С 11 по 15 июня в Донецке проходил I съезд шахтеров, где находился наш корреспондент А. БИНЕВ. Каждый рабочий день приносил трагические вести с забоев:
- шахта им. Димитрова (Кузбасс) - 11 жертв,
- шахта им. Засядька (Донбасс) - 5 жертв,
- шахта им. 60-летия Украины (Донбасс) - 1 жертва.
И последний день начался с минуты молчания в связи с гибелью взрывника на одной из шахт Донбасса.
На шахте Первомайской (г. Луганск) в ответ на произвол администрации пятеро шахтеров объявили голодовку.
СЪЕЗДОМ ПРИНЯТЬ РЕЗОЛЮЦИИ о социально-экономическом положении, о путях вступления в рыночные отношения, о выполнении постановления N608, о профсоюзе, о партии. Шахтеры потребовали отставки правительства СССР.
Горный мастер Ю. Макаров, член Донбасского стачкома и оргкомитета съезда: 608-е постановление практически не вы полнено. Им никто не занимался. Почти все зависит от цены на уголь, а именно это не решено. Правительство не занимается нашими проблемами. Одно время аппаратом пропагандировался лозунг, что шахтеры тянут на себя одеяло. Но от этого "одеяла" летят клочья только тогда, когда оно попадает в руки министерств и ведомств. Трудящихся в стране просто пытаются столкнуть лбами.
Горнорабочий Б. Мукажанов (г. Караганда) - зам. председателя государственно-общественной комиссии по контролю за постановлением N 608: Я был в США, в восьми штатах, посетил шахтерские семьи и сами шахты. После этого я пришел к выводу, что наша система социально-экономических отношений на всех уровнях не оправдала себя. При каком бы строе я ни жил, раз я работаю, отдаю свой труд, то должен получать по- справедливости. Меня возмущает, что наша страна выглядит в целом богатой, а каждый из нас - нищий.
Одно из центральных мест в дискуссиях на съезде и в кулуарах занял вопрос о жизненном уровне и переходе к рыночным отношениям.
Ю. Макаров: Официально средняя зарплата шахтеров - 370 руб. Но это означает, что есть и ниже. Проценты и средние цифры загнали нас в тупик. Они лгут. А сейчас оказалось, что большинство - за чертой бедности. На съезде присутствуют итальянские горняки. Они говорили, что у них зарплата в месяц - 1500 тыс. лир (или 1200 долл.), у ИТР - 2 млн. лир.
Даже наш "механизированный" труд они оценили как ручной. У них - свободный рынок.
Мы не против рыночной экономики, но зайти в эту систему в том состоянии, в котором находимся сегодня, невозможно. Хотя, например, Кузбасс в более выгодном положении: качество угля там несравненно выше.
Подземный электрослесарь В. Шварцкоп, депутат поселкового Совета (Челябинский угольный бассейн): Я согласился бы с повышением цен, если бы у нас был товар, но его нет, а кроме того, никто не знает, сколько стоит рубль. Цены должна регулировать сама экономика.
Горнорабочий А. Карманов (г. Челябинск): Считаю, что повышение цен на товары только дискредитирует само понятие "рыночная экономика".
В. Мукажанов: Регулирующим фактором рыночной экономики должен быть потребитель. Это имеет не только бытовой, но и производственный смысл.
Когда наш министр М. Щадов говорит о регулируемой рыночной экономике, то за словом "регулируемая" скрывается стремление сохранить свою, номенклатурную, власть. Они опять выносят себя за пределы тех экономических законов, которые обязательны для всех.
Выписка из телеграммы, разосланной по шахтам накануне съезда и подписанной Щадовым (министр) и Луневым (председатель ЦС профсоюза): "Доводим до вашего сведения, что... второй пленум центрального совета профсоюза работников угольной промышленности постановил о том, что намеченный инициативной группой по контролю за постановлением N 608 на 11-15 июня съезд шахтеров считать преждевременным".
Далее речь шла о том, что министерством "намечен" другой съезд - в Москве, в августе: "Оргкомитет по подготовке съезда в ближайшее время сообщит норму представительства, порядок ведения, повестку дня, точное место проведения съезда".
Министр М. Щадов не отвечал на вопросы корреспондентов, но уйти от ответов на вопросы шахтеров не удалось. На четвертый день он, наконец, появился на съезде и был приглашен на трибуну:
"Я из крестьянской семьи, свою трудовую деятельность начал с рабочего. Во мне нет ничего барского".
Это прозвучало в ответ на заявление одного из шахтеров, что помнит министра директором шахты и что и тогда он проявлял барство и высокомерие. На съезде был поставлен вопрос о недоверии министру.
Лишь после того, как министр был вынужден согласиться с признанием полномочий съезда, председательствующий позволил ему покинуть трибуну.
Камнем преткновения стал вопрос о профсоюзах: создать новые, независимые или перестраивать старые. Большинство было за первый вариант. Резолюцию предоставили на рассмотрение шахтерам страны.
Ю. Макаров: Мы нуждаемся в социальной и экономической защите. И защитить нас способны только независимые профсоюзы, а не подчиненные, как сегодня, министру. Настроения бастовать у нас нет. Все конфликты должны решаться через профсоюзы.
В. Шварцкой: Профсоюз, который существует сегодня, дальше существовать не может. Он не отражает интересов шахтеров.
Ответы на вопрос о главном итоге съезда.
А. Карманов: Мы должны помнить, что самое главное - это единство.
Б. Мукажанов: Основная задача выполнена - мы сплочены.
Смотрите также:
- КАК ШАХТЕРЫ ДОНБАССА ДОБИВАЛИСЬ СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ. "Мы не раз обращались..." →
- СФРЮ. Плюсы и минусы ротации кадров →
- Президент в СССР: точки зрения →