Есть ли выход из кризиса?

   
   

Виноваты ли во всех наших бедах только ученые-экономисты? Имеет ли экономическая наука концепцию дальнейшего развития страны? Как выходить из тупика?

Об этом шла речь на годичном собрании Отделения экономики АН СССР. Вот мнения некоторых его участников.

С. ШАТАЛИН, академик-секретарь Отделения экономики АН СССР:

- Считаю большим упущением тот факт, что Отделение экономики не подготовило своей собственной (альтернативной правительственной) программы радикальной реформы. Своего цельного взгляда, продуманной программы переходного периода мы не имеем.

Надо дать научный ответ на вопрос: что за общество, в котором мы живем? Что сейчас происходит: перестройка или постройка?

Нам надо пойти на серьезное предпринимательство. Если этого не сделаем, будем топтаться на месте, то потребительский рынок развалим так, что уже никогда его не соберем. Часто говорят "планово-рыночная экономика", "социалистический рынок". Я такого, мягко говоря, словосочетания не понимаю. Хватит нам заниматься демагогией, идеологизацией некоторых процессов. Мы должны направить усилия на то, чтобы появился современный нормальный рынок. А пока все, что происходит, мы делаем на ходу, с колес. Это не на пользу делу. Что такое региональный хозрасчет? Его, как и заводской социализм, я считаю иррациональным понятием. Говорят, эта экономика будет подчиняться региональному начальству. Интересно, кому подчиняется "Дженерал электрик"? Райисполкому Техаса? Экономика должна подчиняться только рынку и законам государства, которое берет с нее нормальные налоги. Советы должны заниматься социальной политикой, инфраструктурой, а бизнес - бизнесом. И для того, чтобы не пострадали малоимущие слои населения, мы должны будем "пограбить" верхние слои. Надо четко соединить экономическую эффективность и социальную справедливость.

Н. ПЕТРАКОВ, член-корреспондент:

- Мы должны серьезнее развивать теоретические исследования о социализме. Я считаю, что социализм как концепция - это прежде всего теория распределения. Сейчас мы говорим, что в экономике все дозволено, кроме эксплуатации человека человеком. Но надо сначала разобраться, что же такое эксплуатация. По Марксу - это присвоение прибавочного продукта, не созданного конкретным человеком. Но тогда можно считать, что инвалид от рождения, получающий пенсию, эксплуататор? А процент на наши денежные вклады - это нетрудовой доход? Я же уверяю, что у нас эксплуатация существует и на госпредприятиях, и в колхозах. Человек должен иметь право выбора: быть или наемным работником (если не хочет рисковать своими доходами и участвовать в управлении, а стремится работать строго по часам), или быть свободным работником (создавать предприятия, трудиться на своей земле).

Л. АБАЛКИН, академик:

- Задаром, просто так перейти от одной системы к другой, осуществить революционную ломку не удастся. Общество должно за это заплатить достаточно высокую цену. Если бы мы осуществили этот переход 2 - 3 года назад, цена была бы меньше. Чем больше мы будем откладывать переход, тем больше будет возрастать социальная плата. Какую часть компенсаций должно взять на себя государство? Здесь надо разграничить сферы компенсаций. Защищать малоимущих - это задача государства, что же будет компенсацией для остальных? Ею может выступать свобода предпринимательства, хозяйственной деятельности.

Л. ВИД, первый заместитель председателя Госплана СССР, кандидат экономических наук:

- Я глубоко убежден, что разрабатывать старорежимный пятилетний план на XIII пятилетку - это шаг назад. Старая методология его разработки не подходит для нашего бурного, динамичного времени, потому что если мы накинем сеть пятилетнего плана на всю страну, то под ней мы будем так же барахтаться, как и в XII пятилетке.

Г. ПОПОВ, доктор экономических наук:

- Мы хотим "и капитал приобрести, и невинность соблюсти" - то есть, не признавая действительности, выдвигаем такие определения, как "индивидуальная собственность" и ей подобные термины. Рынок должен развиваться по присущим ему законам, а не по нашим представлениям, как это сделать. Сегодня здесь предлагалось провести реформу цен. Но как можно сбрасывать со счета то, что народ не верит правительству?! Люди не верят, что их не постараются объегорить. Так что эмоции народа экономической науке придется учитывать.

Н. ТРАВКИН, народный депутат СССР:

- Недавно попал я в Швецию. И бессильная злоба меня замучила. Разве люди, которые говорят: "Капитализм - это эксплуатация", не бывали там никогда? Не бывали там, что ли, и экономисты? Бывали. Значит, сознательно пугали нас нормальной экономикой. Значит, неплохо устроилась не только партийная элита, но и экономическая наука, если она не может с болью в сердце сказать: "Вас, ребята, долго дурили и продолжают дурить". Правду сказал Черниченко, что у нас голод. Потому что половину продуктов, которые там лежат на прилавках, я в жизни не видел.

Мы создали экономическую систему, которая неизбежно рождает мафию, коррупцию. И пока мы не решим вопрос с политической системой, мы ни на шаг не сдвинем положение с коррупцией, даже если всех превратим в милиционеров.

В. ТИХОНОВ, академик ВАСХНИЛ:

- Первая задача - это демонополизация в народном хозяйстве. А она невозможна без денационализации, освобождения предприятий от зависимости государственного аппарата.

Недавно я был в Японии. Там преобладают малые, кооперативные или корпоративные фирмы - они наиболее эффективны. Правительство не пытается их национализировать, наоборот, многие объекты приватизированы, даже железные дороги переданы частным и корпоративным фирмам.

Нам тоже необходима система малых и средних предприятий - кооперативного и коллективного типов, действующих при поддержке государства. Только такая политика могла бы привести нас к той деконцентрации предприятий в народном хозяйстве, что поможет обеспечить мобильность, изменение структуры производства в зависимости от рыночного спроса.

Два года прошло с тех пор, как законодательно позволено развиваться кооперации. Объем производства с 300 млн. руб. к началу этого года достиг 41 млрд. рублей. Конечно, это не в полной мере та кооперация, которую мы смогли бы называть кооперацией трудящихся. 37 % кооперативов жестко привязаны к государственным предприятиям, ибо правительство своими актами подталкивало кооперативы именно к такой форме. При абсолютном росте кооперации сокращается удельный вес кооперативов, производящих потребительские товары, потому что то же государство усиленно преграждает доступ этих кооперативов к производственным ресурсам. И все равно, за 2 года рост в 137 раз - это фантастика. Число работников кооперации с 70 тыс. увеличилось за 2 года до 4,5 млн. Продукция кооперативов - это 5% валового национального продукта страны. Основа такого скачка - свободный труд свободного предпринимателя.

Подготовила Н. ЖЕЛНОРОВА.

   
   

Смотрите также: