А КАК У НИХ? Так назначают министров в ВНР

   
   

Сейчас, когда политическая система СССР переживает глубокую трансформацию, когда депутаты Съезда народных депутатов СССР остро ставят вопрос в соотношении законодательной, исполнительной и судебной властей, о месте правящей партии в жизни общества, интересно обратиться к опыту наших друзей из соцстран.

Журналист М. ШАКИНА рассказывает об одном из важнейших событий в жизни Венгрии - реорганизации аппарата правительства.

ПРОШЕЛ всего год после окончания третьей Всевенгерской партийной конференции, на которой был избран новый состав Политбюро Венгерской социалистической рабочей партии, а Генеральным секретаре стал Карой Грос. В мае 1988 г. страна переживала подъем, всплеск общественной активности. В обществе царили оптимизм и надежда.

Однако экономическое положение в Венгрии за прошедший год не стабилизировалось. Внешний долг растет, инфляция галопирует, с 1 января введено пособие по безработице.

Разумеется, многие понимают, что для существенных сдвигов в лучшую сторону потребуется сначала два-три года жесточайшей экономии.

Прошедший год стал, наверное, рекордным по числу общественно значимых и не совсем привычных событий. Избранное в мае 1988 г. Политбюро в полном составе подало в отставку в апреле 1989 г. В стране на политическом уровне взят курс на многопартийность.

И вот одно из последних важных событий - реорганизация правительства. Изменения в составе кабинета М. Немета нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходящих в ВСРП, от тенденций внутриполитической обстановки в стране - это звенья одной цепи.

Конец года также не обещает быть легким, затишья не ожидается: на осень намечен созыв внеочередного съезда ВСРП, а в конце года не исключено, что пройдут досрочные выборы в парламент на многопартийной основе, и тогда венгерским коммунистам чуть ли не впервые за много лет придется сражаться за голоса избирателей.

В правительстве ВНР появилось шесть новых министров, которые к тому же заняли ключевые посты - министра финансов, промышленности, сельского хозяйства, культуры и образования, иностранных дел и председателя Госплана.

Причины реорганизации объясняют следующим образом: некоторые из бывших министров несут личную ответственность за неумелое руководство подведомственными им сферами государственной жизни. Другая причина - стремление повысить уровень компетентности и профессионализма в правительстве. Как отмечают обозреватели, новые министры - крупные специалисты, признанные авторитеты в своей области. Кроме этого, у них есть опыт участия в политической жизни и, что немаловажно, все соответствуют требованиям момента, который характеризуется расширением плюрализма в стране. С приходом новой "шестерки" в правительство, как надеются руководители Венгрии, возникнет более единый, согласованный, более молодой и работоспособный Совет Министров.

Какова будет программа нового кабинета? Судя по высказываниям Председателя Совета Министров Немета и его коллег, новое правительство настроено на смелые, решительные действия - более последовательное проведение в жизнь планов ликвидации убыточных производств (несмотря на то что указ о ликвидации был принят еще несколько лет назад, на практике его избегали применять), на осуществление реформы отношений собственности, устранение различных ограничений в сфере финансов и управления производством.

Последняя реорганизация правительства интересна еще и тем, что ее процедура отличалась от принятой ранее. Инициатором перемен выступил премьер-министр М. Немет. Раньше ЦК ВСРП совместно с Советом Отечественного народного фронта (ОНФ) обращался со своими предложениями о назначении министров в президиум Госсобрания, президиум представлял это предложение на рассмотрение парламента. Затем парламент принимал решение. На этот раз Совет ОНФ отказался от своей прерогативы. "Мы думаем, что отныне ответственность за формирование правительства должен нести премьер- министр. Мы собираемся предложить, чтобы и в дальнейшем министры избирались Госсобранием по представлению главы правительства", - сказал председатель Совета ОНФ И. Хусар. Естественно, добавил он, мы ожидаем, что это будет делаться после консультации с нами, как это и произошло в данном случае.

Собирается отказаться от своего права на выдвижение министров и ВСРП. Это устремление полностью соответствует новым тенденциям в кадровой политике венгерских коммунистов. Формируется новый стиль взаимоотношений между партией и обществом. Из партии администрирующей, то есть управляющей с помощью указаний и распоряжений, ВСРП стремится стать партией "политизирующей", влияющей на жизнь страны политическими, демократическими методами. Взят курс на реальное разделение власти - об этом свидетельствуют и оживление парламентаризма, и расширение плюрализма, и формирование многопартийности.

Очевидно, скоро перемены коснутся и исполнительной власти - руководство и общественность страны склоняются к тому, что необходимо юридически закрепить полномочия премьер-министра в формировании своего кабинета. "Председатель Совета Министров работает вместе с министрами, несет политическую ответственность за их действия, поэтому должен иметь право участвовать в их выборе", - считает, например, начальник управления делами Совета Министров ВНР М. Рафт.

И еще одно новшество. В отличие от прежней практики, когда решение принималось за "закрытыми дверьми" и общественность ставили перед свершившимся фактом, на этот раз имена кандидатов на министерские посты были известны заранее. Парламентские комиссии обсудили кандидатуры, составили о них свое мнение. Принимая решение, Государственное собрание учитывало не только предложение президиума, но и позицию комиссий.

Смотрите также: