АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. Выезд будет свободным?

   
   

После публикации материала "Выезд" ("АиФ", 1989, N 12) в редакцию поступили многочисленные письма читателей, в которых содержится просьба вернуться к обсуждению этой темы. О том, как в Советском Союзе сегодня реализуются положения Венских соглашений, связанные с упрощением процедур выезда и въезда, нашему корреспонденту рассказывает начальник управления МИД СССР по международному гуманитарному сотрудничеству и правам человека Ю. РЕШЕТОВ.

- В начале марта с. г. МИД при участии других заинтересованных организаций подготовил проект нового законодательства СССР о въезде и выезде. Однако до сих пор он так и не принят. Чем это вызвано?

- Задержка с принятием законодательного акта о въезде и выезде связана с тем, что теперь, после первого Съезда народных депутатов, это входит в компетенцию Верховного Совета. Конечно, ему придется решать множество сложных проблем, но первостепенное значение при этом, на мой взгляд, имеет скорейшее принятие именно Закона о въезде и выезде. Этим мы не только продемонстрируем собственному народу практическую реализацию идей перестройки, но и повысим международный престиж СССР. В частности, в США сейчас обсуждается возможность отмены дискриминационных мер в области торговли с нашей страной именно в связи с осуществляемым изменением советского иммиграционного законодательства.

Хочу обратиться к депутатам Верховного Совета, чтобы они не только в ближайшее время занялись обсуждением этого законопроекта, но и учли мнение экспертов и специалистов в этой области, участвовавших в его разработке.

- Помимо нового Закона о въезде и выезде из СССР сейчас готовится законопроект о свободе совести. Одним из основных его положений является введение альтернативной гражданской обязанности вместо прохождения военной службы...

- Подобная служба должна быть предусмотрена, по моему мнению, для людей, которые по своим религиозным убеждениям не могут нести воинскую повинность. Еще 14 декабря 1920 г. В. И. Ленин подписал такой декрет, который просуществовал до начала 40-х годов. Тогда создавалась специальная экспертная комиссия, которая, убедившись в невозможности для верующего по религиозным соображениям служить в армии, отправляла его отбывать альтернативную повинность, например, в качестве санитара в госпиталях с инфекционными больными. Кстати, альтернативная гражданская обязанность существует почти во всех западных странах, а также в Венгрии. ГДР и Польше, и срок ее превышает военную службу.

- Какие конкретные изменения предусматриваются в новом законодательстве о въезде и выезде?

- Прежде всего предусматривается отмена сбора в 500 руб. с советских граждан, выезжающих на постоянное жительство в Израиль, а также прекращение действия указа 1967 г о лишении их при выезде в Израиль советского гражданства.

Важным пунктом нового закона будет решение вопроса о выезде за рубеж граждан СССР в случае несогласия с этим их родственников, остающихся в Советском Союзе. Как известно, в нашей стране родственники несут ответственность за поддержку других членов семьи. Однако во многих случаях подобная практика вступает в противоречие с реальной жизнью. Если родственники давно утратили между собой семейные связи и являются таковыми чисто номинально (скажем, один из разведенных супругов не дает согласия на выезд своего ребенка за границу, хотя длительное время он не принимает участия в его воспитании), то отъезжающая из СССР сторона вправе обратиться в суд. Он будет удовлетворять подобные иски в рамках алиментных обязательств, которые со всей конкретностью оговорены в нашем законодательстве.

- А когда будут отменены приглашения для выезда из СССР за границу?

- Что касается приглашения, то оно необходимо пока для выезда и на временное, и на постоянное жительство из СССР за границу. Само по себе приглашение является гарантией финансового обеспечения и поддержки человека, попадающего в чужую страну. По новому законодательству приглашение на временное пребывание советского гражданина за рубежом будет вообще не нужно. Если же речь идет о выезде за границу для постоянного проживания, то для этого гражданин СССР должен иметь приглашение от любого лица, постоянно живущего в данной зарубежной стране.

- А как согласно новому законодательству будет решаться вопрос об отмене прописки, введенной у нас в 1932 г. и которой, кстати, больше ни в одной другой стране мира нет?

- Проблема отмены прописки как метода бюрократического "прикрепления" советских граждан по месту жительства будет решаться, видимо, в контексте закона о свободе передвижения на территории СССР. При этом следует учитывать, что законодательства многих зарубежных государств предусматривают свои меры "прикрепления" людей к определенному месту жительства. Так, гражданам Швейцарии запрещается перемена места жительства без специального уведомления министерства обороны (в стране существует всеобщая воинская повинность как для мужчин, так и для женщин). У нас в стране в оправдание существования системы прописки ссылаются на экономические причины (жилье, работа). Однако решить эти проблемы, как это делается в подавляющем большинстве стран, можно без бюрократического "прикрепления" людей к месту жительства.

- Помимо "прописного" прикрепления людей к месту жительства, в СССР существует еще и искусственное "закрытие" многих районов страны не только для иностранцев, но и для своих граждан...

- За последнее время число "закрытых" районов в нашей стране было значительно сокращено. Эта работа будет продолжаться и впредь, поскольку искусственное "огораживание" части территории Советского Союза не только вызывает законное возмущение наших граждан, но и подрывает международный престиж страны. Ведь во многих государствах мира "закрытые" для посещения советскими людьми зоны созданы именно в ответ на появление подобных районов первоначально в СССР.

- В прошлом возникали случаи, когда человека, желавшего выехать за рубеж, признавали невменяемым и помещали в психиатрическую больницу.

Можно ли сейчас в подобной ситуации потребовать проведения международной экспертизы с целью установления наличия заболевания?

- Прежде всего напомню, что Советский Союз относится к тем странам мира (а их меньшинство), в которых необходимость помещения человека на принудительное лечение в психиатрическую больницу является в первую очередь правом медиков. В первые годы Советской власти существовал другой порядок, который действует сегодня в большинстве государств, когда в освидетельствовании обязательно принимал участие судья. Таким образом, решение о степени невменяемости пациента принималось на юридической основе.

В нынешних условиях проведение международной медицинской экспертизы вполне возможно. Недавно нашу страну посетила группа американских психиатров, побывавшая в больницах и осмотревшая пациентов, признанных советскими медиками невменяемыми. Считаю, что подобные меры доверия в этой области надо развивать.

- Известно, что в годы застоя многие видные представители нашей науки и культуры были вынуждены покинуть СССР и лишены советского гражданства. Как будут решаться вопросы о восстановлении их гражданских прав в нынешних условиях?

- Сейчас за рубежом постоянно проживает около 200 тыс. советских граждан. Что же касается тех людей, кто безосновательно был лишен советского гражданства, если они не занимались антисоветской деятельностью (а критика существовавших в СССР порядков таковой не считается), то в случае их обращения в наши компетентные органы с просьбой о восстановлении их в советском гражданстве, такие просьбы будут решаться в максимально короткие сроки.

Беседу вел Ю. СИГОВ

Смотрите также: