 г. -заведующий Международным отделом ЦК КПСС. В. М. Фалин имеет ученую степень доктора исторических наук, является кандидатом в члены ЦК КПСС, членом Комиссии ЦК КПСС по вопросам международной политики.

В своем выступлении кандидат в депутаты подчеркнул: "Мы живем в период нравственного очищения, когда особенно ценится гласность, возможность сказать не то, что от тебя хотят услышать, а то, что есть на самом деле. Каждый из нас приглашен внести свою лепту в общие усилия партии, всего нашего общества, которые должны вернуть доброе имя социализму, наполнить нас самих и наших друзей убежденностью в истинности социалистического выбора".

В. М. Фалин изложил свою точку зрения на деятельность народных депутатов, рассказал о международном положении СССР, а затем ответил на вопросы присутствовавших.

- Сейчас, когда в аппарате ЦК КПСС происходят глубокие изменения, какова ваша концепция деятельности Международного отдела?

- Аппарат ЦК КПСС реорганизуется в соответствии с решением XIX партконференции. Если раньше партаппарат зачастую претендовал на то, чтобы быть в одном лице политическим руководителем, законодателем и исполнителем, то сегодня его работа определяется возложенной на партию функцией быть политическим лидером общества. Законодательством должны заниматься законодательные органы, исполнительную власть осуществлять - правительство и исполкомы. Никакое смешение компетенции в будущем недопустимо. Следовательно, со стороны Международного отдела не может быть попыток вмешиваться в оперативную деятельность любого государственного учреждения, включая МИД СССР, или общественной организации. Кстати, в прошлом к добру это не приводило.

Международный отдел ЦК не может я не будет вести дел: касающихся служебных (не говоря уже о частных) поездок за рубеж. Это забота исполнительной власти и того конкретного учреждения, которое собирается командировать за границу своего сотрудника.

Что же составит смысл деятельности Международного отдела? Прежде всего изучение на основе всей совокупности данных процессов и тенденций в мировых событиях, системный анализ ситуации в отдельных странах и регионах, партиях, организациях, общественных движениях. Плюс поддержание связей как с братскими коммунистическими партиями, так и с социалистическими, социал- демократическими, либеральными и другими партиями, которые проявляют интерес к сотрудничеству с КПСС.

Могу добавить только, что численность Международного отдела ЦК КПСС, который сформирован на базе трех ныне упраздненных отделов ЦК - собственно Международного отдела. Отдела по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран и Отдела по работе с загранкадрами и выездам за границу, сокращена на треть.

- Учитывая внешнеполитические просчеты в прошлом, связанные с непродуманным единоличным принятием решений, имевших подчас колоссальное значение для судеб миллионов советских людей, как, по-вашему, будет осуществляться демократизация процесса принятия внешнеполитических решений в будущем?

- Вы задали вопрос, на который внешнеполитические службы всего мира не нашли удовлетворительного ответа и неизвестно, когда найдут. Основные вопросы внешней политики в США, к примеру, решаются не на заседаниях конгресса, хотя порой и в контакте с некоторыми его членами. В нынешнем Верховном Совете СССР тоже существуют комиссии по иностранным делам, даже в обеих его палатах, но это еще не гарантия того, что в производстве реального продукта, называемого внешнеполитическим решением, задействованы демократические процедуры.

В прошлом часто случалось, что решения по важным аспектам нашей внешней политики принимались келейно или даже единолично, без сколько-нибудь основательной подготовки.

Сегодня вынесению внешнеполитических решений предшествует экспертная проработка. В ней участвуют научные силы. Практикуется независимый анализ одного и того же вопроса различными организациями и ведомствами, готовятся альтернативные варианты.

Короче, создаются предохранительные устройства, чтобы свести к минимуму ошибку и позволить выбрать оптимальное решение.

В новом советском парламенте предполагается создать постоянно функционирующий комитет по внешней политике. Имеется в виду, кроме того, иметь комиссию или комитет по военным вопросам, где на обсуждение должны выноситься военный бюджет, программы военного строительства и т. п. В этом органе могут рассматриваться вопросы, связанные с сотрудничеством в военной области с другими странами, принятием СССР обязательств по оказанию военной помощи.

В практику вошло проведение на регулярной основе встреч Генерального секретаря ЦК КПСС с товарищами, профессионально занимающимися вопросами внешней политики. Каждый участник таких встреч приглашен открыто высказать свою точку зрения или сомнения по любому вопросу. Обмен мнениями, подобные встречи, как свидетельствует опыт, безусловно, положительно воздействуют на процесс формирования советской внешней политики.

- Каким вы видите готовящийся ныне Закон о печати, в части, касающейся международной журналистики?

- Мне хотелось бы видеть такой Закон о печати, который помогал бы работникам средств информации освещать события внешней и внутренней жизни с максимальной достоверностью. А для этого надо открыть работникам прессы максимальный доступ к фактам о прошлом и настоящем, намерениям на будущее. Я хотел бы найти в законе гарантии тому, что смелость журналиста, его честность и инициатива не будут более наказуемы. Те, кто рискует сказать новое слово в журналистике, пусть даже задевающее кого-то на высоком посту, должны быть защищены от преследований (часто успешных). Хотя, честно говоря, сделать это будет нелегко.

В части непосредственно международной журналистики, на мой взгляд, необходимо дать право и даже вменить в обязанность авторам, работающим в этой области, высказывать свою точку зрения не в форме комментария, загодя одобряющего и восхваляющего как образец мудрости все, что делается нашими внешнеполитическими органами, и только так. Но, беря на вооружение факты, уважительно и вместе с тем достаточно твердо формулировать свое отношение к происходящему, собственную позицию. Журналист-международник может и должен высказывать свое мнение, в чем-то выходящее за принятые представления, прогнозировать события и ломать сложившиеся в международных отношениях стереотипы.

Думаю, журналисту-международнику стоит научиться "цветному" видению того, с чем он сталкивается за пределами наших границ, необязательно беспричинно ругать тех, кого по традиции у нас принято ругать, и хвалить без удержу того, кого заведено хвалить. Пришло время писать правду также о своих друзьях, а не расточать ненужные им безудержные похвалы. Настоящим друзьям комплименты не подарок. Да и сами мы должны научиться спокойно и правильно воспринимать критику в собственный адрес.

- Какие новые требования предъявляются теперь, с вашей точки зрения, к депутатам высшего органа народной власти?

- Я думаю, первое и главное требование - это критическое отношение депутата к самому себе. Независимо от его служебного положения и места в обществе. Поддерживая или выступая против того или иного законопроекта, депутат должен не озираться по сторонам и смотреть, как голосуют вокруг, а строго держаться своих убеждений, не искать компромисса с совестью, подстраиваясь под мнение большинства.

С другой стороны, ему нельзя поддаваться соблазну использовать депутатский мандат для реализации собственных амбиций и приобретения личной популярности, голосуя вопреки здравому смыслу, чтобы искусственно создать себе ореол мученика.

У депутата, полагаю, есть еще обязанность - быть внутренне готовым в любое время предоставить свой депутатский мандат в распоряжение избирателей, если, по их мнению или по собственному внутреннему убеждению, он не в состоянии далее выполнять свои обязанности. В нашей новой политической системе депутатское кресло - не синекура, закрепленная за его обладателем на ряд лет вперед. Нет, это в первую очередь большая ответственность перед избирателями за их доверие, которое надо постоянно оправдывать.

Записал М. ДМИТРИЕВ.

Смотрите также: