ПРОВЕРКИ ВЫЯВЛЯЮТ МАССУ НАРУШЕНИЙ В УСТАНОВЛЕНИИ ЦЕН НА ИМПОРТНЫЕ ТОВАРЫ. Импортные товары: как и кем формируются цены?

   
   

Корреспондент "АиФ" И. БОБРОВА беседует с заместителем председателя Государственного комитета СССР по ценам И. ГОРБАЧЕВЫМ.

- Иван Иванович, в нашей почте немало писем, авторы которых обращают внимание на рост цен на импортные товары. Даже предполагают, что вашему ведомству дано на то указание. Так ли это?

- Что вы, никакого такого указания не было и быть не может. Кроме того, в процессе назначения цен участвуем не мы одни.

- А кто еще? Как вообще формируется цена?

- Специалисты Госкомцен СССР совместно с работниками Минторга СССР (который является основным заказчиком импортных товаров народного потребления) подвергают образцы новых товаров разносторонней экспертной оценке. Главное здесь - определить отличие новых товаров от аналогичной продукции по качеству, оригинальности исполнения, потребительским свойствам, покупательскому спросу. Розничные цены устанавливаются в соответствии с изменением этих показателей, но применительно к действующим ценам на аналогичные товары отечественного производства или на импортные товары, ранее уже закупавшиеся за рубежом.

- Значит, при определении розничных цен на импортные товары вы ориентируетесь на уровень действующих цен на отечественные?

- Да. Это касается прежде всего таких социально значимых товаров, как продовольствие, одежда и обувь для детей, хлопчатобумажные ткани и постельное белье, игрушки. На импортные товары массового спроса - плащи, костюмы, брюки, сорочки, которые незначительно отличаются по качеству от отечественных аналогов, розничные цены устанавливаются на уровне цен, действующих на товары отечественного производства улучшенного качества с индексом "Н". Например, на женские сапожки на трикотажной подкладке, закупаемые в СФРЮ, установлены розничные цены 95 - 100 руб. за пару, т. е. на уровне действующих временных розничных цен на аналогичные сапожки улучшенного качества с индексом "Н" отечественного производства.

На высококачественные изделия, в том числе на радио- и телеаппаратуру, особо модные и престижные импортные товары, которые по потребительским свойствам, техническому и технологическому исполнению, как правило, заметно превосходят отечественную продукцию, устанавливаются более высокие розничные цены.

Кстати, эти цены весьма близки по уровню к розничным ценам на импортную продукцию аналогичного качества, реализуемую в странах - членах СЭВ. Другое дело, что там хорошо организована продажа высококачественных, особо модных и престижных изделий, которая сосредоточена в специализированных люксовых магазинах типа "Эксквизит" в ГДР. Нашим торгующим организациям давно пора использовать этот опыт.

- Но все-таки, назначая высокие розничные цены на импортные товары, государство, как говорится, не забывает и о себе...

- Конечно. При установлении внутренних розничных цен на импортные товары принимаются во внимание и расходы, связанные с их закупкой. Естественно, предусматривается и необходимая доля дохода государства. Этот доход наряду с другими поступлениями от народного хозяйства используется для формирования госбюджета и целевого финансирования различных социальных нужд, главным образом для выплаты многомиллиардных дотаций по продовольствию. Но доход в первую очередь формируется за счет продажи высококачественных, особо модных и престижных товаров. Вместе с тем реализация по действующим розничным ценам многих импортных товаров, в частности детского ассортимента, медикаментов, плодоовощных консервов и некоторых других продовольственных и непродовольственных товаров, - малоэффективна, а то и просто убыточна для государства.

Говорю об этом для того, чтобы развеять бытующее у некоторых ошибочное представление, что, продавая импортные товары, государство извлекает какие-то необоснованные сверхприбыли. Да, доходы есть, но каждый из нас понимает и другое, что ни одна страна не может торговать себе в убыток, - и в этом заключается главный принцип взаимовыгодности международной торговли.

- Скажите, как часто пересматриваются цены на импортные товары?

