В нашей новейшей истории Министерство юстиции упразднялось и создавалось вновь. Что мошна сказать о его нынешних функциях и особенности о принадлежности Минюсту народных судов?
Об этом наш корреспондент Л. УГЛАНОВ беседует с заместителем министра юстиции СССР В. ГУБАРЕВЫМ.
НАРКОМАТ ЮСТИЦИИ в составе первого Советского правительства был образован II съездом Советов уже на второй день после Октябрьской революции. Он и его органы на местах осуществляли многообразные функции, которые в те годы сводились, например, к созданию советского суда и руководству им, надзору за законностью, к управлению исправительно-трудовыми учреждениями. Позже законодатель разграничил эти функции. В 1922 г. надзор за законностью был поручен прокуратуре, а управление местами заключения возложено на НКВД. Функции Минюста не раз менялись. Был даже период (с 1956 по 1970 г.), когда его ликвидировали. В итоге судебное управление было возложено на вышестоящие суды, которые таким образом в значительной мере отвлекались от выполнения главной своей задачи - вершить правосудие.
Но надо ли было служителям правосудия еще и контролировать соблюдение своими коллегами сроков судопроизводства, повышать роль аппарата суда в осуществлении правосудия и т. п.? Ежегодно судами рассматривается примерно 7 млн. гражданских и уголовных дел, а также административных материалов. И с нашей стороны нет никакого вмешательства в сам судебный процесс. Ведь мы не вправе не только пересмотреть, но даже ставить вопрос о пересмотре какого-либо приговора.
Иное дело своевременное рассмотрение уголовных дел, реагирование на обращения граждан в суд за разрешением конфликтных ситуаций, взаимодействие судов с другими правоохранительными органами, трудовыми коллективами, широкой общественностью, правильное распределение объема работы среди судей, судебных исполнителей, сотрудников аппарата суда, расстановка и воспитание кадров.
Не надо забывать, что Министерство юстиции руководит 3,8 тысячами государственных нотариальных контор, куда ежедневно обращаются десятки тысяч граждан и где ежегодно совершается свыше 21 миллиона нотариальных действий.
- Какова роль Минюста в формировании правового государства?
- Формирование правового государства - важнейшая и неотъемлемая составная часть происходящей в стране перестройки.
Наше министерство подготовило ряд законопроектов, призванных гарантировать правовую защищенность как общества в целом, так и каждого его члена. Сошлюсь, например, на пока не совсем совершенный и подвергшийся критике Закон СССР "О порядке обжалования в суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права граждан". В большей или меньшей мере он наделил судей определенными полномочиями в борьбе с бюрократизмом. Уже в 1988 г. судами рассмотрено 2869 жалоб на действия должностных лиц. Из них 1093 (38,1%) оказались обоснованными. Есть и другие примеры.
- Власть в стране должна разделяться на законодательную, судебную и исполнительную. Реально же в эту триаду включена еще и так называемая аппаратная власть - партийных комитетов и исполкомов Советов народных депутатов. Как такое положение сказывается на независимости судей?
- Вы бы, наверно, очень удивились, примись я отрицать наличие так называемого "телефонного права" или фактов прямого давления на судей.
Например, "утонченное" давление на районный суд в Куйбышеве оказали работники райисполкома. Незаконное вмешательство в судебную деятельность испытывают и народные судьи Алтайского края. Такие факты связаны с неподходящими условиями работы судов, быта судей. А поскольку и нежилыми, и жилыми помещениями распоряжаются местные Советы, то они не прочь продемонстрировать свою власть, чтобы "нажать" на правосудие при рассмотрении конкретных дел.
Порой на независимость судей влияют субъективные решения при подборе и выдвижении кандидатур на эти должности. Можно такое терпеть? Разумеется, нет! Вот почему внесенные в статью 152 Конституции СССР поправки изменили порядок выборов и сроки полномочий судей. В проекте Закона "О статусе судей в СССР" предусматриваются квалификационные коллегии судей, которые, наряду с решением других вопросов, будут участвовать в подборе кадров или освобождении судей от занимаемой должности.
- Ст. 152 Основного Закона СССР гласит о том, что судья и народные заседатели: ответственны перед избравшими их органами или избирателями. Как это согласуется с административной властью органов юстиции, а стало быть, и правительства СССР над судами?
- Взаимоотношения органов юстиции и тем более правительства СССР с народными судами нельзя смешивать с ответственностью судей перёд избирателями. При осуществлении правосудия действует только одна власть - власть закона. Да и дисциплинарную ответственность судьи несут в особом порядке. За упущения в работе взыскание на них может быть наложено не должностным лицом, а только квалифицированной коллегией судей. Так же и при отстранении судьи от работы.
- В какой форме осуществляется подотчетность судов органам юстиции?
- Суды подотчетны органам юстиции по вопросам исполнения приговоров и решений. Судебные исполнители назначаются на должность и освобождаются от нее непосредственно органами юстиции. В установленном порядке суды обязаны представлять им статистическую информацию, благодаря которой мы знаем о состоянии правопорядка в стране.
- Можно ли выразить в денежном исчислении потребность судов в оргтехнике и другом?
- Нормальных условий работы лишена треть судов, точнее, 1605. Расчетная сумма на строительство новых зданий составляет примерно 500 миллионов рублей. Определить затраты более точно не представляется возможным, поскольку они зависят от многих факторов, скажем, от благоустройства территорий и т. д. А чтобы оснастить суды оргтехническими средствами, включая ЭВМ, необходимо около 300 млн. руб.
- Участвуют ли судьи в разработках проектов Закона "О статусе судей в СССР"?
- При подготовке проектов Закона "О статусе судей в СССР" и "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР" тщательно изучены поступившие в Министерство юстиции СССР предложения не только судей, но и тех, кто трудится в аппаратах судов. Они рассматривались и широко обсуждались рабочей группой по подготовке законопроектов, постоянно взаимодействовавшей с практическими работниками судов, прокуратуры, адвокатуры.
- 22 июня начинает свою работу первый учредительный съезд Союза юристов СССР. Каковы его цели, задачи и ближайшие планы?
- Это объединение усилий юристов страны для содействия процессу формирования и совершенствования советского правового государства, охрана интересов общества, прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
Проект Устава Союза юристов СССР определяет следующие его задачи: создание условий для активной профессиональной и общественной деятельности своих членов, в условиях демократии и гласности; воспитание юристов в духе неукоснительного соблюдения положений законов и норм профессиональной этики; забота о повышении престижа юридических профессий, а также укрепление правовой основы деятельности юристов. В проекте Устава содержатся и другие положения, определяющие функции и задачи Союза.
Смотрите также:
- НАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ. Не только выявлять, но и исправлять →
- ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН. Сохраняя народное достояние →
- Роль прокурора возрастает →