Примерное время чтения: 6 минут
113

АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ. "Завоевать доверие народа"

Если верить сообщениям, поступающим из Варшавы, Польская объединенная рабочая партия (ПОРП) готова отказаться от большинства в парламенте, и на предстоящих летом выборах в Сейм она вместе с Объединенной крестьянской партией (ОКП) и Демократической партией (ДП) - своими союзниками по правящей коалиции - сохранит за собой лишь 60% мандатов. Остальные 40% поделят беспартийные депутаты, в том числе представители оппозиции. Как следует это расценивать - как капитуляцию, отступление от принципов социализма?

О последних событиях в Польше наш корреспондент А. ГОЛУБ беседует с советником посольства ПНР в Москве В. КЛЯЧИНЬСКИМ.

- Политическая либерализация и наметившиеся в последнее время демократические преобразования в политическом и государственном устройстве республики проистекают из политической философии, принятой на IX съезде ПОРП в июле 1981 г., серьезных изменений в общественно- политической жизни страны в соответствии с решениями недавнего Х пленума.

В июне нынешнего года намечаются "неконфронтационные" выборы в высший законодательный орган страны, на которых мандаты будут распределены по взаимной договоренности между правящей коалицией, оппозицией и другими политическими силами. Предусматривается образование второй палаты Сейма, намечается учреждение поста президента.

- Говоря о Х пленуме, вы имеете в виду концепцию государства социалистической парламентарной демократии? Признание политической оппозиции, профсоюзный плюрализм?

- Именно так. И это не голое декларирование демократических свобод. Если прежде союзнические ПОРП партии не имели решающего влияния на решение важнейших государственных вопросов, то теперь они являются полноправными партнерами ПОРП. Коалиционная форма власти показывает себя с лучшей стороны. Существует мнение, что она будет способствовать созданию иммунитета от зазнайства, поможет избежать многих ошибок.

Партия смело пошла на интеграцию плюрализма и оппозиции в нашу систему. Мы не против, если будут создаваться политические клубы, центры общественно-политической жизни. После того как Государственный совет возобновит действие временно приостановленного в 1982 г. положения о профсоюзном плюрализме, в Польше возникнут новые профсоюзы.

- Как я понимаю, сегодня центральное событие в Польше - это "круглый стол" с участием "Солидарности". Какие цели он преследует?

- Прежде всего - это выяснение намерений. И, конечно же, проба сил. Партию интересовал замысел оппозиции. Оппозиции хотелось знать, на что она может рассчитывать.

Инициатива встречи за "круглым столом" исходила от руководства страны. Однако партия, ее аппарат к встрече и соглашению с оппозицией не были готовы: воспитанный годами догматизм был преодолен не сразу. В довольно короткий срок большинство партийцев все же сумели преодолеть в себе консерватизм и медлительность. Сегодня партия совершает этот интересный эксперимент, эту наступательную акцию не для ослабления социализма, а для укрепления стабильности нашего социалистического государства, обеспечения спокойствия и порядка в рамках конституции.

Перечень обсуждаемых вопросов огромен. В частности, оппозиция рвется на телевидение, и ей предлагают участвовать в общей третьей программе наравне с другими партиями и организациями. В то же время правительственная сторона согласилась на издание печатного органа "Солидарности".

- Итак, постановление Х пленума предопределило участие оппозиции в осуществлении власти, допускает ее представительство в Сейме, в народных Советах, в правительстве. Но удовлетворится ли она этим? Не попытается ли она захватить власть?

Такое опасение существует. Но я лично присоединяюсь к иному мнению, высказанному на Х пленуме: "Если бы мы не пошли на этот шаг, то общество пришло бы к выводу, что нас интересует только власть, а не жизнь народа". Конечно же, против оппозиции можно использовать хотя бы те же "парламентские методы": если даже ПОРП утратит большинство в Сейме, она сохранит его вместе с ОКП и ДП. Этого достаточно, чтобы проводить законопроекты, охраняющие государственный строй. Всей широтой доверенной ему власти сможет воспользоваться и президент, наделенный правом на роспуск парламента, на проведение досрочных выборов, назначение премьер-министра. Наконец, государство располагает силами и средствами, которые могут гарантировать его стабильность. Однако партия намеревается завоевать доверие народа иным путем - улучшить его жизненные условия.

В тезисах Политбюро к Х пленуму прямо говорилось: "Ликвидация мучительных очередей и заполнение магазинных полок составляют основное условие доверия к нашему строю, и это правильно".

- Ожидаемые перемены к лучшему связывают с именем нового премьер-министра М. Раковского. Каким путем его правительство намеревается преодолеть кризисное состояние экономики?

- Правительство Раковского возлагает надежды, в частности, на два новых закона, принятых Сеймом 23 декабря 1988 г., - это закон "О хозяйственной деятельности" и "О хозяйственной деятельности с участием иностранных субъектов". Эти два документа знаменуют собой подлинную революцию производственных отношений, прокладывают новые направления развития экономики страны и, руководствуясь здравым смыслом, ставят все с головы на ноги.

- Что имеется в виду?

- Возьмем закон "О хозяйственной деятельности". Обращаясь к прошлому, следует напомнить три особенности системы управления. Первая заключалась в том, что рынок играл ограниченную роль. Вторая - хозяйство функционировало на базе запретов и разрешений ("это можно, а это нельзя"). И третья - хотя в Польше всегда существовали предприятия, принадлежащие государственному, кооперативному и частному сектору, равенства между ними никогда не существовало.

Хозяйственные субъекты делились на "более социалистические" и "менее". Наиболее полно отражающей интересы общества признавалась государственная собственность, далее шла кооперативная и в самом конце частная собственность, которая в структуре экономики допускалась лишь как остаток старой системы, рано или поздно подлежащий искоренению.

Первая имела свободный доступ к сырью, материалам, валюте, машинам и т. д. Вторая - ограниченный. Третья не имела никакого.

Закон "О хозяйственной деятельности" ликвидировал эту несуразицу. Во-первых, все административно - бюрократические решения были отменены в пользу рынка - рынка товаров и услуг, валютного рынка и рынка труда. Во- вторых, отход от административно - бюрократических ограничений типа "можно", "нельзя". В-третьих, отказ от деления предприятий на более привилегированные и менее, лучшие и худшие, "более социалистические" и "менее".

Хозяйственная свобода, равенство всех субъектов по характеру собственности, рынок со всеми его законами - таковыми видятся главные моменты новой экономической системы польского народного хозяйства. Положения нового закона будут проверяться и опробоваться хозяйственной практикой. Идет сложный и острый процесс консолидации выработки новой социалистической экономики. Конкретные формы государственного и политического устройства страны определит Сейм.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно