Директор Института профессиональных управляющих предлагает существенно расширить налоговую базу
НА ДНЯХ состоялась встреча вице-премьера Правительства РФ Юрия Маслюкова с директором Института профессиональных управляющих Олегом Аскери, предложившим проект быстрого наполнения бюджета.
С точки зрения О. Аскери, сегодняшняя методика собирания налогов малоэффективна, а сама структура налоговой системы наиболее негативно сказывается на интересах именно среднего класса, являющегося основой предпринимательства.
С одной стороны, представители среднего класса, имеющие свой бизнес, всеми правдами и неправдами пытаются облегчить непосильное налоговое бремя. С другой - существует проблема наполнения бюджета. Необходимо найти разумный компромисс:
существенно уменьшить налоговую нагрузку и приблизить налоговую систему к международным стандартам, когда хозяйствующие субъекты сами определяют основные показатели финансовой отчетности в соответствии с прозрачными и понятными нормами. Эти меры повысят привлекательность работы в "белой" экономике, налоговая база будет существенно расширена за счет тех, кто работает честно. Сократить налоговую нагрузку надо для всех - при одновременном ужесточении
мер ответственности за уклонение от налогов. А дать возможность получить наибольшую выгоду - только для тех, кто быстрее других сделает выбор в пользу честных денег. Институт профессиональных управляющих под руководством Олега Аскери предлагает такую схему. Необходимо предоставить желающим возможность предоплачивать федеральные налоги, покупая налоговое освобождение на будущее. Предпринимателю предоставляется льгота, которая варьируется в зависимости
от суммы, которую он перевел в бюджет: чем больше денег вложил в казну и чем быстрее он это сделал, тем существеннее сумма налогового освобождения. Олег Аскери предлагает воспользоваться так называемым антифьючерсом, суть которого заключается в следующем.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ сегодня переводит в счет предоплаты федеральных налогов, к примеру, 6000 рублей. Заплатив эту сумму, он получает по системе антифьючерс, т. е. по наименьшему курсу рубля к доллару за последние 90 дней, в зачет около 1000 у. е. На момент, когда наступит налоговое обязательство, скажем в марте 1999 г., предприниматель, предоплативший налоги, предъявит платежное поручение на сумму порядка 1000 у. е. (6000 руб. 90 дней назад, т. е. до
кризиса, приблизительно равнялись 1000 долл). И ему будет засчитана в рублях та сумма, которая получится, если перемножить 1000 у. е. на курс доллара на момент возникновения налогового обязательства - если этот курс будет составлять 30 руб. за доллар, то и засчитано будет 30 000 руб. Воспользоваться этой схемой могут и физические лица. Человек, предоплативший налоги, должен иметь право продавать свое платежное поручение (это всем хорошо известная
форма ПД-4, по которой переводятся коммунальные платежи) юридическому лицу. Очевидно, что на этой сделке он несколько потеряет, однако такая операция все равно является весьма привлекательным способом вложения денег.
Другой вопрос: дать ли возможность покупать налоговое освобождение, заплатив со счета в проблемном банке? По мнению О. Аскери - да. У таких банков огромное количество задолженностей рассредоточено по десяткам тысяч вкладчиков (частных
и юридических лиц). В принципе призывы правительства рекапитализироваться (отдать свои банки в другие руки, признаться, что не в состоянии эффективно управлять, и т. д.) они могут игнорировать, поскольку технологически невозможно быстро собрать огромное количество людей в народном суде, а, действуя по закону, государство не может заставить провести национализацию или передать эти банки другим управляющим. Можно быть уверенным, что уже в течение короткого
времени вся задолженность проблемных банков будет сосредоточена в одних руках - налоговой службы. И тогда государство получит мощный инструмент воздействия на проблемные банки, поскольку оно становится самым крупным их кредитором. И как только проблемные банки будут - при активном участии государства - проданы за символическую цену 1 руб. за банк, "пустые" платежные поручения превратятся в живые деньги в бюджете.
ПО ИТОГАМ беседы вицепремьер Ю. Маслюков распорядился для изучения и проработки вопроса создать рабочую группу из представителей Министерства финансов, Министерства экономики, Центрального банка, Государственной налоговой службы и прессслужбы Правительства РФ, а также общественных профессиональных объединений. По просьбе Ю. Маслюкова Институт профессиональных управляющих изучит общественное мнение на предмет приемлемости предложенных мер в части
налогообложения. В конце ноября предварительные результаты изучения общественного мнения и документы рабочей группы будут вынесены на рассмотрение Всероссийского экономического форума, в котором примут участие ведущие экономисты страны.