Продолжение. Начало в N" 37 ("Между стульями...").
КТО ЖЕ мешает хозрасчету? Государство, которое своей уравнительно-перераспределительной функцией обирает лучших, не трогает средних, кормит худших.
Такому хозрасчету мешает психологический стереотип, что жесткие требования нервируют людей, заставляют их жить в стрессовой обстановке.
Между тем думать, работать - это естественное состояние человека, а паразитировать, изнывать от ничегонеделанья - как раз противопоказано здоровью. Цезарю, как говорится, цезарево, слесарю слесарево, а лоботрясу - лоботрясово.
Хозрасчет становится реальной силой, когда ведет к превращению общественной собственности в коллективную, акционерную, кооперативную, то есть в свою, за которую люди хотят работать. Но госсобственность нельзя раздать. Другое дело - зачислить в коллективную собственность предприятий имущество, купленное ими за их счет.
После этого ничто, кажется, не должно препятствовать разделению стоимости приращенного имущества на акции, раздаваемые внутри предприятий и превращающие работников в акционеров. Не тех, кто купил акции за деньги, а тех, кто заработал их своим трудом. На эти акции должны, разумеется, начисляться дивиденды, а при выходе работников на пенсию им следует предоставить право погашения акций деньгами.
Заслуживает рассмотрения и вопрос о выкупе госпредприятий. Некоторые из них с самого начала возникли из собственных доходов. Они, естественно, сразу войдут в круг коллективной собственности, без выкупа. Так недавно произошло с Московским отрядом подводно-технических работ, ставшим народным предприятием со средней стоимостью фондов на работника примерно в 20 тыс. руб.
К ПОДЛИННОЙ АРЕНДЕ
Но если какие-то коллективы захотят выкупить свои фонды, то им не следует препятствовать (за исключением предприятий исключительной госсобственности). Только у всех ли хватит денег? Думаю, не у многих- А как быть остальным? Переходить на аренду и наращивать коллективную собственность постепенно, в меру сил.
На сдачу предприятий в аренду следует объявлять конкурс, отдавая при прочих равных условиях преимущество ранее использовавшим их коллективам. Нельзя навязывать в аренду объекты в принудительном наборе, в "пакете", нельзя также ориентироваться на их первоначальную стоимость и начисленный бухгалтерский износ, которые могут не соответствовать современному масштабу цен и фактическому состоянию имущества. Нельзя, наконец, допускать произвола в установлении арендных платежей.
Это относится и к земле. За пользование ею следует вносить государству ренту, возникающую на лучших и средних землях, и часть нормальной прибыли со всех земель, что сделает платными и худшие участки.
Сроки аренды отдельных "смертных" объектов не могут превышать сроки их службы и амортизации. Но аренда объектов непрерывного действия - предприятий, земли - вправе стать бессрочной. Бессрочные арендные соглашения при срыве договоров могут прекращаться.
Камнем преткновения хозрасчета и аренды выступают современные цены, не обеспечивающие должного выигрыша передовикам, не карающие как следует нерадивых, нарушающие эквивалентность товарных взаимоотношений. Лучшие цены - свободные, самонастраивающиеся, не требующие никакой реформы цен. Но повсеместно их сразу ввести огнеопасно. Надо для начала наметить исходный плацдарм, а затем всемерно его расширять.
Если механизм арендной организации пополнить рядом элементов кооперации, а механизм кооперации - элементами хозрасчета арендной организации, то получится тождество, единый тип хозяйствования.
КАК СТРОИТЬ НАЛОГИ?
Особо важное значение имеет унифицированное налогообложение. Когда государство устанавливает (ужимает) зарплату и запирает цены, по которым предприятия продают свои товары, оно в скрытом виде недодает людям то, что им положено, формирует свои доходы и формально может обойтись без налогов. Не зря еще Н. Хрущев собирался их отменить. Но сейчас возникают иные порядки. И заработки, и цены становятся прерогативой предприятий. В этих условиях, если не будет налогов, не будет и государства.
Лучшим вариантом представляется сравнительно высокое прогрессивное налогообложение личных доходов трудящихся и умеренное пропорциональное обложение прибыли для трудовых коллективов. Чтобы у предприятий не было соблазна убегать от высокого налога на личные доходы (путем найма излишних низкооплачиваемых работников), целесообразно использовать плату за трудовые ресурсы. Единые шкалы налогов полезно сочетать с их дифференциацией в пределах установленных "вилок", проводимой органами Советской власти.
Каждое предприятие независимо от своего сегодняшнего статуса (тем более что в перспективе он выровняется) призвано вносить налоги во все бюджеты - федеральный (союзный), республиканский, коммунальный (муниципальный). Коммунальный налог желательно перечислять по месту жительства работников, чтобы обеспечить ресурсами местные органы даже при отсутствии на их территории заводских труб, основных официально предложенных источников дохода, следовательно, не стимулировать их насыщения производственными предприятиями.
Всем новым хозрасчетным образованиям не нужны никакие вышестоящие органы, отомрет само это понятие во всех ипостасях - союзной, республиканской, местной подчиненности. Единственное, что при этом не должно отпасть, - сложившиеся связи по снабжению и сбыту. Иначе как возмутительным не назвать тот факт, что вырвавшиеся из- под министерской опеки предприятия исключаются из госснабовских и ведомственных распределителей, хотя они и продолжают нести на себе "оковы" правопреемников госзаказа, прежних заложников центра.
Кое-что из того, что выше предложено, - уже решено, остальное, возможно, будет рассмотрено на осенней сессии Верховного Совета СССР. Да вот беда. Массовый переход на полноценную аренду, похоже, не всем представляется реалией следующего года. Видимо, поэтому при характеристике плана 1990 года не было даже намека на возможное действие подготавливаемых в текущем году новых "хозрасчетных" законов (о собственности, аренде, земле, налогообложении).
А ведь одним намеком тут не обойтись. Переход к подлинному хозрасчету - главный рычаг оздоровления экономики и финансов, способный преодолеть планируемый дефицит бюджета на 1990 г. в размере примерно 10-12% его затрат.
Понятно, сразу получается все только в сказках, а никто не рожден, чтоб сказку сделать былью. Но даже при нормальных, а не стальных руках - крыльях, обычном человеческом сердце, а не пламенном моторе, можно и - главное - нужно перестать сидеть между старым и новым стульями. Дальше тянуть нельзя. Все. Позади Москва. Ее мы пока всерьез не сдавали. Собирались с силами и побеждали. Хорошо бы, конечно, не доводить до последней черты. Однако и такой опыт вселяет надежду, что в самый критический момент начнется подлинная экономическая революция, провозглашенная несколько лет назад, но не превращенная в действительность.
П. БУНИЧ, член-корреспондент АН СССР, народный депутат СССР
Смотрите также:
- К АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ЭКОНОМИКЕ. Почему буксует Закон об аренде →
- ОБСУЖДАЕМ ЗАКОНОПРОЕКТЫ. Собственность: взгляды читателей →
- ИЗ ПОЧТЫ "АиФ" (26.01.1990) →