- За последние несколько лет централизованного изменения розничных цен на импортные товары не производилось. Но это не значит, что в ценах не происходит никаких изменений. Средние розничные цены под влиянием структурных изменений в ассортименте и качестве закупленных товаров изменяются как в сторону повышения, так и снижения. Например, средняя розничная цена на импортные шерстяные ткани повысилась с 21 руб. 87 коп. за метр в 1980 г. до 24 руб. 56 коп. в 1988 г., а на шелковые и льняные, наоборот, снизилась соответственно с 15 руб. 08 коп. до 6 руб. 52 коп. и с 2 руб. 68 коп. до 2 руб. 13 коп. Средняя розничная цена верхнего трикотажа повысилась с 29 руб. 82 коп. за штуку в 1980 г. до 31 руб. 26 коп. в 1987 г., а бельевого трикотажа снизилась с 8 руб. 41 коп. до 6 руб. 31 коп. Какой-то определенной тенденции в динамике средних розничных цен на импортные товары в последние годы нет. Здесь многое зависит от структуры ассортимента закупленных товаров.

- По каким ценам мы закупаем импортные товары за рубежом?

- Так, как принято в международной торговле - на взаимовыгодной основе, путем соглашения покупателя с продавцом. Поэтому цена зависит не только от конъюнктуры на внешнем рынке, но и от умения наших специалистов вести коммерческую работу с иностранными фирмами и от того, насколько надежными партнерами мы являемся в этом деле.

Как бы то ни было, но в последние годы нам приходится испытывать устойчивую тенденцию к росту контрактных цен почти на все импортные товары народного потребления. Хорошо, если их увеличение связано с повышением качества и новизной предлагаемых товаров или соответствием их самым современным требованиям моды. Но ведь нередко зарубежные партнеры стараются повышать контрактные цены и без какого-либо изменения качества и товарного вида поставляемой продукции. Это отрицательно сказывается на экономической эффективности закупок и в ряде случаев приводит к сокращению импорта таких товаров.

- Сейчас все предприятия, объединения, производственные кооперативы могут самостоятельно осуществлять экспортно- импортные операции. Остается ли в связи с этим какой-то контроль со стороны государства за уровнем цен?

- На импортные товары, закупаемые за счет как централизованных финансовых ресурсов, так и собственных валютных средств предприятий, органами ценообразования должны устанавливаться единые государственные розничные цены, независимо от того, продаются ли эти товары в розничной торговой сети или трудовым коллективам непосредственно на предприятиях.

Если же предприятия закупят импортные товары, на которые в действующих прейскурантах розничные цены не предусмотрены, то они могут оперативно обратиться за утверждением цен в местные органы ценообразования: Госкомцены союзных и автономных республик, отделы цен Советов Министров АССР, краевых, областных и городских исполкомов.

Такой порядок, по нашему мнению, обеспечивает надлежащий контроль за ценами со стороны государства, и его нужно сохранить по крайней мере на ближайшее время.

- Значит, вы считаете, что демократизация системы ценообразования на импортные товары может принести лишь вред?

- В ряде случаев - да. Но в целом такой процесс необходим, и он уже идет. Учитывая отдаленность некоторых регионов страны от центра, местным органам управления торговлей и потребительской кооперацией предоставлено право самостоятельно устанавливать розничные цены на импортные товары народного потребления. Например, Приморский крайисполком устанавливает цены на товары, закупаемые В/О "Дальинторг" на условиях товарообмена в приграничной торговле с Японией, КНР и КНДР.

Национальным магазинам Москвы - "Кабулу", "Лейпцигу", "Будапешту" и другим - разрешено устанавливать розничные цены на мелкосерийные партии новых импортных товаров, закупаемых целевым назначением для продажи в этих магазинах.

Но уже сейчас ясно, что многие предприятия и организации используют демократизацию и предоставленные права для того, чтобы необоснованно завышать цены и за счет этого извлекать незаработанные доходы. Проверки, проведенные в торгующих организациях, выявили массу всевозможных нарушений при установлении ими розничных цен на импортные товары, закупаемые в порядке товарообмена по прямым связям. Так, Архангельский универмаг установил на импортные женские плащи розничную цену в 160 руб., в то время как действующие розничные цены на аналогичные плащи составляют 110 руб. Ивано-Франковский облпотребсоюз на импортную утепленную женскую куртку установил цену - 150 руб., хотя на аналогичную же куртку действует госцена - 110 руб. Подобные нарушения стали столь распространенными, что Госкомцен СССР вынужден рассмотреть вопрос о лишении некоторых торгующих организаций этого права.

Поэтому, решая вопросы дальнейшей демократизации ценообразования, необходимо одновременно совершенствовать нормативную базу для установления цен на товары народного потребления, а также усиливать все формы государственного и общественного контроля за ценами.

Смотрите также: