ВСЯ ВЛАСТЬ - СОВЕТАМ. Народ сегодня смотрит пристально

   
   

Жизнь в Москве становится с каждым днем все активнее. Митингами уже трудно кого-либо удивить. В этом водовороте событий все более заметной становится работа райисполкомов - органов исполнительной власти. Наш корреспондент Н. ПОПАДЬИН встретился с председателем Кировского исполкома г. Москвы А. ПОДДУБСКИМ и попросил рассказать о том, чем живет сегодня районный Совет.

- В последнее время много говорится о хозяйственной самостоятельности. Дошли ли до вас эти веяния, или Моссовет все еще проводит политику "твердой руки"?

- Есть решения Моссовета, обязательные к исполнению. К примеру, строительством жилья мы не распоряжаемся. А вот что касается жизни района, то самостоятельности стало гораздо больше. Многие решения принимаются на заседании исполкома или на сессии райсовета. Укрепляются связи с хозяйственными руководителями. Мы экспериментируем, пробуем, конечно, бывает, и ошибаемся.

- Если я вас правильно понял, в распределении жилья вы не самая влиятельная инстанция?

- Да, быть может, только на 30%.

- Насколько мне известно, ваш район едва ли не самый "сложный" с точки зрения обеспечения культурного досуга для населения. В некоторых московских районах сами жители выступают инициаторами в решении этих проблем. Что вы можете сказать о своем районе?

- С развитием демократии, гласности у нас, да и в других районах появилось такое явление, как коллективный эгоизм. Жители какого-либо дома не хотят, например, чтобы рядом с ним что-то строили. Пусть, говорят, строят у "того" дома. Мы будем "туда" ходить. Все наши встречи с жителями по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса на одной из улиц не дали никаких результатов. Впервые в Москве пришлось проводить референдум жителей 5 домов. Мы "выиграли": 1720 голосами против 760.

Три месяца было потеряно, чтобы убедить жителей в необходимости строительства крупнейшего магазина. Кроме того" Моссовет принял решение, по которому в том случае, если район в течение определенного времени не начинает строительство объекта, он выплачивает деньги, затраченные на его проектирование и изыскательские работы.

- Как вы относитесь к районному самоуправлению?

- Мы создали 4 региональных совета, по числу микрорайонов, куда вошли и неформальные активисты. У каждого свой бюджет по 50 тыс. руб. На сессии депутаты утвердили четырех районных руководителей. И на этом работа "сверху" закончилась.

Региональные советы могут вносить отчисления в свой бюджет. Мы отдали им права на распределение открытых автостоянок и боксов в гаражах. Мы даже пошли на то, чтобы предоставить активистам Московского народного фронта юристов, обществоведов, других специалистов для доработки существующего временного "Положения", по которому они будут работать.

Так что работа сейчас кипит. Особенно на сессиях. Зал буквально забит до отказа. Сессия длится от 5 до 9 часов. Если майская сессия прошла, как говорится, "стенка на стенку", то последняя отличалась значительно большей конструктивностью и пониманием общих задач.

- В одном здании с исполкомом, правда, несколькими этажами выше, находится РК КПСС. В какой степени вы ощущаете его руководящую роль?

- Я являюсь членом бюро РК КПСС и поэтому активно участвую в принятии всех решений, которые оно принимает. Никто не отменил еще руководящей роли партии. Каждый коммунист должен выполнять ее решения. В настоящее время серьезных разногласий между нами не возникает, тем более что многие хозяйственные полномочия уже переданы исполкому. Так что взаимопонимание с первым секретарем и другими секретарями у нас полное, а давления со стороны "верхнего этажа" нет.

- Какая у вас семья?

- Жена и двое детей. Сын в рядах СА, дочь работает после 10 классов. Жена - телеграфистка.

- Работа в исполкоме связана с распределением квартир. Проецируя это на прошлое, не могу не задать вопрос о взятках. Имели ли место у вас такие факты?

- В районе я с 1967 г. С 1970 г. близко знаю исполком, но случаев взяточничества - разоблаченных - не припоминаю. Хотя, могу признаться, что взятки, как это ни печально, предлагают, и в довольно наглой форме. Не хочу сказать, что мы не доверяем друг другу, но стараемся в одиночку посетителей не принимать.

- Хочется узнать, откуда вы берете средства на развитие района. Не зря же, наверное, на смену поговорке "беден, как церковная крыса", пришло определение "кислый исполкомовский рубль"?

- Много денег из отчислений предприятий уходит в госбюджет, то есть и они и мы практически ничего не получаем. Но тем не менее с одобрения Моссовета мы создали фонд материальных дополнительных ресурсов. Формируется он от прибыли предприятий района. Этого, конечно, не хватает. Так что как манну небесную ждем Закона о местном самоуправлении.

Если перейдем на хозрасчет, то будем иметь узаконенные деньги с налога на предприятия. Впервые в Москве у нас готовится документ об экологическом взносе с предприятий. К его разработке привлечена группа ученых. Из этого взноса будет создан фонд, с помощью которого мы сможем помогать экологически вредным предприятиям и району.

- Как вы стали председателем райисполкома?

- До армии работал токарем, потом закончил вуз, работал на предприятии, был избран секретарем парткома, откуда был направлен директором на разваливающуюся овощебазу. Так как эта работа была для меня чуждой, тяжело пришлось морально и физически, но за три года кое-что удалось поправить, затем мне предложили стать заведующим отделом в райкоме партии, потом зампредом. Позднее в мае этого года на альтернативных выборах меня избрали председателем нашего райисполкома.

- Началась предвыборная кампания. Вас уже выдвинули в народные депутаты? Уверенно ли вы себя чувствуете?

- Во всяком случае я пошел в этот "бой".

Не пробиться...

ЗАКОНЧИЛОСЬ выдвижение кандидатов в народные депутаты республики и местных Советов России. В нашем Тушинском районе столицы из 349 кандидатов в районный Совет по территориальным округам непосредственно жителями выдвинуто только... 7 (!) человек, из 7 кандидатов, выдвинутых в народные депутаты России, - только один.

Можно смело предположить, что, по крайней мере, по Москве такое положение типично. Дело социологов определить уровень и причины пассивности населения. Мы же считаем необходимым обратить внимание законодателей и общественности на определенные издержки в Законе о выборах и некоторых подзаконных актах, которые в значительной мере явились причиной такого результата.

Во-первых (и главным образом), это непомерно высокая присутственная норма жителей для проведения собраний. Вспомним. Для выдвижения кандидатов в народные депутаты СССР от каждой тысячи избирателей на собрании должен был присутствовать приблизительно один человек. Сейчас для выдвижения кандидатов в народные депутаты России закон потребовал присутствия примерно не менее двух-трех человек от той, же тысячи избирателей, для выдвижения в Моссовет - 10 человек, а в районный Совет - 100 человек! Очевидно, законодатели или не смогли оценить реальную возможность привлечения такого количества избирателей на собрание, или... намеренно рассчитывали затруднить выдвижение кандидатов непосредственно от народа, облегчив это же действие для предприятий, организаций и воинских частей.

Процедура подготовки и проведения собраний по выдвижению кандидатов от жителей обставлена в законе еще целым рядом дополнительных условий: получить специальное разрешение, которое в свою очередь требует сбора подписей в поддержку инициативы о проведении собрания, оговаривается при этом местонахождение органа общественного самоуправления - инициатора собрания, наличие протокола, подтверждающего инициативу избирателей. А право выбора места и времени собрания принадлежит избирательной комиссии, а не жителям.

Еще дальше в деле сужения прав избирателей по месту жительства идет "подзаконная инструкция" - письмо Центризбиркома, от 24 ноября 1989 г.

В прямое противоречие со ст. 32 Закона письмо допускает согласование созыва собрания жителей для выдвижения кандидатов не только "с соответствующим Советом народных депутатов или его президиумом", но и с "их исполнительными органами", передавая решение о собрании, по существу, в руки аппарата.

Письмо добавляет к уже имеющимся в Законе сложностям необходимость дважды собирать громоздкие списки (фамилия, имя, отчество, год рождения, адрес места жительства, роспись) не менее чем 300 избирателей - сначала для "поддержания инициативы" в проведении собрания, и второй раз при регистрации участников собрания. Справедливо задать вопрос авторам, представляют ли они объем работы по сбору этих сотен подписей и сведений?

Есть в письме и еще вроде бы незначительное "дополнение" к Закону - окружная избирательная комиссия, кроме вполне определенных статьей 32 условий отклонения предложения о проведении собрания жителей, наделяется субъективным правом запретить такое собрание "...также по другим обоснованным (?) причинам".

Практика показала, что вряд ли где аппарату нужно было использовать эти бюрократические возможности, т. к. уже одна "присутственная квота" сыграла свою роль.

Э. КУЗИН, кандидат в народные депутаты Моссовета, С. МАРШАК, член окружной избирательной комиссии по выборам в народные депутаты РСФСР

Грустный анализ

ПРОЧИТАЛА "Тульскую страницу" в нашей областной газете "Коммунар" с сообщением городской избирательной комиссии, и очень захотелось поделиться с вами невеселыми размышлениями. "Не одолеть нам этих аппаратчиков", - пришел к выводу мой муж, ознакомившись со списком кандидатов по выборам народных депутатов в горсовет. И верно. Вот беглый анализ этого сообщения.

Всего кандидатов - 107 человек, из них: партийные функционеры - 8, советские функционеры - 10, хозяйственные чины (директора, главные инженеры) - 19, "технократы" среднего звена - 37, рабочие - 15, члены ВЛКСМ - 1.

Нет рядовых врачей, их представляют заведующий горздравотделом и заведующий санитарным отделом горсэс. Совсем в этом списке нет юристов: видно, "законники" поднадоели тульским функционерам при трансляции II Съезда народных депутатов СССР и сессии Верховного Совета СССР.

Чувствуется огромная забота о партийно-советских собратьях, желание не дать их в обиду, обеспечить на выборах "зеленую улицу": они идут по избирательным округам без соперников или, как говорят сегодня, без альтернативы. Такая же забота и о директорах. Остальные кандидаты, идущие с альтернативой, должны создать видимость "справедливых" выборов.

А. Захарова, пенсионерка

Сценарий тот же?

МЕНЯ ОЧЕНЬ ВОЛНУЮТ предстоящие 4 марта выборы. Как директор Коркатовского центрального сельского Дома культуры, в здании которого проходили предыдущие выборы, я наблюдал некоторое несоответствие происходящего с Законом о выборах. И очень боюсь, что это повторится. Прежний председатель избирательной комиссии, на моих глазах менявший при подсчете голосов одни избирательные бюллетени на другие, опять включен в избирательную комиссию. Поэтому я требую, чтобы в округах количество избирательных бюллетеней было в точном соответствии с числом голосующих, и ни на один больше.

Кроме этого, присутствующие на выборах работники аппарата продолжают вести агитацию за своего кандидата и в день голосования, по крайней мере так было у нас. Поскольку сделанные замечания повисли в воздухе, и единственной реакцией стал совет "не лезь не в свое дело!", я думаю, надо определить четкий порядок наказания за нарушения Закона о выборах и дать возможность каждому голосующему реально считать выборы именно своим делом, а не очередной аппаратной игрой. Надо запретить представителям "верха" регулировать ход выборов так, как им заблагорассудится. Иначе мнение народа не будет услышано никогда.

В. Иванов, д. Краснояр, Марийская АССР

Смотрите также: