СКОЛЬКО, в самом деле, мы должны загранице? Ответ на этот отнюдь не праздный вопрос интересует многих ученых, занятых изучением путей перестройки нашего хозяйственного механизма. Или, выражаясь языком экономических категорий, какова внешняя задолженность СССР по состоянию, скажем, на 1 мая 1989 г.? Какова структура задолженности по срокам, сколько мы должны выплатить в 1989 г. процентов и платежей в погашение основной суммы долга? Какова наша задолженность в конвертируемой валюте? И наконец, кому же мы должны, да и уж если на то пошло, кто же нам должен?
Не пытайтесь найти эту информацию в издаваемых у нас статистических сборниках - ее там нет. Например, "Статистический ежегодник стран - членов СЭВ" снабдит вас сведениями об экспорте нафталина и клееной фанеры, импорте сигарет и кожевенного сырья с разбивкой на мелкое и крупное, но не поможет ответить на вопрос, как сказываются наши внешнеторговые операции на состоянии наших расчетов с заграницей.
Но, может быть, мы просто не знаем этих сборников, которые затерялись небольшими тиражами на книжных полках специализированных магазинов? Увы, их нет. Министерство финансов по-прежнему считает, что "такие данные пока не принято афишировать", попутно советуя не доверять на этот счет западным источникам информации.
Одним из таких "не заслуживающих доверия" источников является ежегодный обзор, подготавливаемый аппаратом "Америкэн экспресс бэнк". Автору этих строк довелось в 1988 г. беседовать в помещении экономического отдела банка в Лондоне на Бэкингем Пэлис Роуд, 60, с редактором этих обзоров Ингрид Иверсен. В ходе содержательной беседы о проблемах международного банковского кредита пришлось воочию убедиться в противоестественности ситуации, когда анализ валютно-кредитных отношений нашей страны приходится базировать на западных источниках информации. Фраза "по оценкам вашего банка, мы должны..." вызывала понимающую улыбку у собеседницы, но едва ли служила иллюстрацией к предшествующему разговору о гласности в нашей стране.
В нашей печати оживленно обсуждается проблема внешней задолженности развивающихся стран. Нам доступна информация о внешнем долге Бразилии и Мексики, не является секретом и размер внешнего федерального долга США - все это мы узнаем из официальной статистики. У нас подобная информация - за семью печатями. Не в этом ли причина того, что обсуждение проблем перестройки механизма валютно-кредитных отношений происходит в узком кругу специалистов, владеющих такой информацией?
Всему миру известно количество наших ядерных боеголовок, мы допускаем инспекции из-за границы на наши оборонные предприятия, открываем ранее закрытые архивы, высвечивая белые пятна нашей истории. Не пора ли нам в преддверии более тесных экономических связей с мировой экономикой обнародовать размеры и структуру нашей внешней задолженности и регулярно публиковать состояние платежного баланса СССР?
А. Роговицкий, Москва
Смотрите также:
- МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА. Кредиты дали. А что толку? →
- ДОЛГИ СЧЕТ ЛЮБЯТ. Кто и сколько нам должен →
- А КАК У НИХ? Банки - в руки акционеров →