Целый год нас убеждали в том, что живем мы плохо оттого, что нет у нас глубоких, "правильных" законов. С последней надеждой и верой следили за сессиями, где шли почти кровавые схватки над законопроектами. Дитя рождено в муках. И что же? Это мы о новом Законе об аренде. Кстати, создан и Союз арендаторов. Зачем он?
В. Ильин, Москва
Недавно в Москве состоялся учредительный съезд Союза арендаторов и коллективных собственников СССР. Он избрал президентом союза народного депутата СССР П. Бунина, который отвечает на вопрос читателя.
Закон об аренде начертал механизм возникновения коллективной собственности: это наращивание "капитала" за счет фондов развития производства, впервые переведенных в ранг коллективной собственности, выкуп за счет этих средств коллективами госпредприятий, взятых в аренду, вкладывание в акции зарплаты, индивидуального имущества. Пролетарии всех предприятий (за исключением исключительной госсобственности) - выкупайтесь и освобождайтесь!
Энтузиасты поддерживают движение, а в ответ слышат реплики некоторых депутатов, что раз Закон не осуществляется, значит, виноват Закон. Тем самым снимается ответственность с бюрократов, партократов, технократов, догматиков и нигилистов. В Законе, конечно, есть огрехи, но отказы вызваны не столько им, сколько сопротивлением сил, противостоящих перестройке. И пусть открытая критика искажений Закона позволит кому-то удовлетворить иные интересы, от этой критики мы не откажемся до тех пор, пока не сделаем Дело.
Почему же Закон буксует?
Причин несколько. Первой я бы назвал сопротивление министерств, которые утверждены правительством в качестве арендодателей. Закон такого толкования арендодателей не давал. Он гласил, что арендодателем является собственник, в праве которого поручить данную функцию любым органам.
Говорилось на сессии Верховного Совета и о финансовых, о банковских органах и т. д. Возможно, надо создать управление госимуществ и передать ему роль арендодателя.
Второй завал на пути аренды - сохранение арендаторам на этот год прежних платежей в бюджет. Поскольку они выметают все, что плохо и хорошо лежит, то у предприятий не остается средств ни для арендной платы (переименование платежей в бюджет в эту одежду ничего не меняет по существу; арендной платы, связанной со стоимостью фондов, не было и нет), ни для налогов, которые отсутствуют полностью. Если дело этим завершится, то налицо феномен очередного завышения исполнительной власти, точнее - исполнительского безвластия.
Но если нет арендной платы, то наибольшие фонды развития образуются у тех, кто обогатился избытком основных фондов, а наименьшие - кто обходится их минимумом. Если нет налогов, то у хороших предприятий прибыль (и фонды развития) отбирают, а плохим их передают. При таких условиях фонды развития не отражают усилий коллективов, искажают величину коллективной собственности.
Почему же налоги пока не вводятся? Приводится такой аргумент, если у претендента на аренду налог окажется меньше нынешних платежей в бюджет, он на аренду, безусловно, перейдет. А если больше - остановится, благо аренда - дело добровольное. В итоге бюджет потеряет на первых предприятиях и останется при своих интересах на вторых.
Но тогда налоги вообще никогда не ввести! Нет, говорилось, с будущего года они станут обязательными для всех, выгодно это предприятиям или нет. Хочу напомнить, что самые незаинтересованные в налогах предприятия - убыточные и малорентабельные. Но реалистично ли их топить налогами? Там работают люди, выпускается нужная продукция. В мире неэффективные производства преодолеваются не с налета, а постепенно.
Вез переходников, льгот, сроков "выздоровления", сокращения дотаций нам не обойтись. Но коль скоро это так, то зачем тянуть с налогом еще 9 месяцев? Почему бы его не ввести для арендаторов после одобрения Верховным Советом, уже в этом году? Более того - почему бы его не ввести не только для арендаторов, но и для всех предприятий? Иначе Закон о собственности, вступающий в силу с 1 июля сего года и открывающий возможность коллективных фондов развития, будет искажать эти фонды и на госпредприятиях.
Возникает вопрос: если на госпредприятиях также появятся коллективные фонды развития, то чем они будут отличаться от арендных? Госпредприятиям вряд ли позволят выкупать госфонды, им "не грозит" выход из подчинения отраслевых министерств либо новых госорганов, они "обречены" на выполнение госзаказов, на работу по госценам и т. д. Так что аренда сохранит свою привлекательность.
Зачем создан союз?
Хочу обратить внимание на то, что союз объединяет не только арендаторов, но и коллективных собственников, тех, кто выкупился и перешел из арендной формы в коллективную. Иначе говоря - союз в перспективе объединит большую часть экономики, альтернативную командной.
Но это отнюдь не министерство министерств и даже не новое министерство. Назову его функции.
* Юридическая защита прав членов союза на аренду, на соблюдение законов, которая в союзе будет осуществляться квалифицированнее и авторитетнее, чем на местах. Консультирование относительно механизмов создания новых отношений.
* Повышение квалификации работников системы, внешнеэкономическое посредничество, организация выставок - товарных бирж, банка арендаторов; издательская, в том числе информационная деятельность, подготовка предложений в законодательные и правительственные органы по развитию новых форм хозяйствования. Союз ищут по всем адресам. Чтобы выпрямить дорогу к нему, назову главный адрес": 103064. Москва, ул. Казакова, д. 6. Тел. 297 - 93 - 19, 297 - 74 - 20. Отвечая на возможные вопросы, скажу, что функции президента союза арендаторов выполняю на общественных началах.
П. БУНИН, президент Союза арендаторов и коллективных собственников СССР, народный депутат СССР.