В стране продолжается всенародное обсуждение проектов законов о выборах народных депутатов в республиканские и местные Советы, начинается избирательная кампания. О том, как идет этот процесс, какие проблемы возникают, как лучше их решить, беседа нашего корреспондента с социологом, доктором философских наук Е. АНДРЮЩЕНКО.
- Евгений Григорьевич, на каком этапе находится подготовка к выборам?
- В Казахстане, Таджикистане, Латвии и Эстонии, где выборы в Советы состоятся в декабре, избирательная кампания уже началась. В ряде республик приняты избирательные законы, а в некоторых - их проекты опубликованы лишь недавно. Надо отдать должное при этом не только депутатам, но и новому аппарату Верховного Совета СССР, который на вполне демократичных началах профессионально помог республиканским законодателям в подготовке важных документов.
- Много ли предложений и дополнений было к проектам законов?
- Много. Горячие дискуссии, например, развернулись вокруг прямого представительства и квот депутатов от общественных организаций. В проектах законов большинства республик общественные организации не получили права прямого представительства. А на днях Верховный Совет СССР принял проект изменений и дополнений Конституции СССР для рассмотрения Съездом народных депутатов, в котором не предусмотрены выборы от общественных организаций.
В большинстве регионов отказались от предвыборных окружных собраний, в ряде республик планируются прямые выборы Верховных Советов без проведения съездов депутатов.
- Каковы ваши прогнозы о характере предстоящих выборов?
- Выборы по своей остроте, без сомнения, превзойдут накал страстей прошедшей избирательной кампании народных депутатов СССР. У граждан и организаторов выборов уже сформировался некоторый опыт предвыборной борьбы. Главное же в том, что во многих регионах люди самоорганизовались не только в трудовых коллективах, но и по месту жительства, где создали различного рода общественные объединения, инициативные группы.
- Это, очевидно, предъявит новые требования и к самим депутатам.
- Безусловно. В органах власти нужны люди, способные претворить решения XIX партконференции и Съезда народных депутатов в долгожданные практические дела, кто избавит нас от произвола несметного числа "столоначальников", деляг - перекупщиков, прилипших к распределению общественных благ, бездельников, от нераспорядительного местного руководства. Надо полагать, многие из нынешних депутатов, занимающих руководящие должности на местах, будут заменены на более компетентных, энергичных и добросовестных.
Предупреждение уже было - в 1987 г. на первых альтернативных выборах по многомандатным округам в 162 районах страны не получили доверия избирателей и оказались среди резервных депутатов более 200 партийных работников, свыше 2 тыс. хозяйственных руководителей, 691 руководящий советский работник. Серьезным уроком многим руководителям стали и прошедшие выборы народных депутатов СССР. хотя неудача на них, помимо понижения престижа, мало отразилась на их должностном положении. Теперь дело будет обстоять иначе.
Ныне избиратель набрался опыта. Думаю, что люди не окажут доверия не только оторвавшемуся от народа аппаратчику, но и тем, кто попытается получить мандат депутата лишь на конфронтации с местной властью. Сегодня нужно доказать свое право на мандат не криком, а своими предшествующими делами, умением навести порядок, создавать, а не разрушать материальные и духовные ценности, объединять, а не ссорить людей.
- В проектах избирательных законов по выборам в местные органы власти, как выяснилось, еще многое надо уточнять. Но очевидно и то, что есть принципы, которые должны стать обязательными в законодательных актах республик.
- Да, такие принципы есть, и они касаются избирательного процесса в целом.
Во-первых, при формировании представительного органа власти избирательный закон должен обеспечивать равное и справедливое представительство интересов всех общественных групп и граждан. Хорошо, если в законе будет прямо указано, что избирательные округа по численности представляющих на их территории граждан хотя бы примерно должны быть равными. Ну, а если нет? Надо принципиально и настойчиво добиваться этого в избирательных комиссиях.
Очень важно, во-вторых, чтобы закон обеспечивал свободное волеизъявление граждан. При скованности желания избирателей, существовании различного рода барьеров, ловушек, хитростей происходит лишь самовоспроизводство у власти тех, кто ею уже обладает, а не продвижение наиболее достойных представителей народа. К примеру, в подавляющем большинстве случаев избирателей больше всего волнует вопрос, кто будет депутатом по его месту жительства, а не работы. Однако именно по месту жительства возможности граждан особенно скованны.
В-третьих, каждой организационной формой и юридической нормой избирательного закона должно обеспечиваться комплектование Совета и его рабочих органов депутатами компетентными. Такими, которые но уровню своей подготовки способны обеспечить решение наиболее важных, ключевых проблем избирателей, проживающих как на территории выдвигающих их избирательных округов, так и Совета в целом.
Тут нужна бдительность избирателей. Следует помнить, что на волне перестройки вскипела пена. Не хотят отцепиться от распределителей общественных благ "умевшие жить" в былые времена. Они приняли новый облик национальной исключительности, пытаясь испачкать даже тех, кто начал перестройку. Засуетились и новые рвачи, самозванцы перестройки. Ясно ведь - борьба идет не за то, на каком языке говорить. Идет борьба за власть!
Отбору и отсеву кандидатов может способствовать только подлинная, открытая состязательность, оценки экспертами способностей и деловых качеств претендента. Могут помочь и периодические зондажи общественного мнения, кропотливый поиск новых лидеров, особенно проявивших себя работой в органах самоуправления конкретными делами по решению проблем социально - экономического развития территории. Начинать надо немедленно, уже в ходе самоотчетов депутатов.
- Острая дифференциация интересов различных групп, борьба между ними, их лидерами и кандидатами - нет ли в этом опасности?
- Процесс этот действительно противоречив, диалектичен. И это следует предусмотреть как в избирательном законе, так и в ходе предвыборной кампании. Вот почему обязательной целью и задачей избирательной процедуры должно быть достижение согласия максимально большего числа граждан. Этому могут способствовать как юридические нормы, заложенные в законе, так и способы проведения избирательной кампании. Есть, к примеру, мнение, что, если ни один из кандидатов не набрал большинства голосов, второй тур голосования вообще не следует проводить, поскольку, как правило, он подтверждает первенство одних и тех же кандидатов. Думаю, такое мнение ошибочно. Выборы - это не обычные соревнования. Первенство кандидата при малом проценте поддерживающих его граждан создает предпосылки для разобщения людей. В ходе же второго тура выиграет тот кандидат, который возьмет в свою программу по возможности больший груз наказов всех конкурентов, кто предложит наиболее обоснованную программу деятельности, укажет средства, которые могут решить проблемы, стоящие перед территорией. А это путь к согласию! В нем - залог порядка и прогресса.
Беседу вел В. ВОРОНЕЦКИЙ
Смотрите также:
- 30 ТЫС. ПОДПИСЕЙ ДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА В ШВЕЙЦАРИИ. Митинг или референдум? →
- КАНДИДАТЫ НАЗВАНЫ. КТО СТАНЕТ ДЕПУТАТОМ? К выборам надо готовиться →
- НОРМА НАШЕЙ ЖИЗНИ. ПОЛНОВЛАСТИЕ НАРОДА →