Как и советские парламентарии, японские депутаты обязаны уважать Конституцию своей страны и принимать участие в работе парламента. Что же касается прав японских парламентариев, то они несколько отличаются от прав их советских коллег. В чем состоят эти права? С таким вопросом наш корреспондент К. ДЕРИБАС обратился к депутату верхней палаты японского парламента г-же Тэйко САСАНО.
- Депутата нельзя ни под каким предлогом подвергнуть аресту в стенах парламента. Действует своего рода "дипломатический иммунитет", ограниченный только пространством. И об этом знают у нас все. Менее известно, что парламентские стены могут "вынести" любое критическое выступление избранника народа, и никто его за это не вправе привлечь к ответственности в судебном порядке. Повтори он то же в другом месте - кто знает, удастся ли ему избежать неприятностей?
Право законодательной инициативы носит "коллективный характер" - им может воспользоваться группа представителей верхней палаты, насчитывающая не менее 10 человек, и нижней - в случае, если собраны подписи как минимум 20 парламентариев. (В верхней палате японского парламента 252 депутата, в нижней - 512. - Ред.).
Для выполнения депутатских функций парламентарий может иметь за счет казны разъездную машину и двух секретарей. Автомобиль, однако, нельзя использовать в личных целях.
Рабочее место - "офис-приемная" для посетителей предоставляется бесплатно всем депутатам в здании, расположенном напротив парламента Комнаты площадью около 50 кв. м у всех одинаковые, мебель - казенная, а что сверх того - за свой счет. Из госбюджета выделяются средства - и немалые - на официальную переписку.
Однако сказанное выше касается не столько прав, сколько их технического обеспечения. Главное же наше право - запрашивать как в частных, так и в государственных учреждениях любого рода информацию, и по закону нам ее обязаны предоставить. При необходимости мы вправе вызвать на доклад любого чиновника, вплоть до министра.
- Мы подошли к теме привилегий японского парламентария. О том, что они все-таки есть, можно догадаться хотя бы по "спецлифту" в доме приемов посетителей, где над входом в кабинку вывешена табличка: "Только для депутатов".
- Я внимательно слежу за советской прессой и ожидала этого вопроса. Да, у нас есть то, что в СССР называется привилегиями. Скажем, есть право на бесплатный проезд на поезде первым классом. Билет на самолет оплачивается в оба конца, правда, только 3 раза в месяц. На вокзалах при необходимости можем пользоваться "специальными" комнатами отдыха.
Спецполиклиники? Как таковых их вообще не существует. Но в парламенте есть врачи на экстренный случай.
Вашему корреспонденту довелось побывать и в парламентской столовой. Как и у нас, вход в нее только по пропускам. Цены мало чем отличаются от тех, что "в городе". Выбор блюд небогат. И, как добавила моя собеседница, меню утверждается на заседании Комиссии по организации внутрипарламентской работы.