Как скоро новая телекомпания "НИКА ТВ", независимая от Гостелерадио СССР, сможет занять свое место среди советских средств массовой информации? С этим вопросом мы обратились к президенту "НИКА ТВ" кандидату исторических наук Н. ЛУЦЕНКО.
- Я ПРОТИВ ТЕРМИНА "альтернативное" телевидение и предпочитаю ему понятие "общественное", которое более точно раскрывает смысл и задачи "НИКА ТВ". Для системы государственного телевидения мы не столько конкуренты, сколько единомышленники. К тому же общественной телекомпании, существующей на основе хозрасчета и самофинансирования, в нынешних условиях почти невозможно всерьез соревноваться с госбюджетным гигантом. Воспользуюсь такой аналогией: мы в состоянии производить высококачественную штучную продукцию, тем самым поднимая требования к уровню продукции, сходящей с большого конвейера. Ну, например, мы можем затратить на производство видеоклипа в десять раз больше, чем это предусмотрено государственными расценками, зато будем иметь материал, с которым не стыдно выйти и на Всемирный конкурс видеоклипов.
Ну а полноценным средством массовой информации "НИКА ТВ" станет только тогда, когда будет иметь свой собственный постоянный выход на широкую аудиторию. Полагаю, что серьезно говорить об этом можно будет лишь после появления Закона СССР о средствах массовой информации, когда деятельность журналистов будет иметь под собой четкую правовую основу.
Производство телепрограмм, создание видеопродукции требует больших вложений. Где вы собираетесь брать валюту для закупки оборудования, высококачественной аппаратуры?
- Вы упомянули лишь об одной стороне телевизионного производства - затратной, но добавлю, что это производство в то же время одно из самых рентабельных; правда, мы только-только начали это осознавать. На информации можно и нужно делать деньги, выходя на международный рынок. Тем самым мы убьем сразу двух зайцев: во-первых, страна получит валюту, во-вторых, будет удовлетворяться спрос на правдивую информацию об СССР, столь стремительно подскочивший за годы перестройки. Другими словами, мы рассчитываем, что "НИКА ТВ" будет окупаться не только в рублях, но и в валюте. Конечно, для формирования исходного капитала нужны будут и вклады, и пожертвования, и долгосрочные кредиты.
- А Центральное телевидение, вы полагаете, мало заинтересовано в активном международном сотрудничестве?
- Напротив, на ЦТ недавно даже создано новое структурное подразделение - "Совтелеэкспорт". Но спрос на советскую тематику настолько велик, что не оставляет места для конкуренции, сейчас нужна только интеграция усилий. Кроме того, из общения с зарубежными коллегами я составил впечатление, что зачастую их мало устраивает то, что им предлагает Гостелерадио.
Чтобы не быть голословным, приведу один пример. Все международные программы новостей хотели иметь сюжет о последнем этапе вывода советских войск из Афганистана. Каково же было удивление и разочарование западных тележурналистов, когда вместо запыленных машин они увидели в кадре новенькие свежевымытые танки с плакатами.
Конечно, материалы у ЦТ берут - ведь больше-то брать не у кого. Но если уже мы все чаще говорим о рыночном регулировании экономики, значит, надо создавать и рынок видеоинформации. А пока вместо этого мы имеем ведомственные монополии и запретительные постановления Совмина на видеодеятельность.
- Как будет строиться экономическая стратегия независимого телевидения?
- "НИКА ТВ" задумывалась как некоммерческое общественное предприятие и именно поэтому отказалась от использования Закона о кооперации. Вместе с тем рассчитывать на чью-либо помощь нам не приходится, поэтому в своей экономической стратегии мы столкнулись с необходимостью хозрасчета и самофинансирования. Одно из структурных подразделений телекомпании, например, будет заниматься концертной деятельностью, шоу-бизнесом, другое - рекламно-посреднической и т. д.
"НИКА ТВ" планирует не в отдаленном будущем, а уже сегодня развивать в стране кабельное телевидение. Пока такого опыта в общенациональном масштабе у нас нет, хотя время от времени появляются сообщения об открытии локальных участков кабельных сетей, например в МЖК или гостиницах. Хочу со всей определенностью подчеркнуть: это отнюдь еще не кабельное телевидение, поскольку не создана качественно иная телевизионная система на автономной технической базе. В кабельном телевидении главное - это его информационное насыщение, оно не может ограничиваться простым прокатом художественных фильмов и уж тем более существовать за счет выжимок из программ Гостелерадио.
Да, кабельное телевидение высокорентабельно, на нем можно строить долгосрочную экономическую стратегию, но с одной оговоркой: его программы должны быть оригинальными. В противном случае это будет самое тривиальное пиратство, которое и процветает сейчас в условиях низкой правовой культуры и отсутствия охраны авторского права.
- Не превратится ли независимая телекомпания в очередную бюрократическую организацию?
- Бюрократ живет в каждом человеке - нужно создать условия, чтобы эта черта не проявилась. Хочу в этой связи поделиться с вами одной любопытной мыслью, которую почерпнул в недавно прочитанной книге "Фактор обновления: как сохраняют конкурентоспособность лучшие компании". В предисловии сказано буквально следующее: "Законом творческого труда в отличие от труда исполнительского является невозможность насилия над ним. Свобода от внешней обязательности, от забот о куске хлеба и, конечно, от чувства социальной незащищенности - главное условие творчества. Мелочная регламентация от сих до сих, навязывание идей и задач, социальная необеспеченность убивают творчество, снижают его до уровня неконкурентоспособности..." Так что спасти от обюрокрачивания, на мой взгляд, могут только демократизация, уважение к мнению каждого работника "НИКА ТВ", коллегиальное решение важных вопросов.
- Недавно вы были в США. Какие новые идеи возникли у вас при знакомстве с американским телевидением?
- Пожалуй, свобода выбора - его главная черта. Но за свободу, как известно, надо платить, поэтому если вы хотите смотреть не 5 - 7 каналов, а 50 - 70, то подписывайтесь на кабельное телевидение. Среди подписных каналов есть такие, которые неплохо было бы ввести и у нас: например, два круглосуточных музыкальных канала, а также канал прямой трансляции всех слушаний из конгресса США. А вот канал, по которому можно делать покупки, не выходя из дома, перенимать явно преждевременно - до затоваривания у нас еще далеко.
Смотрите также:
- Точка зрения главного редактора. На грани полуточности →
- ЭКОНОМИКА. Как идет перестройка (часть 1) →
- Гражданам России нужны "бронежилеты" →