МОЕМУ сыну, Шевченко Евгению, 1983 г. р., поставлен диагноз по поводу болезни позвоночника. Однако военно-врачебная комиссия Алтайского крайвоенкомата признает его годным к службе в армии с незначительными отклонениями. Категория призыва - Б4. Я и доктора гражданские не согласны с решением военно-врачебной комиссии. Сын не может проходить службу в армии по состоянию здоровья. Конфликтная ситуация длится два года. Было судебное разбирательство. Не могу добиться направления сына на окружную военно-врачебную комиссию. Подскажите, пожалуйста, что делать?
В. Н. Ш Е В Ч Е Н К О, с. Павловск, Алтайский край
МЫ ПОПРОСИЛИ адвоката Любовь Васильевну САМОЙЛОВУ прокомментировать письмо читателя:
- ДЕЛО семьи Шевченко требует конкретики, они не прислали документы о своих двухгодичных судах. Что тут можно комментировать? Учитывая, что для юридической консультации объем информации весьма минимален, предлагаю свои раздумья по поводу защиты прав призывников.
Все в суд!
ВЕРОЯТНО, семья Шевченко пыталась в суде применить судебный порядок рассмотрения дел, возникающих из публично-правовых отношений. Он возлагает на призывную комиссию обязанность доказывать, почему юношу признали годным к службе в армии. Но суды при таком порядке ведения дел подыгрывают местным должностным лицам, не выносят решения против них. Лучше занять наступательную позицию. Действующим гражданско-процессуальным законодательством гражданину РФ предоставляется возможность затеять не один, а сразу несколько гражданских процессов, чтобы установить истину и защитить свои права. Поэтому исков может быть несколько и разноплановых. Иск к призывной комиссии о нарушении прав призывника как пациента, лишенного комиссией полноценного диагностического обследования с применением самой современной техники, можно совместить с привлечением к суду в качестве соответчика управления здравоохранения региона, не обеспечивающего пациентам качественную диагностику. В суде необходимо требовать проведения экспертизы по проверке качества диагностики и лечения призывника. В качестве заинтересованных лиц привлечь лечебные учреждения, где работают врачи, ставившие диагноз и назначавшие лечение. В случае противоречий в диагнозах суд истребует все нормативы диагностики и лечения данного заболевания, вынесет решение обследовать юношу в специализированных федеральных центрах. И бесплатно - за счет средств страховой медицины (ФОМС). Надо только получить направление по квоте региона в областные диагностические центры или федеральные клиники. Иск можно назвать иском о причинении морального вреда и вреда здоровью пациента некачественной диагностикой врачей органов-ответчиков. Доказательствами являются любые документы, заключения специалистов, получаемые в суде либо по запросам суда в соответствии со ст. 57 ГПК РФ.
Зачем армии больные
ВОПРОС годности призывника к военной службе решается призывной военно-врачебной комиссией на основании его непосредственного обследования врачами, медицинских документов о перенесенных болезнях исходя из неких правил и критериев отбора в армию, которые заложены в соответствующих приказах и инструкциях Минобороны и Минздрава и непрерывно изменяются. Правила отбора призывников данного призыва необходимо получить в военкомате и хорошо изучить. Возможно, в их текстах уже имеется ответ на вопрос годности молодого человека к службе, который не заметила призывная комиссия. Например, ранее много призывников освобождалось от службы в армии по зрению. При близорукости минус 8 призывник "отбраковывался". Чтобы увеличить пропускную способность военкоматов, правила годности по зрению теперь стали допускать к службе в армии лиц, имеющих очки с диоптриями до -8,5. Это очень удивительно. Полагаю, полуслепым людям обязательно надо идти судиться с призывной комиссией, добиваться в суде перекомиссии независимых врачей. И при этом обжаловать нормативный акт Минобороны либо иного госоргана, разрешившего брать в армию незрячих. Можно себе представить, что увидит в прицел автомата полуслепой человек, который должен служить в очках и следить, чтобы во время боя они не разбились. И в охране дач генералитета Генштаба полуслепые бойцы также нежелательны, чтобы не было убыли и генералов.
Многих солдат, призывающихся в армию с дефектами здоровья, отправляют домой уже армейские врачи сразу после прибытия в часть при явной их непригодности к военной службе. Да и командир, получающий жалобы от родителей солдата о его болезни, не возьмет на себя лишнюю ответственность за то, что может случиться с больным человеком. Статистика такой "отбраковки" довольно высока, хотя и замалчивается. Призывные комиссии спешат отчитаться перед Верховным главнокомандующим, что план по набору выполнен и хоть инвалидами, но армия укомплектована. А там хоть трава не расти. Плюс взяточничество. Дело в том, что не наказывают никого из военно-призывных комиссий за поставку в армию больных людей. В ситуациях очевидных злоупотреблений призывных комиссий, вымогательства взятки необходимо обращаться в прокуратуру. Сегодня при массовом нежелании вообще молодых людей служить распространены и симуляции, распознавать которые у призывной комиссии нет времени. В случае сомнений в диагнозе врачи пишут "годен".
Болезнь одна, названия разные
ДВА года семья Шевченко в суде доказывает, что их сын страдает болезнью позвоночника, которая препятствует службе в армии. Но они не почитали, видимо, правила определения годности сына к службе исходя из правильной медицинской диагностики. В медицине одно и то же заболевание может называться по-разному. И если диагноз поставлен лечащим врачом в рамках одной терминологии, а в приказе о болезнях, по которым отбраковывается призывник, нет такого названия, то следует разобраться в этом. Возможно, под разными названиями скрывается одно и то же заболевание. В суде можно при подаче иска к призывной комиссии о причинении морального вреда незаконным призывом в армию человека, не могущего по состоянию здоровья выполнять необходимый для военнослужащего комплекс физических и психических нагрузок, находиться на казарменном положении без надлежащего врачебного наблюдения и ухода, назначить комиссионную судебно-медицинскую экспертизу по вопросу правильности медицинской терминологии в диагнозе основной болезни и сопутствующих. Суд сам может с помощью исследования нормативной базы и консультаций специалистов установить соответствие фактического заболевания медицинским терминам приказов и инструкций Минобороны. Проще говоря, если болезнь раньше называлась не так, как сейчас, надо всего лишь изменить ее название, привести в соответствие с современными понятиями медицины и врачей призывной комиссии.
Если человек действительно болен, советую добиваться в суде не только отсрочки или освобождения от службы в армии, отдельных армейских подразделениях, но и использовать данную ситуацию в интересах молодого человека: дешево и, что называется, сердито обследоваться у хороших диагностов и выбрать способ современного эффективного лечения. По крайней мере, хотя бы польза будет от судебного процесса для его здоровья. А если парень не симулянт, это подтвердится при любом обследовании. Не исключено, что и гражданские врачи могут ошибаться в диагнозе, внушать юноше, что он неизлечимо болен и не может двигаться. Всегда полезно лишний раз перепроверить независимой консультацией в федеральном центре или соседней области мнения своих врачей, которым дарят подношения, и они рады найти любую болезнь, чтобы продлить контакт с хлебосольными родственниками пациента. Возможно, что служба в войсках категории призыва Б4, наоборот, улучшит физическую форму юноши, страдающего незначительными отклонениями здоровья.
В общем, жалобы и иски - это орудие восстановления своих прав. А конкретно - надо действовать и решать, какие правовые средства защиты выбрать, с юристом, имеющим опыт ведения таких дел. Главное, что форма подачи исков, круг участников Гражданским процессуальным кодексом не ограничены. Один иск отклонит судья, возможно, идя на поводу у местной призывной комиссии, а вы подавайте следующий, заходите с другой стороны вопроса. Пока не победит та или другая сторона, можно судиться за свою правоту весьма долго, и в течение судебных процессов призывник будет находиться дома. На практике при достаточной квалификации адвокатов, ведущих дело, и наличии обоснованных заключений специалистов о болезни призывные комиссии теряют интерес к данному призывнику и переключаются на менее активных граждан.