Примерное время чтения: 11 минут
124

[Есть ответы] Ваши вопросы от 12.02.1988

От одних слышал, что В. И. Ленин запретил отмечать свое 50-летие, другие утверждают, что в связи с юбилеем его чествовали в Моссовете. А как было на самом деле?

Л. Пташник, Ейск

На вопрос читателя отвечает ученый секретарь Центрального музея В. И. Ленина А. КАЗАКОВ.

5 АПРЕЛЯ 1920 г. В. И. Ленин выступил с речью при закрытии IX съезда РКП(б). После того как была исчерпана повестка дня, делегаты предложили организовать чествование Ленина в связи с приближающимся его 50- летием. Выступившему по этому поводу Е. А. Преображенскому Владимир Ильич подал реплику: "Лучше споем "Интернационал".

В "Биографической хронике" В. И. Ленина за этот день сообщается: "Ленин категорически возражает против празднования его юбилея; во время выступления делегатов с приветственными речами пишет в президиум две записки с требованием прекратить хвалебные речи в его адрес (записки не разысканы).

После выступления двух ораторов Ленин покидает зал и уходит в свой рабочий кабинет, откуда настойчиво просит президиум побыстрее закончить речи; звонит по телефону председательствующему Г. И. Петровскому, решительно настаивает на прекращении "хвалебного словесного потока".

По предложению делегатов IX съезд партии поручил ЦК издать полное собрание сочинений Ленина, как необходимое руководство для партии. По окончании чествования Владимир Ильич возвратился в зал и выступил с краткой речью по поводу списка кандидатов в члены ЦК РКП(б).

Вполне естественным было желание коммунистов, всех трудящихся выразить свои теплые чувства к Ленину в связи с его 50-летием. Например, 23 апреля 1920 г. Владимир Ильич принял представителей Туркестанского фронта, доставивших ему в подарок 20 вагонов с хлебом. Во время беседы Ленин по телефону позвонил члену коллегии Наркомпрода А. Б. Халатову и предложил половину из доставленных вагонов передать рабочим торфяных разработок, а остальные - детям Москвы, Петрограда и Иваново-Вознесенска.

Об этом факте Халатов сообщил в тот же день в телеграмме участникам вечера, организованного в честь пятидесятилетия Ленина в Москве в помещении МК РКП(б) на Большой Дмитровке, д. 15а (ныне Пушкинская ул.). На вечере выступили А. М. Горький, Л. Б. Каменев, А. В. Луначарский, М. С. Ольминский, И. В. Сталин, пролетарские поэты Кириллов и Александровский.

Председательствовавший на вечере секретарь Московского Комитета партии А. Ф. Мясников позвонил Ленину по окончании первого отделения и попросил его приехать. "Разумеется, он отказывался и говорил, что он никаких речей о себе слушать не хочет, - вспоминал Мясников, - но когда я ему заявил, что мы его приглашаем на концертное отделение, на котором будут присутствовать его любимые артисты... он тогда рассмеялся, согласился и вскоре был у здания Московского Комитета".

Ленин поблагодарил собравшихся за поздравления, а еще больше за то, что его "избавили от выслушивания юбилейных речей". В зале зааплодировали. "Я думаю, - сказал Владимир Ильич, - что, может быть, таким образом мы постепенно, не сразу, конечно, создадим более подходящий способ для юбилея, чем тот, который практиковался до сих пор и который иногда создавал повод к удивительно хорошим карикатурам. Вот одна из таких карикатур... передаю эту карикатуру на рассмотрение всех с тем, чтобы избавили нас впредь вообще от подобных юбилейных празднеств".

Владимир Ильич передал в зал карикатуру, нарисованную в 1900 году по случаю юбилея народника Н. К. Михайловского. На ней марксисты были изображены маленькими детьми, пришедшими поздравить юбиляра. (Е. Д. Стасова, приславшая эту карикатуру в подарок Ленину, писала ему, что в день юбилея Михайловского партия была еще в детском возрасте, а теперь выросла, "и это дело Ваших рук, Вашего ума и таланта".)

Свою речь на вечере Ленин посвятил текущим задачам партии, обратил внимание собравшихся на то, что нельзя обольщаться первыми блестящими успехами и победами. "...Нам, - говорил он, - предстоит громаднейшая работа и потребуется приложить труда много больше, чем требовалось до сих пор. Позвольте мне закончить пожеланием, чтобы мы никоим образом не поставили нашу партию в положение зазнавшейся партии".

Затем Ленин присутствовал на концерте.

* * *

Как происходит комплектование вооруженных сил США, каковы сроки службы в американской армии?

С. Наумов, Харьков

КОМПЛЕКТОВАНИЕ армии США рядовым и сержантским составом осуществляется на основе добровольного найма (о причинах, побуждающих американцев вступать в армию, см. "АиФ", 1987, N 11). Для вербовки создаются специальные пункты, где кандидаты проходят собеседование и заполняют анкеты. После проверки данных кандидат направляется на приемный пункт для медицинского освидетельствования и квалификационного испытания на пригодность к обучению по одной из военно-учетных специальностей.

На действительную военную службу зачисляются как американские граждане, так и проживающие в США лица иностранного происхождения. Мужчины заключают контракт сроком на 3 - 6 лет, женщины - на 2 года. Обязательным условием для принятия на службу считается наличие, как минимум, незаконченного среднего образования для мужчин и среднего - для женщин.

После принятия военной присяги подписывается контракт и происходит распределение по учебным центрам родов войск. Курс подготовки делится на начальную военную и по военно- учетной специальности. В течение примерно трех с половиной месяцев новобранцы осваивают общие вопросы военного дела, изучают конкретные образцы военной техники, приобретают практические навыки работы с ней. После завершения курса обучения они направляются в части для дальнейшего прохождения службы. В сухопутных войсках, например, служба проходит вначале в США (примерно 1,5 года), а затем на заморских территориях и базах. Контракты могут перезаключаться, и среди военнослужащих ВС США нередко встречаются такие, чей срок службы в 2 - 3 раза больше предусмотренного первоначально.

Увольнение из вооруженных сил рядовых и сержантов производится по возрасту, выслуге лет, за дисциплинарные проступки и преступления, по политической неблагонадежности, семейным обстоятельствам и другим причинам.

Военнослужащим США запрещено принимать участие в деятельности политических организаций, объединяться в военные союзы, заниматься частной предпринимательской деятельностью. Избирательных прав военнослужащие не лишаются. Они имеют право заниматься литературной деятельностью, публиковать свои работы в различных периодических изданиях. Материалы на военные темы подлежат обязательному контролю соответствующих органов общественной информации вооруженных сил.

В. АЛЕКСЕЕВ

* * *

Закон и психическое здоровье

В "АиФ" N 3 за 1987 г. опубликована информация об утверждении Президиумом Верховного Совета СССР Положения об условиях и порядке оказания психиатрической помощи. Учитывая большой читательский интерес к этому вопросу, мы попросили прокомментировать Положение главного психиатра Министерства здравоохранения СССР А. ЧУРКИНА и заместителя начальника отдела Министерства юстиции СССР В. СМОРОДИНСКОГО.

- Чем вызвана необходимость введения особого закона о такой категории больных?

А. ЧУРКИН. В первую очередь нужно помнить, что социальные права психически больных в нашей стране охраняются с первых лет Советской власти. Однако многочисленные ведомственные инструкции и положения, регулировавшие правовые аспекты психиатрии, при их малой доступности и общей правовой неграмотности населения, не могли служить эффективно. Поэтому необходимо было обобщить в одном документе основные правовые положения психиатрической помощи, изложить их юридически грамотным языком и придать им силу закона, обязательного не только для больных и медиков, а и для всех членов нашего общества.

- Чем отличается новый закон от инструкций, существовавших до сего времени?

А. ЧУРКИН. Кроме разрозненности, была в инструкциях определенная некорректность, по которой врачи могли "сужать" или "расширять" их толкование. Грамотный и добросовестный врач, конечно, никогда даже на их основе не наносил вреда больному, а тем более здоровому. Но ведь уровень квалификации и моральные качества врачей неодинаковы, так что эти позиции потребовалось оговорить более жестко и подробно.

Это касается более всего двух главных "скользких" моментов в повседневной врачебной практике. Во-первых, ситуации так называемой неотложной госпитализации (которую в некомпетентном толковании путают с принудительным лечением, когда госпитализация происходит по решению суда в случае совершения больным противоправных действий).

В новом Положении четко оговорено, что неотложной госпитализации в психиатрический стационар подлежат только те больные, которые по своему психическому состоянию представляют непосредственную опасность для себя или окружающих. Не нужно забывать, что нередко больные, например, с депрессией, задумавшие самоубийство, или с бредом и агрессией, направленными на конкретного человека, могут стараться создать у окружающих и врачей впечатление о нормальном своем поведении, и это ситуация, когда лучше перестраховаться и обеспечить постоянное наблюдение квалифицированного персонала.

Дежурный врач стационара, в свою очередь, не станет с прежней "легкостью" решать, что человека нужно оставить в больнице: установлено правило об обязательном комиссионном освидетельствовании в первые же сутки каждого вновь поступившего больного для решения вопроса о целесообразности (с медицинских позиций) его пребывания в стационаре.

Другая бытующая в практике "перестраховка" - в отношении находящихся годами на учете в диспансере больных со стойкой ремиссией, с полной социальной адаптацией - будет ликвидирована. Так же, как неоправданные с точки зрения современной психиатрической науки и практики социальные ограничения для таких больных - вплоть до расширения прав на вождение автотранспорта, возможности выезжать в заграничные командировки, заниматься определенными видами трудовой деятельности.

- А как обеспечит новый закон здоровье здорового?

А. ЧУРКИН. Во всех случаях, когда есть только подозрение о наличии психического заболевания, врач-психиатр не будет иметь права даже обследовать человека без его согласия. На этот же счет предусмотрено и восстановление в республиканских уголовных кодексах ликвидированной в начале пятидесятых годов (как неупотреблявшейся в судебной практике) статьи об уголовной ответственности врачей за помещение заведомо здорового человека в психиатрическую лечебницу. При любом несогласии пациента или его родственников с заключением врача или комиссии решение их может быть опротестовано либо в вышестоящие органы здравоохранения, для чего вводится институт штатных главных психиатров союзных республик, краев, областей и т. п. (кроме Минздрава СССР и г. Москвы, пока эта должность всюду внештатная), либо непосредственно в суд.

Так будет обеспечено не просто удобство обращения населения к должностным лицам, а и жесткий контроль над действиями всех врачей-психиатров. Например, за такой процедурой, как взятие на диспансерное наблюдение или снятие с учета: это решение будет принимать не один врач, как сейчас, а непременно комиссия из трех врачей.

Так же будет определен порядок решений о необходимости продолжения лечения в стационаре: каждые полгода комиссия будет обследовать каждого больного, а не только находящегося на принудительном лечении, как было ранее. Можно быть уверенным, что таким образом будет закрыта дорога не только прямым злоупотреблениям, но и любой халатности, недобросовестному отношению и к больному, и к здоровому человеку.

В. СМОРОДИНСКИЙ. В настоящее время оказание психиатрической помощи населению регулируется ведомственными инструкциями, утвержденными Минздравом СССР. Сейчас правовая регламентация этих вопросов поднята на качественно новый уровень - Указа Президиума Верховного Совета СССР.

Возможность обжаловать действия врачей-психиатров в суд является новой для нашего законодательства и, бесспорно, послужит серьезным препятствием для возможных злоупотреблений.

Принудительное лечение в психиатрической больнице человека, совершившего общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным законом (убийство, изнасилование, хищение и т. п.), осуществляется по основаниям и в порядке, установленном уголовным и уголовно - процессуальным законодательством. По такому делу обязательно проводится предварительное следствие с участием защитника. В судебном разбирательстве помимо защитника обязательно участие прокурора. При наличии законных оснований суд выносит определение о применении к совершившему общественно опасное деяние принудительной меры медицинского характера в виде помещения его в соответствующие психиатрические больницы (с обычным, усиленным или строгим наблюдением), находящиеся теперь в ведении Минздрава СССР.

Строгое соблюдение прав и интересов граждан должно обеспечиваться осуществлением постоянного прокурорского надзора за законностью действий врачей-психиатров.

Важно подчеркнуть также, что в Уголовный кодекс РСФСР вводится новая статья - 126"sup"2"/sup", предусматривающая уголовную ответственность за помещение в психиатрическую больницу заведомо психически здорового человека. Это преступление наказывается лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от одного года до трех лет или без такового.

Хочу обратить внимание на еще одно важное дополнение. Контроль за соблюдением законодательства, а также оказание социальной помощи психическим больным возложены Положением на исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов, которые обязаны проявлять заботу о таких больных, защищать их права. Исполкомы обязаны обеспечивать работой способных к труду больных на предприятиях и в организациях по месту их жительства. При необходимости исполкомы могут организовывать специальные производства с облегченными условиями труда для лиц, имеющих ограниченную трудоспособность, назначать психически больным опекунов (законных представителей), способствовать улучшению жилищных условий таких лиц и принимать другие меры, связанные с включением больных в нормальную общественную жизнь.

Подготовили С. СТАРОСЕЛЬСКАЯ, А. УГЛАНОВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно