ПО ВАШЕЙ ПРОСЬБЕ. И. Сукачев: "Остаюсь максималистом"

   
   

Откликаясь на многочисленные просьбы читателей, наш корреспондент Н. СОЛДАТЕНКОВ встретился с лидером группы "Бригада С" И. СУКАЧЕВЫМ.

- Игорь, еще совсем недавно у советских рок - музыкантов были проблемы, связанные с запретами концертов и гастролей, с качеством аппаратуры и инструментов и т. д. Какие проблемы тревожат вас как лидера группы сегодня?

- Действительно, неувязки с литованием текстов, выяснения отношений с милицией или местными официальными органами остались только воспоминаниями о недавнем прошлом. Но сохранилась, на мой взгляд, самая серьезная - проблема высококачественной аппаратуры.

Сейчас говорят, что советский рок неинтересен в плане музыкальных идей. Но ведь для того, чтобы эти идеи родились, а главное, воплотились в звукозаписи, нужно много времени - на то, чтобы найти нужный звук, экспериментировать с ним. Нужны средства. Мы полгода работали над новым альбомом "Нонсенс", потратили на одну только запись около 10 тыс. рублей (час работы в студии стоит 80 рублей). На это ушли практически все деньги, которые мы заработали до этого на концертах. А ведь нам надо еще кормить семьи!

- Кстати, рок - музыкантов упрекают в огромных заработках.

- Не знаю, как другие, но мне уже тридцать, а я с женой и ребенком живу в комнате на окраине Москвы, машины нет, дорогих вещей тоже.

- Некоторые считают, что советская рок - музыка слишком привязана к различным событиям и конкретным проблемам, что она конъюнктурна.

- Лично я пою о том, что меня волнует как человека: о моих взаимоотношениях с Богом, с людьми, с самим собой. Это никак нельзя охарактеризовать как песни о плюрализме или дефиците колбасы.

А вообще, сложно говорить, о чем или о ком написана та или иная песня. Смешно спрашивать у Цоя, почему он еще в 1984 году спел "Мы ждем перемен!". Это просто рвалось у него изнутри. И песню нельзя назвать конъюнктурной, потому что тогда об этом никто не говорил открыто.

Точно так же и Гребенщиков, когда он - рок-эстет - заговорил в конце 70-х на старом, но давным-давно забытом языке, и его поняли, потому что это шло от души.

- Раз уж мы заговорили о рок - ветеранах, почему, на ваш взгляд, интерес к ним сегодня у молодых столь стремительно падает?

- Это закономерный процесс: растет новая аудитория, которая требует нового языка, ритма, музыки, кумиров. Конечно, можно сказать огромное спасибо и Макаревичу, и Гребенщикову за то, что они сделали для отечественной музыки. Но они уже в прошлом. Мне кажется, прошла пора рок - героев, гуру от рок-н-ролла. Сегодня не только слова, но и умение играть на инструментах, поиск новых форм в музыке имеют огромное значение.

- Есть ли у вас идеал творческого человека?

- Конечно. И самый близкий В. Высоцкий. Собственно, я восхищаюсь всеми людьми, чье творчество составляет часть мировой культуры, - это и Лао-цзы, и Конфуций, Достоевский и поэты России 20-х годов, В. Набоков и многие-многие другие.

- А кое-кто считает, что раз рок-музыкант - значит, кроме букваря, ничего не читал и, кроме гитары, ничем не интересуется.

- Я думаю, что именно нашей рок - музыке и свойствен достаточно высокий интеллектуальный уровень. Я знаю многих ребят, которые потому и занимают ведущие места в этой области, что отлично разбираются в литературе, живописи...

- Слышал от многих утверждение, что современная молодежь менее романтична и более прагматична в своих интересах и устремлениях, чем предыдущие поколения.

- Это заблуждение. Когда мы были юными, о нас говорили то же самое.

- Ю. Шевчук из "ДДТ" спел когда-то: "В этом мире того, что хотелось бы нам, - нет, но мы верим, что можем его изменить - да!". А вы верите в то, что ситуация в нашей стране может быть изменена?

- В принципе - да. Но не думаю, что это произойдет в ближайшее время. Я почему-то всегда вспоминаю слова Радищева, который сказал примерно следующее: такое ощущение, что Россия создана для того, чтобы преподнести миру какой-то страшный урок.

И этому есть достаточно подтверждений. В России постоянно лилась кровь - и при Иване Грозном, и при Петре Первом, и при Ленине, и при Сталине. В нашей истории не было периода, когда бы правительство не доводило народ до дикой, азиатской озлобленности. Ведь и в Америке были кризисы, и Западную Европу они потрясали. Но там все решалось путем экономических мер, и следующие правительства учитывали опыт предшественников. Только у нас все движется по словно заколдованному кругу - всегда один и тот же кровавый сценарий.

- Вы когда-нибудь сталкивались сами с проявлениями национализма?

- Один раз - на "Литуанике-87" в Вильнюсе, когда небольшая группка парней у сцены в начале концерта начала кричать: "Иван, убирайся домой!". Но подобное было только один раз.

- Ваша старая песня "Сидит сантехник на крыше" - это что, издевка над представителями данной профессии?

- Ни в коем случае. Эта песня не про сантехника, и вообще не про рабочих, и уж никак не издевка над ними. Я сам работал на заводе и знаю, что такое жизнь рабочих людей. Они вкалывают, а получают в лучшем случае 200 рублей, а кто остается на вторую смену - 300. Что они могут купить на эти деньги? Ничего. Они водку пьют - поэтому, они озлоблены - поэтому. Им лет десять, а то и больше нужно ждать получения квартиры, машина для них недосягаема. Дети - раздеты, разуты, жена - некрасивая уже к тридцати годам. С чего же им быть счастливыми, чем быть довольными? И над чем тут издеваться?

Смотрите также: