В ПРЕСС-ЦЕНТРЕ МИД СССР. Психиатрия: взгляд "изнутри" и "со стороны"

   
   

На очередном брифинге в пресс-центре МИД СССР были затронуты некоторые вопросы оказания психиатрической помощи в Советском Союзе. На брифинге выступили начальник Управления по гуманитарным связям и правам человека МИД СССР Ю. А. РЕШЕТОВ и главный психиатр Министерства здравоохранения СССР А. А. ЧУРКИН.

Ю. А. Решетов остановился на докладе, подготовленном американской стороной для конгресса США, по итогам поездки делегации американских психиатров в СССР. (Поездка проходила в феврале - марте текущего года). Авторы доклада отмечают, что в советской психиатрии происходят важные изменения: повышается защищенность прав больных; возрастает значение освобождения граждан, которым в предшествующий период предъявлялись обвинения политического характера; подчеркивается позитивная роль Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи от 5 января 1988 г. Одновременно указывается на еще недостаточно полное соответствие международным стандартам, отсутствие в Положении исчерпывающих правовых гарантий, приводятся случаи нарушения процессуальных прав пациентов.

Советские психиатры полагают, что критические замечания американской стороны в значительной мере совпадают с нашей озабоченностью относительно организации у нас принудительного лечения психически больных. Следует подчеркнуть, что у нас изменены подходы к постановке на психиатрической учет. В 1988 г. в СССР сняты с психиатрического учета 734 тыс. человек.

Со своей стороны, советские психиатры имеют ряд претензий к составителям доклада. В частности, в докладе не содержится клинического разбора тех конкретных случаев, с которыми у нас знакомились американские психиатры. Американской стороне не удалось разобраться в наших подходах, в том числе юридических, к вопросу о невменяемости.

Затем были даны ответы на вопросы.

- Можно ли утверждать, что в советских психиатрических лечебницах в настоящее время нет политических диссидентов?

РЕШЕТОВ. Лиц, которые по чьему-то умыслу с политической направленностью помещены в психиатрические лечебницы, у нас нет. Как показала работа с американскими психиатрами, проблема заключается в том, как оценивать некоторые психические состояния людей. Например, то, что у нас рассматривается как психическое заболевание, по американской методике считается психическими личностными отклонениями. Дело здесь в диагностике. И надо сказать, что в отличие от того, что заявлялось некоторыми правозащитными организациями (в том числе "Хельсинки уотч"), в большинстве случаев мнения американских и советских специалистов сошлись, хотя и были различия в постановке некоторых диагнозов.

- Сколько человек сейчас находится в советских психиатрических больницах, и сколько там находилось 4 года назад?

ЧУРКИН. В Советском Союзе имеется около 350 тыс. коек для психиатрических больных. За 4 года их число практически не увеличилось. В течение года у нас госпитализировалось около 1 млн. больных.

В то же время число случаев помещения в психиатрическую больницу (и добровольная и недобровольная госпитализация) в целом по стране за прошлый год - то есть с момента выхода Положения - сократилось примерно на 20%. Число случаев неотложной госпитализации (то есть осуществляемой вопреки желанию пациента) сократилось на 60%.

- В интервью ленинградской программе телевидения вы, тов. Чуркин, сказали, что у нас в прошлом имели место случаи использования психиатрии в политических целях. Какова ситуация сейчас?

ЧУРКИН. Это довольно сложный вопрос. Некоторые относят сюда и те случаи, когда предпринимаются попытки обследования психиатром или госпитализация граждан, которые выражают несогласие, допустим, со своим руководством на фабрике, когда возникают сугубо производственные или служебные конфликты. Так, в Карелии был госпитализирован человек в связи с тем, что он проводил неофициальную, не согласованную с официальными органами избирательную кампанию. Если такие случаи относить к политическим злоупотреблениям, то они имеют место и сейчас.

Есть случаи, когда очень послушные, ретивые врачи на местах все еще реагируют на "телефонное право", когда на них "давят", говоря, что "этот человек не очень здоровый", и "его надо обследовать". В частности, в газете "Правда" описывался такой случай, происшедший в Ульяновске.

Мы, естественно, даем таким случаям принципиальную оценку. В частности, по Ульяновску - если нас поддержит прокуратура, то против врача, скорее всего, будет возбуждено уголовное дело.

Смотрите также: