О перестройке в послевоенной Японии, напоминающей нынешние процессы в России, рассказывает заведующий информационным отделом посольства Японии г-н Акио КАВАТО.
НАЧНУ с анекдота. Американского, английского и японского бизнесменов захватило племя людоедов. Перед тем как их съесть, каждому предоставили последнее слово. Американец попросил дать ему возможность спеть гимн США "Звездно- полосатый флаг, развевайся вечно!". Англичанин попросил разрешить спеть гимн "Боже, храни королеву!". А японец попросил позволить ему прочитать лекцию на тему: "Передовой японский опыт управления предприятиями". Американец не выдержал. "Меня уже тошнит от этого! - завопил он. - Лучше съешьте меня первым!"
Рискую оказаться в такой же ситуации. Поэтому, популяризируя японский опыт, буду проявлять сдержанность, тем более что одной-единственной модели демократии и рыночной экономики - без учета реальной обстановки в данном обществе и взаимоувязки с его традициями - не бывает.
ПОЛОЖЕНИЕ Японии после поражения в войне было очень сложным: уничтожено 30% оборудования тяжелой промышленности, демобилизовано 9 млн. солдат, в страну въехало 1,5 млн. человек беженцев, инфляция достигла 5000%. И тем не менее японцы испытывали чувство облегчения в связи с окончанием войны, общество было переполнено различными надеждами: все были в равной мере бедны, у каждого был такой же, как и у всех, с вой шанс.
Проведенные в то время правительством реформы оказались успешными. Это произошло прежде всего благодаря наличию сильной власти, способной осуществлять реформы. Хотя все реформы отвечали интересам народа, некоторые из них, например земельная, потребовавшая преодоления противодействия помещиков, были проведены благодаря наличию такой силы, как американская оккупационная армия. Кроме того, в Японии преобладали некоррумпированные чиновники, способные добросовестно осуществлять реформы.
Для того чтобы победить в конкурентной борьбе между предприятиями и поднять свой жизненный уровень, японцы работали самозабвенно. Подавляющему большинству японцев вообще присуще стремление добиваться уважения своих коллег за счет качественного, добросовестного выполнения своей работы. Трудно сказать, то ли это унаследовано от конфуцианства и буддизма, учащих, что человек через труд получает признание общества и Будды, то ли сказалось влияние культуры рисоводства, издревле практиковавшей коллективный труд.
Были возрождены политические партии, распущена тайная полиция, деятельность средств массовой информации и профсоюзов стала абсолютно свободной.
В сфере экономики сохранялся контроль над ценами и распределением главных видов материальных ресурсов. Он способствовал предотвращению увеличения разрыва в доходах населения. Однако засилье теневой экономики и рост дефицита госбюджета из-за дотаций на покрытие разницы между себестоимостью и ценами привели к отмене контроля в 1949 г. Для борьбы с гиперинфляцией правительство осуществило, в частности, денежную реформу, сопровождавшуюся жестким сокращением бюджетных расходов и замораживанием денежных сбережений населения. В промышленной сфере правительственные низкопроцентные кредиты направлялись прежде всего на возрождение ключевых отраслей - производства металла и угля, а затем на развитие экспортных производств. Акцент делался не на импорт потребительских товаров, а на внедрение передовой технологии.
Была проведена чистка довоенных руководителей предприятий, на которых была возложена ответственность за войну. Им на смену пришли молодые предприниматели, что оживило управление предприятиями. Было ликвидировано господство ограниченного числа концернов над японской экономикой, что способствовало созданию многочисленных новых предприятий и усилению конкуренции. Именно конкуренция стала важной движущей силой развития экономики Японии. "Сони", "Панасоник", "Хонда", "Касио", "ТДК" и другие фирмы начинали после войны с нуля, а сегодня относятся к числу самых крупных в мире.
Передача земель помещиков, которым была выплачена компенсация, арендаторам на выгодных условиях привела к созданию широкой прослойки крестьян - собственников земли.
ОДНАКО преобразование общественного сознания всегда отстает от высоких темпов экономического развития. В сознании значительной части населения правительство воспринимается не таким, которое соответствует западной идее общественного договора, а таким, которое контролирует и эксплуатирует народ. Иными словами, народ считает правительство не "своим", а "чужим". Люди думают только о том, чтобы правительство по возможности не взяло у них ничего, а они от правительства получали бы по возможности больше.
Сохранявшийся в первое время после войны в некоторых сферах экономики контроль постепенно был полностью отменен, по мере развития экономики воздействие со стороны правительства становилось все более и более опосредованным.