Может ли опыт ООН быть полезен для совершенствования нашего законодательства и повышения уровня жизни?
Об этом корреспондент "АиФ" Д. МАКАРОВ беседует с заместителем министра иностранных дел СССР В. ПЕТРОВСКИМ.
Наш подход к ООН, к международным организациям в целом существенным образом изменился. Сегодня мы исходим из того, что Организация Объединенных Наций и система ее спецучреждений - это не пропагандистская машина, как это считалось у нас раньше, а созданный коллективными усилиями всех государств многосторонний форум взаимодействия и сотрудничества. Своего рода стержнем, вокруг которого строится работа всей Организации, является ее Устав, воплотивший в себе принципы цивилизованного поведения и общения государств.
- В "АиФ" N 3 мы опубликовали таблицу, в которой сопоставлялись различные страны мира по распределению ВНП на душу населения и по личному потреблению. Выяснилось, что наша страна занимала в 1985 г. 66-е и 77-е места соответственно. С тех пор положение еще более ухудшилось. Экономика СССР находится в состоянии глубочайшего кризиса. Так, может быть, нам запросить у спецучреждений ООН экстренную материальную помощь?
- Думаю, такая постановка вопроса просто неверна. Прежде всего, по классификации ООН мы относимся к группе развитых стран мира, а программы помощи ориентированы прежде всего на слаборазвитые страны. Да и реально ли, чтобы кто-то, кроме нас самих, накормил 300 млн. человек, обул их и одел? Имеющийся у нас экономический потенциал должен помочь нам самим решить наши проблемы. К тому же у нас есть серьезные достижения во многих областях науки и технологии. Нужна лишь коренная реорганизация системы, чтобы все это заработало должным образом.
И вот здесь ООН может оказаться весьма полезной. Мы можем, например, вступить в международные экономические организации, где до сих пор не состояли. Сейчас МИД СССР работает в практическом плане по подключению нашей страны к Международному валютному фонду (МВФ), Международному банку реконструкции и развития (МБРР) и Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ).
- Значит ли, что, вступив в перечисленные вами международные экономические организации и с их помощью влившись в мировой рынок, мы сможем быстро вывести нашу экономику из плачевного состояния?
- Хотя вступление в ГАТТ, МВФ и МБРР должно оказать положительное воздействие на нашу экономику, одним этим наши экономические проблемы не решить. Полностью влиться в мировую экономику мы сможем, лишь восстановив свободные рыночные отношения внутри страны и сделав наш рубль свободно конвертируемой валютой. И это будет только началом. Пока же применять у нас автоматически международные стандарты просто нереально. Это нужно делать постепенно, все более активно участвуя и в таких организациях, как Экономическая комиссия ООН для Европы и Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана; в орбиту их деятельности могут быть включены соответствующие советские республики.
- Однако большинство наших республик, за исключением Украины и Белоруссии, по отдельности в ООН не представлены. Может быть, для начала следовало бы просить для каждой из них права отдельного представительства в этой организации?
- Вопрос об участии СССР и союзных республик очень внимательно изучался при создании ООН. Во время войны, когда шел процесс ее формирования. Советское правительство именно так и ставило вопрос. В ответ правительство США поставило вопрос об отдельном представительстве в ООН всех штатов. В качестве компромисса мы предложили, чтобы в ООН были представлены те советские республики, которые первыми пострадали от германской агрессии: Украина, Белоруссия, Литва. Но в конце концов на Ялтинской конференции 1945 г. было достигнуто соглашение лишь о двух республиках.
Вопрос о представительстве всех наших республик в ООН требует изменения Устава ООН.
Сейчас практически все государства единодушны в том, чтобы не трогать Устав ООН. Они опасаются созыва Генеральной конференции по пересмотру Устава ООН, это может открыть "ящик Пандоры", когда другие страны пожелают других изменений в Уставе, в результате чего ООН может рассыпаться.
- А, кстати, как строятся сейчас финансовые отношения между СССР и ООН? В прошлом в западной печати изредка писали о некоем советском долге этой организации.
- Наш взнос в ООН делится как бы на две части. Регулярный взнос в ее годовой бюджет составляет около 80 млн. долл., или 11,5% ее бюджета. Для сравнения скажу, что США платят 25%. Эту часть взноса мы всегда платили регулярно.
Вторую часть составляет взнос на содержание войск ООН для проведения специальных операций. Эти войска решениями Организации посылались в прошлом в разные части света, сейчас они действуют на Кипре, Ближнем Востоке, в Намибии.
У нас в отношении этих войск проводилась двойственная политика.
С одной стороны, мы не возражали против их формирования, не голосуя ни за, ни против, а потом заявляли, что войска ООН сформированы незаконным путем и потому мы отказываемся платить деньги на их содержание. В результате за прошедшие годы на нас набежал долг в размере 125 млн. долл., большую часть которого (72 млн.), начиная с 1987 г., мы по частям выплатили.
- В этой связи наши читатели часто задают вопрос: нельзя ли использовать войска ООН для урегулирования наших межнациональных конфликтов, например между Арменией и Азербайджаном?
- ООН - это организация межгосударственная и согласно своему Уставу не может вмешиваться во внутренние конфликты отдельных стран. Однако методология, с помощью которой ООН содействует решению межгосударственных конфликтов, может быть учтена и в нашей стране.
- Насколько эффективно у нас в стране используется опыт, накопленный ООН и ее специализированными учреждениями?
- Это, пожалуй, главный вопрос нашей беседы. Сейчас, когда остро стоит вопрос об интегрировании СССР в мировой экономический порядок, о создании правового демократического государства, создается впечатление, что многие наши политики и экономисты совершенно не знакомы с опытом, накопленным международным сообществом. Этот опыт не принадлежит ни одной конкретной стране, а является своего рода квинтэссенцией мирового разума, лучшим, что им накоплено. Его, конечно, надо использовать с учетом специфики каждой страны в отдельности.
Выработан, например, кодекс поведения официальных лиц во время социальных беспорядков. Слышали ли об этом в наших республиканских и местных органах власти? Словом, на каждый случай жизни есть общие рекомендации, которые должны облегчать поиск и нахождение правильных решений.
- Вина за недостаток информации о деятельности ООН, наверное, лежит прежде всего на вашем министерстве?
- Вероятно, вы правы. Начиная с этого года, МИД СССР планирует каждый год представлять доклад о работе советской делегации в ООН в Верховный Совет и распространять наиболее важные документы ООН и специализированных органов среди соответствующих комитетов и комиссий.
Сейчас реорганизуется деятельность Советской ассоциации содействия ООН, общественной организации, аналоги которой уже давно существуют во многих странах и которая, я думаю, поможет распространить необходимую информацию среди тех, кто в ней заинтересован.
Смотрите также:
- Глава 4. Другие органы "семьи" учреждений Организации Объединенных Наций →
- С. Лавров. Забыть о комплексе неполноценности! →
- ООН и НАТО: Примаков озабочен мандатированием →